Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.03. Организация работы с молодежью |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_03_ОРсМ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 10,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.
1.1. | Изучение теоретических и методологических оснований как базы для коррекционных технологий в практике оказания помощи личности в контексте образовательной деятельности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09.02 |
ОПК-4 | готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе |
ПК-7 | Способностью вырабатывать организационные решения проблем в молодежной среде |
ПК-12 | Владением навыками организации информационного обеспечения решения задач молодежной политики |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Теорию, основные принципы коррекционной работы в системе образования, основные методы и методики психокоррекции навыками поиска и систематизации необходимой информации для решения актуальных профессиональных задач |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Определить содержание и сущность коррекции различных возрастных групп в образовательном процессе; Реализовать основные стратегии психокоррекционной помощи и их специфику в различных возрастных группах в образовательном учреждении; реализовать основные стратегии психокоррекционной помощи и их специфику в различных возрастных группах в образовательном учреждении; обучить основам организации и планирования психокоррекционной помощи в образовательном учреждении; проводить основные коррекционные мероприятия в образовании, нести за них ответственность. Собирать и систематизировать необходимую информацию в заданном контексте для решения специфических профессиональных задач Обучать основам организации и планирования психокоррекционной помощи в образовательном учреждении |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Реализации основных практических технологий и методики психокоррекции в образовании навыками использования практических технологий, техник и методик психокоррекции в образовании; навыками проведения эффективных тренингов и коррекционных мероприятий в образовании, навыками поиска новых решений в необходимых ситуациях навыками поиска и систематизации необходимой информации для решения актуальных профессиональных задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы психокоррекции в образовании | ||||||
1.1. | Введение в коррекционную работу в системе образования | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Коррекционные воздействия, цели, техники коррекции в психодинамическом направлении. Возможности использования в системе образования | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Коррекционные воздействия, цели, техники коррекции в аналитическом направлении | Лекции | 8 | 4 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Коррекционные воздействия, цели, техники коррекции в клиент-центрированном направлении | Практические | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Использование логотерапии В. Франкла в психокоррекции подростков и старших школьников | Практические | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Особенности составления психокоррекционных программ | Практические | 8 | 8 | ОПК-4, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Технологии работы психолога с различными возрастными группами. | Практические | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Психокоррекция как направление деятельности психолога в образовании | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-4, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Использование индивидуальной и групповой формы психокоррекции в системе образования | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-4, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Составление проекта психокоррекционной программы | Сам. работа | 8 | 12 | ОПК-4, ПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Нарушения поведения, их профилактика и коррекция | Сам. работа | 8 | 12 | ОПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету 1. Различия и сходство психотерапии и психокоррекции в контексте работы в системе образования. 2. Определите специфические черты психокоррекции в системе образования 3. Назовите виды психокоррекции, используемые в системе образования. 4. Какие элементы включает в себя психокоррекционная ситуация. 5. Выделите основные принципы психокоррекции учащихся. 6. Назовите цели, задачи психокоррекции для разных возрастных групп учащихся. 7. Требования к психологу-педагогу, осуществляющему психокоррекцию в системе образования. 8. Принципы составления психокоррекционных программ в условиях системы образования. 9. Виды психокоррекционных программ. 10. Основные блоки психокоррекционного комплекса. 11. Основные требования к составлению психокоррекционных программ. 12. Оценка эффективности психокоррекции в образовании. 13. Назовите основные направления в зарубежной психокоррекционной теории. 14. Определите кратко специфику каждого подхода. 15. Назовите основные техники в рамках каждого подхода. 16. Выделите показания к групповой и индивидуальной коррекции в образовательном учреждении. 17. Определите психологические особенности индивидуальной психокоррекции учащихся. 18. Каковы основные стадии индивидуальной психологической психокоррекции. 19. Виды позиций психолога в процессе установления контакта с клиентами-субъектами образовательного процесса. 20. Поведенческое направление в психокоррекции. 21. Когнитивное направление. 22. Транзактный анализ, его возможности в коррекции поведения учащихся. 23. Гештальт-терапия, специфика использования для работы со старшими школьниками. 24. Педагогические конфликты: предупреждение и разрешение. 25. В чем заключается коррекционная работа с семьей в родительских группах? 26. В каких случаях используется метод семейной скульптуры. 27. Что представляет собой метод семейной генограммы. 28. Какова стратегия и тактика психокоррекционной работы с агрессивными подростками. 29. Каковы мишени психокоррекционной работы при аддиктивном поведении учащихся. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы рефератов Влияние личностных особенностей педагога-психолога на эффективность психокоррекции учащегося. 2. Интропсихологические детерминанты выбора профессии клинического психолога. 3. Влияние ценностных ориентаций подростков на формирование барьеров в психокоррекционном взаимодействии. 4. Критерии эффективности психокоррекции в случае неадекватной самооценки учащегося. 5. Критерии оценки эффективности психокоррекционной деятельности. 6. Мотивационные факторы выбора специальных техник поведенческой психокоррекции при агрессивном поведении учащихся. 7. Проблемы семейной психокоррекции в отечественной психологии. 8. Психокоррекционные факторы активизации самоосознования клиентов в гештальт-подходе |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Г. И. Колесникова | СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ 2-е изд.: Учебное пособие для академического бакалавриата | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Назарова Наталия Михайловна | Педагогика инклюзивного образования: Учебник | ИНФРА-М, 2018 | znanium.com |
Л2.2 | Мазниченко М. А. | КОРРЕКЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд. : Учебник и практикум для академического бакалавриата | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ www.e-library.ru - Научная электронная библиотека http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн» http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион» Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/ Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/ Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |