МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Коммуникации в организациях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильОрганизация работы с молодежью в сфере молодежной политики и развития молодежи
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРМ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Коммуникации в организациях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Коммуникации в организации» являются: изучение теоретических и методологических оснований как базы для современных коммуникативных технологий в практике социальной работы с молодежью. Определение содержания и сущности коммуникаций в организации; изучение основных особенностей вербальных и невербальных коммуникаций и их специфики в различных организациях; обучение основам коммуникативного тренинга в организации и планирования деятельности по оптимизации общения в различных учреждениях; освоение практических технологий и методики социально-психологического сопровождения личности в организации в контексте эффективных коммуникаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен применять современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности в сфере молодежной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и методологические основания современных коммуникативных технологий в практике социальной работы с молодежью.
Содержание и сущность коммуникаций в организации
все специальные области социологического изучения коммуникаций в организации, специфику самообразования в профессии;
эффективные коммуникативные технологии в планировании и организации молодежных коллективов.
Необходимую специфику выработки организационных решений в молодежной среде по сбору и классификации необходимой информации
3.2.Уметь:
3.2.1.эффективно использовать вербальные и невербальные способы коммуникаций, учитывая их специфику в различных организациях; Обучать разные группы молодежи основам коммуникативного тренинга в организации;
Проводить разнообразные тренинги коммуникаций в организации;
Планировать деятельность по оптимизации общения в различных учреждениях
Основные коммуникативные технологии на русском и иностранном языках для постоянного профессионального само продвижения;
проблемам, ориентироваться и применять полученную информацию в рамках организации, формирования профессиональных коллективов и команд
использовать теоретические знания для эффективного сбора и классификации разных видов информации;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыки быстрого и гибкого освоения практических технологий и методики социально-психологического сопровождения личности в организации в контексте эффективных коммуникаций; анализом механизмов регулирования межличностных и межкультурных коммуникаций в контексте своего профессионального роста.
Организации молодежных мероприятий, владеет эффективными технологиями тим - билдинга.
Набором необходимых навыков для высокоэффективной работы с разнообразной научной информацией.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. й в органиазции
1.1. Искусство воздействия на личность и коллектив Лекции 7 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Введение в курс «Коммуникации в организации Лекции 7 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Многозначность и полифункциональность коммуникаций в организации. Лекции 7 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Микроструктурный анализ коммуникаций в организации Лекции 7 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Специфика делового разговора Практические 7 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Коммуникативный тренинг Практические 7 14 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Соотношение вербальных и невербальных коммуникаций Сам. работа 7 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Конфликт в организации Сам. работа 7 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Технологии и техники эффективного делового общения Сам. работа 7 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Этика деловых отношений Сам. работа 7 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету
1. Коммуникации в организации как междисциплинарная область научного знания.
2. Общенаучная характеристика коммуникативной деятельности.
3. Краткая история становления психологии коммуникаций.
4. Предмет, задачи, структура предмета коммуникации в организации.
5. Методы исследования в психологии коммуникаций.
6. Коммуникации как многоаспектный феномен.
7. Основные видоизменения коммуникаций в современном мире.
8. Сущность коммуникаций в организации.
9. Функции коммуникативного процесса.
10. Классификация коммуникативных процессов.
11. Возрастание значимости коммуникаций в жизни современного общества.
12. Сущность коммуникативной компетентности.
13. Полифункциональность коммуникативной деятельности.
14. Роль мимических и пантомимических аспектов коммуникаций.
15. Паравербальные характеристики общения.
16. Темпоритмические особенности общения.
17. Пространственный рисунок общения.
18. Сущность «impression manadgement»
19. Роль «этикедных кодов» в общении.
20. Суть коммуникативного зеркала.
21. Аутокоммуникативное поведение.
22. Взаимодействие вербального и невербального общения.
23. Коммуникативное пространство.
24. Физиогномические стереотипы как барьеры общения.
25. Паралингвистические характеристики общения.
26. Особенности вербальных коммуникаций в организации.
27. Алгоритм публичного выступления.
28. Правила публичных выступлений.
29. Инструменты управления вниманием.
30. Законы ораторского искусства.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
темы рефератов
1. На стыке каких наук развивается курс коммуникации в организации?
2. Дайте определение понятий «коммуникации», «коллектив».
3. Что такое «коммуникативный процесс».
4. Раскройте сущность понятий: «коммуникативное зеркало», «аутокоммуникации», «паравербальные характеристики общения».
5. Назовите исторические этапы развития социальной психологии.
6. Выделите основные направления исследований коммуникаций в социальной психологии.
7. Назовите основные микроструктурные элементы коммуникаций.
8. Определите принципы отношений субъектов коммуникаций в организации.
9. Укажите основные барьеры коммуникативного взаимодействия.
10. Раскройте специфику профессиональных (производственных) коммуникаций.
11. Осуществите анализ основных коммуникативных технологий воздействия на личность.
12. Составьте список психологических
- методик и тестов;
- игр и упражнений;
- тренинговых занятий, используемых в психологии общения.
13. Что отличает эффективные коммуникации от неэффективных?
14. Какие пантомимические особенности коммуникаций обеспечивают предрасположенность человека к человеку во время коммуникаций?
15. Каковы составляющие микроструктурного анализа коммуникаций?
16. Какие основные факторы влияют на конфликтную ситуацию?
17. Что определяет эффективное решение конфликта в организации (критерии)?
18. Какие требования предъявляются к управленческому труду в организации?
19. Что выступает в качестве индивидуально-психологических детерминант успешного руководителя?
20. Какие функции реализует конфликт в организации?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коноваленко М.Ю., Коноваленко В.А. ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Таратухина Ю.В. - Отв. ред., Безус С.Н. - Отв. ред. ТЕОРИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебники Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.