МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История культуры и религий Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Анисимова Инна Владимировна;

Рецензент(ы):
к.и.н.., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История культуры и религий Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о культуре Китая как части мировой духовной культуры, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях китайской художественной культуры,
освоение художественного опыта прошлого и настоящего,
изучение общих черт и особенностей культурно-исторических периодов, выделяемых в истории Китая, феноменов духовной культуры китайского народа.
выявить и охарактеризовать основные элементы духовной культуры Китая;
Проследить эволюцию развития искусства Китая от архаической культурной традиции до современных многообразных форм;
Проанализировать процесс становления и генезиса китайской литературы от летописной традиции до современных жанров литературы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-3 Способность выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ПК-2 Способен применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию региональных (китайских), политических и социально-экономических проблем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы развития культуры Китая; современные тенденции развития китайской культуры; особенности этнокультурного развития региона специализации
3.2.Уметь:
3.2.1.определять причинно-следственные связи исторических событий, анализировать актуальные этнокультурные проблемы региона специализации; характеризовать этические концепции и религиозные традиции и обосновывать их роль в духовной культуре Китая
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Художественая культура Китая
1.1. История китайского искусство в эпоху древности Лекции 7 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Искусство Китая в эпоху средневековья. Династия Мин и Цин. Лекции 7 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Основные тенденции развития искусства в Китае в новое и новейшее время. Китайский постмодернизм. Лекции 7 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Художественное наследие эпохи неолита Практические 7 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Китайская живописно-теоретическая мысль: основные вехи истории развития и центральная проблематика Практические 7 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Живопись эпохи Цин Практические 7 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Развитие буддийского искусства в Китае Практические 7 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Анализ неолитического искусства Сам. работа 7 3 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.9. Древнекитайское искусство Сам. работа 7 4 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.10. Средневековое искусство Сам. работа 7 4 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.11. Современное искусство Китая Сам. работа 7 4 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Литература Китая
2.1. История становления китайской письменности. Древнекитайская литература Лекции 7 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Китайская литература в средние века Лекции 7 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Развитие китайской литературы в XVII - XIX вв. Лекции 7 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Литературная революция в Китае в начале XX в. Публицистичность китайской литературы начала XX в. Лекции 7 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Основные тенденции развития китайской литературы (XX – начало XXI в.) Лекции 7 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Китайская литература эпохи Хань: народные песни и дескриптивные оды «ФУ». Сыма Цянъ - первый историк Китая Практические 7 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Основные направления развития поэзии в эпозху раннего средневековья. Великие танские поэты. Практические 7 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Формирование конфуцианского канона и его место в духовной культуре Китая Практические 7 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Тенденции развития литературного процесса XIX в. Иностранное влияние на литературный процесс в Китае. Практические 7 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.10. Основные тенденции развития китайской литературы в первой половине XX в. Практические 7 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.11. Литература эпохи культурной революции. Реставрация культуры в 70-е гг. XX в. Практические 7 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.12. Анализ вклада общества «Гуманитариев» - Су Дунпо, Хуан Тинцзянь и др. Сунская повесть. «Хуа бэнь». Сам. работа 7 4 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.13. Первый индивидуальный поэт Цюй Юань и «Чуские строфы» Сам. работа 7 4 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.14. «Литературная инквизиция» последней трети XVIII в. Цао Сюэ-цинь (1724—1764) - «Сон в красном тереме». Сам. работа 7 4 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.15. Постмодернизм в современной прозе Китая Сам. работа 7 4 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Китайская философия
3.1. Становление и развитие китайской религиозной философии Лекции 7 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Фундаментальные идеи древнекитайской философии (инь-ян, у син и др.) и ее основные школы Практические 7 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Жизненный путь Конфуция, основные идеи его учения Сам. работа 7 4 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Зарождение в Китае даосской философии. Место даосизма в системе официальных религиозно-идеологических ценностей. Практические 7 2 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Средневековая китайская эстетика и философия. Основные направления развития Сам. работа 7 4 УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Литературно-письменная традиция в древнем Китае.
2. «Ши цзин» и его влияние на культуру и искусство Китая.
3. Зарождение авторской поэзии: творчество Цюй Юаня.
4. Литература эпохи Хань: первые жанрово-тематические классификации.
5. Буддизм и формирование беллетристической традиции в китайской литературе.
6. Конфуцианское «движение за возрождение древности» и его влияние на китайскую литературу в эпоху Тан.
7. Становление драмы и городского романа в период династии Юань.
8. Китайская классическая и сюжетная проза.
9. Традиционная китайская драматургия. Генезис китайского театра.
10. «Движение за новую культуру» в Китае 10-20-х годов ХХ в. и его отражение в литературе и искусстве.
11. Современные китайские литераторы и их творчество.
12. Конфуцианские трактаты о ритуале (ли): «Ли цзи», «Чжоу ли», «И ли». Основные особенности их содержания, роль в китайской культуре.
13. «Ши цзин» – происхождение, состав, особенности, роль в китайской культуре.
14. Основное содержание и особенности «Шу цзина» и «Чуньцю».
15. «Хань Фэй-цзы» – основное содержание, роль в китайской культуре.
16. «Лунь юй» («Беседы и суждения») – происхождение текста, общая концепция, роль в китайской культуре.
17. «Хун лоу мэн» («Сон в Красном тереме») – авторство, главные герои, характер сюжета, особенности содержания, метафорические образы, роль в культуре Китая.
18. «Си ю цзи» («Путешествие на Запад») – авторство, главные герои, идейная основа, основные метафоры и аллегории, роль в китайской культуре.
19. «Саньго яньи» («Троецарствие») - авторство, историческая основа сюжета, главные герои, особенности их характеров; роль в китайской культуре.
20. «Шуй ху чжуань» («Речные заводи») – авторство, источники, основные герои, характер сюжета, роль в китайской культуре.
21. «Цзинь Пин Мэй» («Цветы сливы в золотой вазе») – характер содержания, главные герои, отношение к роману в Китае в разные эпохи.
22. Китайское искусство эпохи неолита: ареалы распространения и характеристика неолитических культур.
23. Основные тенденции развития китайского искусства в эпоху Шан и Чжоу
24. Китайское искусство династии Хань - формирование жанрового своеобразия.
25. Китайская живописно-теоретическая мысль: основные вехи истории развития и центральная проблематика
26. Развитие китайской эстетики. Творчество Цзун Бина (конец IV - начало V в.) «Введение в пейзажную живопись». «Законы» Се Хэ (конец V – начало VI в.).
27. Творчество Гу Кайчжи.
28. Основные тенденции развития искусства в период Смутного времени
29. Развитие китайского искусства в эпоху Тан
30. Китайское искусство в Эпоху Пяти династий и династию Сун
31. Основные направления развития китайского искусства в эпоху Юань
32. Развитие художественной традиции в эпох Мин
33. Изобразительное искусство в эпоху Цин
34. Музыка и театр в эпоху позднего средневековья
35. Живопись второй половины ХIХ - начала ХХ века.
36. Китайская простонародная картина - няньхуа.
37. Архитектурно-инженерное искусство традиционного Китая.
38. Китайское садово-парковое искусство. Основные принципы и постройки.
39. История формирования буддийского и китайско-буддийского культового изобразительного искусства. Китайско-буддийское культовое зодчество.
40. Развитие декоративно-прикладного искусства в Китае в эпоху древности.
41. Развитие декоративно-прикладного искусства в Китае в эпоху средневековья.
42. Современная живопись. Модернизм в китайском искусстве.
43. "Новый" китайский театр XX в.
44. Развитие современных видов искусства (балет, кинематография)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Развитие афористической прозы.
2. Риторическая проза.
3. Социально-экономическое развитие Китая эпохи Тан. Предпосылки расцвета культуры.
4. Китайская живописно-теоретическая мысль
5. Этапы формирования понятийного строя китайской теории искусства. Трактат Цзун Бина (конец IV начало V в.) «Введение в пейзажную живопись». Трактат Се Хэ (конец V – начало VI в.) «Заметки о категориях старинной живописи».
6. Начальный этап формирования станковой живописи (эпоха Шести династий). Творчество Гу Кайчжи.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС по курсу "История культуры Китая" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1247

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Коломиец Г. Г., Колесникова И. В. Мировая культура и искусство: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Петракова А. Е. Искусство Древнего Востока: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство «СПбКО», 2010 biblioclub.ru
Л2.2 Толстикова Ирина Ивановна Мировая культура и искусство: Учебное пособие ИНФРА-М, 2018 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. www.ancient-east.ru
Э2 Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний. Режим доступа: www.elibrary.ru
Э3 Электронная библиотека восточной литературы: источники по истории и культуре древнего Египта, народов Передней Азии, древней Индии и древнего Китая eastlib.narod.ru
Э4 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э5 Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова www.hist.msu.ru
Э6 Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине "История культуры Китая" на Едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. Режим доступа: http://www.ancient-east.ru
Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/
Российская национальная библиотека Режим доступа: http://www.nlr.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История культуры Китая» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, этнографии региона, религии Китая. Дисциплина состоит из 3 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (18 часов лекционных и 24 часа практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (102 часа). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время.
Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Web - сопровождением аудиторных занятий является электорнный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1247
Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания.Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах.Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания и тест, расположенный в теме.
Каждый раздел завершается итоговым тестом.
Итоговая аттестация происходит в виде зачета. Итоговая оценка складывается из:
Посещаемость аудиторных занятий 5 - 10
Активность работы на занятиях 5 - 15
Самостоятельная работа студентов (через систему Moodle)25 - 50
Итоговая аттестация 15 - 25
Итоговая сумма баллов за курс 50 - 100
Общая сумма баллов и итоговая оценка
49 баллов и менее - «незачет» .
50 - 100 баллов – «зачет».
Баллы за посещаемость
Устанавливается следующее соответствие посещаемости занятий (% присутствия от общего числа аудиторных часов по данной дисциплине) баллам БРС:
менее 50% занятий - 0 баллов;
50%-85% занятий - 5 баллов;
86%-100% занятий - 10 баллов.
Проверка посещаемости осуществляется преподавателем в начале занятия.
Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут.
Баллы за активность студента на занятии
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. Данный вид работы оценивается в max 3 балла за одно занятие.
Баллы за самостоятельную работу студентов через систему Moodle
0 баллов - самостоятельная работа не выполнена либо все задания выполнены на неудовлетворительную оценку;
10 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей;
20 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки;
40 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки;
50 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки