Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_ЗР-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко
1.1. | формирование представлений о культуре Китая как части мировой духовной культуры, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях китайской художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, изучение общих черт и особенностей культурно-исторических периодов, выделяемых в истории Китая, феноменов духовной культуры китайского народа. выявить и охарактеризовать основные элементы духовной культуры Китая; Проследить эволюцию развития искусства Китая от архаической культурной традиции до современных многообразных форм; Проанализировать процесс становления и генезиса китайской литературы от летописной традиции до современных жанров литературы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02 |
УК-5 | Способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
ОПК-3 | Способность выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности |
ПК-2 | Способен применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию региональных (китайских), политических и социально-экономических проблем |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные этапы развития культуры Китая; современные тенденции развития китайской культуры; особенности этнокультурного развития региона специализации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять причинно-следственные связи исторических событий, анализировать актуальные этнокультурные проблемы региона специализации; характеризовать этические концепции и религиозные традиции и обосновывать их роль в духовной культуре Китая |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Художественая культура Китая | ||||||
1.1. | История китайского искусство в эпоху древности | Лекции | 7 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Искусство Китая в эпоху средневековья. Династия Мин и Цин. | Лекции | 7 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.3. | Основные тенденции развития искусства в Китае в новое и новейшее время. Китайский постмодернизм. | Лекции | 7 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.4. | Художественное наследие эпохи неолита | Практические | 7 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.5. | Китайская живописно-теоретическая мысль: основные вехи истории развития и центральная проблематика | Практические | 7 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.6. | Живопись эпохи Цин | Практические | 7 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.7. | Развитие буддийского искусства в Китае | Практические | 7 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.8. | Анализ неолитического искусства | Сам. работа | 7 | 3 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.9. | Древнекитайское искусство | Сам. работа | 7 | 4 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.10. | Средневековое искусство | Сам. работа | 7 | 4 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.11. | Современное искусство Китая | Сам. работа | 7 | 4 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Литература Китая | ||||||
2.1. | История становления китайской письменности. Древнекитайская литература | Лекции | 7 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Китайская литература в средние века | Лекции | 7 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Развитие китайской литературы в XVII - XIX вв. | Лекции | 7 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.4. | Литературная революция в Китае в начале XX в. Публицистичность китайской литературы начала XX в. | Лекции | 7 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.5. | Основные тенденции развития китайской литературы (XX – начало XXI в.) | Лекции | 7 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.6. | Китайская литература эпохи Хань: народные песни и дескриптивные оды «ФУ». Сыма Цянъ - первый историк Китая | Практические | 7 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.7. | Основные направления развития поэзии в эпозху раннего средневековья. Великие танские поэты. | Практические | 7 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.8. | Формирование конфуцианского канона и его место в духовной культуре Китая | Практические | 7 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.9. | Тенденции развития литературного процесса XIX в. Иностранное влияние на литературный процесс в Китае. | Практические | 7 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.10. | Основные тенденции развития китайской литературы в первой половине XX в. | Практические | 7 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.11. | Литература эпохи культурной революции. Реставрация культуры в 70-е гг. XX в. | Практические | 7 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.12. | Анализ вклада общества «Гуманитариев» - Су Дунпо, Хуан Тинцзянь и др. Сунская повесть. «Хуа бэнь». | Сам. работа | 7 | 4 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.13. | Первый индивидуальный поэт Цюй Юань и «Чуские строфы» | Сам. работа | 7 | 4 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.14. | «Литературная инквизиция» последней трети XVIII в. Цао Сюэ-цинь (1724—1764) - «Сон в красном тереме». | Сам. работа | 7 | 4 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.15. | Постмодернизм в современной прозе Китая | Сам. работа | 7 | 4 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 3. Китайская философия | ||||||
3.1. | Становление и развитие китайской религиозной философии | Лекции | 7 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
3.2. | Фундаментальные идеи древнекитайской философии (инь-ян, у син и др.) и ее основные школы | Практические | 7 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
3.3. | Жизненный путь Конфуция, основные идеи его учения | Сам. работа | 7 | 4 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
3.4. | Зарождение в Китае даосской философии. Место даосизма в системе официальных религиозно-идеологических ценностей. | Практические | 7 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
