МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Коррекционная работа в системе образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Коррекционная работа в системе образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение теоретических и методологических оснований как базы для коррекционных технологий в практике оказания помощи личности в контексте образовательной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
ПК-7 Способностью вырабатывать организационные решения проблем в молодежной среде
ПК-12 Владением навыками организации информационного обеспечения решения задач молодежной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теорию, основные принципы коррекционной работы в системе образования, основные методы и методики психокоррекции
навыками поиска и систематизации необходимой информации для решения актуальных профессиональных задач
3.2.Уметь:
3.2.1.Определить содержание и сущность коррекции различных возрастных групп в образовательном процессе;
Реализовать основные стратегии психокоррекционной помощи и их специфику в различных возрастных группах в образовательном учреждении;
реализовать основные стратегии психокоррекционной помощи и их специфику в различных возрастных группах в образовательном учреждении; обучить основам организации и планирования психокоррекционной помощи в образовательном учреждении; проводить основные коррекционные мероприятия в образовании, нести за них ответственность.
Собирать и систематизировать необходимую информацию в заданном контексте для решения специфических профессиональных задач
Обучать основам организации и планирования психокоррекционной помощи в образовательном учреждении
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Реализации основных практических технологий и методики психокоррекции в образовании
навыками использования практических технологий, техник и методик психокоррекции в образовании; навыками проведения эффективных тренингов и коррекционных мероприятий в образовании, навыками поиска новых решений в необходимых ситуациях
навыками поиска и систематизации необходимой информации для решения актуальных профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы психокоррекции в образовании
1.1. Введение в коррекционную работу в системе образования Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Коррекционные воздействия, цели, техники коррекции в психодинамическом направлении. Возможности использования в системе образования Лекции 8 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Коррекционные воздействия, цели, техники коррекции в аналитическом направлении Лекции 8 4 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Коррекционные воздействия, цели, техники коррекции в клиент-центрированном направлении Практические 8 4 ОПК-4, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Использование логотерапии В. Франкла в психокоррекции подростков и старших школьников Практические 8 4 ОПК-4, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Особенности составления психокоррекционных программ Практические 8 8 ОПК-4, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Технологии работы психолога с различными возрастными группами. Практические 8 4 ОПК-4, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Психокоррекция как направление деятельности психолога в образовании Сам. работа 8 10 ОПК-4, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Использование индивидуальной и групповой формы психокоррекции в системе образования Сам. работа 8 10 ОПК-4, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Составление проекта психокоррекционной программы Сам. работа 8 12 ОПК-4, ПК-7 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Нарушения поведения, их профилактика и коррекция Сам. работа 8 12 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету
1. Различия и сходство психотерапии и психокоррекции в контексте работы в системе образования.
2. Определите специфические черты психокоррекции в системе образования
3. Назовите виды психокоррекции, используемые в системе образования.
4. Какие элементы включает в себя психокоррекционная ситуация.
5. Выделите основные принципы психокоррекции учащихся.
6. Назовите цели, задачи психокоррекции для разных возрастных групп учащихся.
7. Требования к психологу-педагогу, осуществляющему психокоррекцию в системе образования.
8. Принципы составления психокоррекционных программ в условиях системы образования.
9. Виды психокоррекционных программ.
10. Основные блоки психокоррекционного комплекса.
11. Основные требования к составлению психокоррекционных программ.
12. Оценка эффективности психокоррекции в образовании.
13. Назовите основные направления в зарубежной психокоррекционной теории.
14. Определите кратко специфику каждого подхода.
15. Назовите основные техники в рамках каждого подхода.
16. Выделите показания к групповой и индивидуальной коррекции в образовательном учреждении.
17. Определите психологические особенности индивидуальной психокоррекции учащихся.
18. Каковы основные стадии индивидуальной психологической психокоррекции.
19. Виды позиций психолога в процессе установления контакта с клиентами-субъектами образовательного процесса.
20. Поведенческое направление в психокоррекции.
21. Когнитивное направление.
22. Транзактный анализ, его возможности в коррекции поведения учащихся.
23. Гештальт-терапия, специфика использования для работы со старшими школьниками.
24. Педагогические конфликты: предупреждение и разрешение.
25. В чем заключается коррекционная работа с семьей в родительских группах?
26. В каких случаях используется метод семейной скульптуры.
27. Что представляет собой метод семейной генограммы.
28. Какова стратегия и тактика психокоррекционной работы с агрессивными подростками.
29. Каковы мишени психокоррекционной работы при аддиктивном поведении учащихся.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
Влияние личностных особенностей педагога-психолога на эффективность психокоррекции учащегося.
2. Интропсихологические детерминанты выбора профессии клинического психолога.
3. Влияние ценностных ориентаций подростков на формирование барьеров в психокоррекционном взаимодействии.
4. Критерии эффективности психокоррекции в случае неадекватной самооценки учащегося.
5. Критерии оценки эффективности психокоррекционной деятельности.
6. Мотивационные факторы выбора специальных техник поведенческой психокоррекции при агрессивном поведении учащихся.
7. Проблемы семейной психокоррекции в отечественной психологии.
8. Психокоррекционные факторы активизации самоосознования клиентов в гештальт-подходе
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. И. Колесникова СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ 2-е изд.: Учебное пособие для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Назарова Наталия Михайловна Педагогика инклюзивного образования: Учебник ИНФРА-М, 2018 znanium.com
Л2.2 Мазниченко М. А. КОРРЕКЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд. : Учебник и практикум для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.