Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия |
Специализация | Фундаментальная и прикладная химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 04_05_01_ФиПХ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 30 | 22 | 30 |
Лабораторные | 46 | 64 | 46 | 64 |
Практические | 18 | 28 | 18 | 28 |
Сам. работа | 103 | 67 | 103 | 67 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 31.08.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна, д.х.н., профессор
1.1. | Сформировать глубокое понимание общих закономерностей, связывающих состав, строение и направления химической переработки растительного сырья с целью получения продуктов самого разнообразного назначения, ознакомиться со спецификой работы с низкомолекулярными компонентами и используемыми методиками исследования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ОПК-1 | способностью воспринимать, развивать и использовать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач |
ПК-3 | владением системой фундаментальных химических понятий и методологических аспектов химии, формами и методами научного познания |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - химическое строение и свойства низкомолекулярных компонентов растительного сырья; - направления химической переработки низкомолекулярных компонентов, реакции химических превращений. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - прогнозировать направления химической переработки растительного сырья в зависимости от: запасов, химического состава, строения низкомолекулярных компонентов растительного сырья, подвергающегося переработке; - использовать полученные знания в написании соответствующего раздела в курсовой и выпускной (квалификационной) работе бакалавра. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - обладать навыками выделения экстрактивных веществ, групповой классификации выделенных соединений; - определения качественного и количественного состава растительного сырья; - об основных, традиционных технологических производствах по переработке растительного сырья, а также о современных тенденциях в области химической переработки растительного сырья. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Растительное сырье | ||||||
1.1. | Основные направления переработки растительного сырья | Лекции | 7 | 1 | ОПК-1, ПК-3 | Л1.2 |
1.2. | Химический состав растительного сырья | Лекции | 7 | 1 | ОПК-1, ПК-3 | Л1.2 |
1.3. | Растительное сырье | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-1, ПК-3 | Л1.2 |
Раздел 2. Низкомолекулярные вещества | ||||||
2.1. | Классификация, местонахождение, терминология веществ растительного происхожления | Лекции | 7 | 2 | ОПК-1, ПК-3 | Л1.1 |
2.2. | Эфирные масла: источники, свойства, схемы выделения | Лекции | 7 | 2 | ОПК-1, ПК-3 | |
2.3. | Гидрофобные экстрактивные вещества: терпены | Лекции | 7 | 6 | ОПК-1, ПК-3 | Л1.1 |
2.4. | Гидрофобные экстрактивные вещества: смоляные кислоты, жиры, воски | Лекции | 7 | 2 | ОПК-1, ПК-3 | Л1.2 |
2.5. | Гидрофобные экстрактивные вещества: фенольные соединения. Минеральные компоненты | Лекции | 7 | 2 | ОПК-1, ПК-3 | Л1.2 |
2.6. | Определение влажности растительного сырья | Лабораторные | 7 | 6 | ОПК-1, ПК-3 | Л3.1 |
2.7. | Определение зольности растительного сырья | Лабораторные | 7 | 8 | ОПК-1, ПК-3 | Л3.1 |
2.8. | Определение экстрактивных веществ | Лабораторные | 7 | 12 | ОПК-1, ПК-3 | Л3.1 |
2.9. | Извлечение флавоноидов из растительного сырья. УФ- и ИК-спектрофотометрическое исследование флавоноидов | Лабораторные | 7 | 12 | ОПК-1, ПК-3 | Л3.1 |
2.10. | Классификация и номенклатура изопреноидов | Практические | 7 | 6 | ОПК-1, ПК-3 | Л1.1 |
2.11. | Способы получения и химические свойства изопреноидов | Практические | 7 | 4 | ОПК-1, ПК-3 | Л1.1 |
2.12. | Низкомолекулярные вещества из растительного сырья | Сам. работа | 7 | 20 | ОПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 3. Структура, химия и физика растительного сырья | ||||||
3.1. | Структура макромолекулярных веществ: углеволная часть | Лекции | 7 | 2 | ОПК-1, ПК-3 | Л1.2 |
3.2. | Структура макромолекулярных веществ: ароматическая часть | Лекции | 7 | 2 | ОПК-1, ПК-3 | Л1.2 |
3.3. | Основные структрные компоненты растительного сырья | Практические | 7 | 4 | ОПК-1, ПК-3 | Л1.2 |
3.4. | Структура, химия и физика растительного сырья | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-1, ПК-3 | Л1.2 |
Раздел 4. Строение древесины | ||||||
4.1. | Макроскопическое строение древесины | Лекции | 7 | 2 | ОПК-1, ПК-3 | Л1.2 |
4.2. | Анатомическое строение древесины | Лекции | 7 | 2 | ОПК-1, ПК-3 | Л1.2 |
4.3. | Ультраструктура клеточной стенки | Лекции | 7 | 2 | ОПК-1, ПК-3 | Л1.2 |
4.4. | Строение древесины | Практические | 7 | 6 | ОПК-1, ПК-3 | Л1.2 |
4.5. | Строение древесины | Сам. работа | 7 | 15 | ОПК-1, ПК-3 | Л1.2 |
Раздел 5. Свойства компонентов растительной ткани | ||||||
5.1. | Полисахариды древесины. Химические реакции и реакционная способность целлюлозы и гемицеллюлоз | Лекции | 7 | 2 | ОПК-1, ПК-3 | Л1.2 |
5.2. | Лигнин. Препараты линина. Физические и химические свойства лигнинов | Лекции | 7 | 2 | ОПК-1, ПК-3 | Л1.2 |
5.3. | Определение целлюлозы по методу Кюршнера | Лабораторные | 7 | 8 | ОПК-1, ПК-3 | Л3.1 |
5.4. | Определение лигнина в модификации Комарова | Лабораторные | 7 | 6 | ОПК-1, ПК-3 | Л3.1 |
5.5. | Определение легко- и трудногидролизуемых полисахаридов | Лабораторные | 7 | 12 | ОПК-1, ПК-3 | Л3.1 |
5.6. | Строение и свойства компонентов древесной ткани | Практические | 7 | 8 | ОПК-1, ПК-3 | Л1.2 |
5.7. | Свойства компонентов растительной ткани | Сам. работа | 7 | 20 | ОПК-1, ПК-3 | Л1.2, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Задания для самостоятельной работы приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Племенков В.В. | Химия изопреноидов: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2007 | |
Л1.2 | Азаров В.И., Буров А.В., Оболенская А.В. | Химия древесины и синтетических полимеров: учеб. для вузов | СПб.: Лань, 2010 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Базарнова Н.Г. | Химия древесины и ее основных компонентов: методическое пособие | Изд-во АлтГУ, 2002 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курсы в Moodle "Химия растительных веществ" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office Adobe Acrobat | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
001дК | лаборатория хроматографических методов анализа - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя лабораторные столы и стулья на 7 посадочных мест; оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (7 человек): весовой стол; весы аналитические; газовый хроматограф; модель 3700; газовый хроматограф Hewlett Packard HP 4890A; генератор водорода Хроматэк 10.400; компрессор МК-Л2; компрессор BUFAG House Master Kit Mecafer Mor; двухлинейный плоский самописец TZ 4620; центрифуга Eppendorf 5702; хроматографический микрошприц; колонки для ГЖХ, мембрана для ввода проб; лайнер; измеритель концентрации озона электрические; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. Компьютер Celeron Dual-Core E3300/2Gb/250Gb/KM/19" Acer V193WEOB |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приведены в приложении |