3.5. | Средневековая китайская эстетика и философия. Основные направления развития | Сам. работа | 7 | 4 | УК-5, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Литературно-письменная традиция в древнем Китае. 2. «Ши цзин» и его влияние на культуру и искусство Китая. 3. Зарождение авторской поэзии: творчество Цюй Юаня. 4. Литература эпохи Хань: первые жанрово-тематические классификации. 5. Буддизм и формирование беллетристической традиции в китайской литературе. 6. Конфуцианское «движение за возрождение древности» и его влияние на китайскую литературу в эпоху Тан. 7. Становление драмы и городского романа в период династии Юань. 8. Китайская классическая и сюжетная проза. 9. Традиционная китайская драматургия. Генезис китайского театра. 10. «Движение за новую культуру» в Китае 10-20-х годов ХХ в. и его отражение в литературе и искусстве. 11. Современные китайские литераторы и их творчество. 12. Конфуцианские трактаты о ритуале (ли): «Ли цзи», «Чжоу ли», «И ли». Основные особенности их содержания, роль в китайской культуре. 13. «Ши цзин» – происхождение, состав, особенности, роль в китайской культуре. 14. Основное содержание и особенности «Шу цзина» и «Чуньцю». 15. «Хань Фэй-цзы» – основное содержание, роль в китайской культуре. 16. «Лунь юй» («Беседы и суждения») – происхождение текста, общая концепция, роль в китайской культуре. 17. «Хун лоу мэн» («Сон в Красном тереме») – авторство, главные герои, характер сюжета, особенности содержания, метафорические образы, роль в культуре Китая. 18. «Си ю цзи» («Путешествие на Запад») – авторство, главные герои, идейная основа, основные метафоры и аллегории, роль в китайской культуре. 19. «Саньго яньи» («Троецарствие») - авторство, историческая основа сюжета, главные герои, особенности их характеров; роль в китайской культуре. 20. «Шуй ху чжуань» («Речные заводи») – авторство, источники, основные герои, характер сюжета, роль в китайской культуре. 21. «Цзинь Пин Мэй» («Цветы сливы в золотой вазе») – характер содержания, главные герои, отношение к роману в Китае в разные эпохи. 22. Китайское искусство эпохи неолита: ареалы распространения и характеристика неолитических культур. 23. Основные тенденции развития китайского искусства в эпоху Шан и Чжоу 24. Китайское искусство династии Хань - формирование жанрового своеобразия. 25. Китайская живописно-теоретическая мысль: основные вехи истории развития и центральная проблематика 26. Развитие китайской эстетики. Творчество Цзун Бина (конец IV - начало V в.) «Введение в пейзажную живопись». «Законы» Се Хэ (конец V – начало VI в.). 27. Творчество Гу Кайчжи. 28. Основные тенденции развития искусства в период Смутного времени 29. Развитие китайского искусства в эпоху Тан 30. Китайское искусство в Эпоху Пяти династий и династию Сун 31. Основные направления развития китайского искусства в эпоху Юань 32. Развитие художественной традиции в эпох Мин 33. Изобразительное искусство в эпоху Цин 34. Музыка и театр в эпоху позднего средневековья 35. Живопись второй половины ХIХ - начала ХХ века. 36. Китайская простонародная картина - няньхуа. 37. Архитектурно-инженерное искусство традиционного Китая. 38. Китайское садово-парковое искусство. Основные принципы и постройки. 39. История формирования буддийского и китайско-буддийского культового изобразительного искусства. Китайско-буддийское культовое зодчество. 40. Развитие декоративно-прикладного искусства в Китае в эпоху древности. 41. Развитие декоративно-прикладного искусства в Китае в эпоху средневековья. 42. Современная живопись. Модернизм в китайском искусстве. 43. "Новый" китайский театр XX в. 44. Развитие современных видов искусства (балет, кинематография) |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Развитие афористической прозы. 2. Риторическая проза. 3. Социально-экономическое развитие Китая эпохи Тан. Предпосылки расцвета культуры. 4. Китайская живописно-теоретическая мысль 5. Этапы формирования понятийного строя китайской теории искусства. Трактат Цзун Бина (конец IV начало V в.) «Введение в пейзажную живопись». Трактат Се Хэ (конец V – начало VI в.) «Заметки о категориях старинной живописи». 6. Начальный этап формирования станковой живописи (эпоха Шести династий). Творчество Гу Кайчжи. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС по курсу "История культуры Китая" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1247 |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. В. Анисимова [и др.] | История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Коломиец Г. Г., Колесникова И. В. | Мировая культура и искусство: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ОГУ, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Петракова А. Е. | Искусство Древнего Востока: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство «СПбКО», 2010 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Толстикова Ирина Ивановна | Мировая культура и искусство: Учебное пособие | ИНФРА-М, 2018 | znanium.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. | www.ancient-east.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний. Режим доступа: | www.elibrary.ru | ||
Э3 | Электронная библиотека восточной литературы: источники по истории и культуре древнего Египта, народов Передней Азии, древней Индии и древнего Китая | eastlib.narod.ru | ||
Э4 | Российская национальная библиотека | www.nlr.ru | ||
Э5 | Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова | www.hist.msu.ru | ||
Э6 | Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине "История культуры Китая" на Едином образовательном портале АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. Режим доступа: http://www.ancient-east.ru Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/ Российская национальная библиотека Режим доступа: http://www.nlr.ru |
В ходе изучения дисциплины «История культуры Китая» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, этнографии региона, религии Китая. Дисциплина состоит из 3 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (18 часов лекционных и 24 часа практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (102 часа). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время. Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы. На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление. Web - сопровождением аудиторных занятий является электорнный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1247 Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания.Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах.Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания и тест, расположенный в теме. Каждый раздел завершается итоговым тестом. Итоговая аттестация происходит в виде зачета. Итоговая оценка складывается из: Посещаемость аудиторных занятий 5 - 10 Активность работы на занятиях 5 - 15 Самостоятельная работа студентов (через систему Moodle)25 - 50 Итоговая аттестация 15 - 25 Итоговая сумма баллов за курс 50 - 100 Общая сумма баллов и итоговая оценка 49 баллов и менее - «незачет» . 50 - 100 баллов – «зачет». Баллы за посещаемость Устанавливается следующее соответствие посещаемости занятий (% присутствия от общего числа аудиторных часов по данной дисциплине) баллам БРС: менее 50% занятий - 0 баллов; 50%-85% занятий - 5 баллов; 86%-100% занятий - 10 баллов. Проверка посещаемости осуществляется преподавателем в начале занятия. Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут. Баллы за активность студента на занятии Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. Данный вид работы оценивается в max 3 балла за одно занятие. Баллы за самостоятельную работу студентов через систему Moodle 0 баллов - самостоятельная работа не выполнена либо все задания выполнены на неудовлетворительную оценку; 10 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей; 20 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки; 40 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки; 50 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки |