МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия религии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-4-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 66
самостоятельная работа 114
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 18 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 20 20 30 30
Практические 12 12 24 24 36 36
Сам. работа 50 50 64 64 114 114
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, В.В. Останин;преподаватель, Н.С. Дворянчикова

Рецензент(ы):
к.и.н., ст.преп., М.В.Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Философия религии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить студентов с основными направлениями философии религии, историей ее развития, рассмотреть основные теоретические проблемы философии религии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области философии религии
ПК-17 способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции философии религии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы развития философско-религиоведческого знания; базовые категории философии религии процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях; специфические особенности религиозного комплекса с позиции философии религии.
3.2.Уметь:
3.2.1.объяснить базовые категории философии религии в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях; интерпретировать и ясно представлять особенности философии религии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками преподавания базовых категорий философии религии процессе преподавания философских, обществоведческих
и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях; методами интерпретации и понимания религиозного комплекса с позиции философии религии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1 Предмет философии религии
1.1. Специфика религиозного и философского знания Лекции 3 4 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Специфика религиозного и философского знания Практические 3 4 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.3. Предмет философии религии. Философия религии и религиозная философия. Лекции 3 2 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.4. Предмет философии религии. Философия религии и религиозная философия. Практические 3 4 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.5. Светская и конфессиональная философия религии Лекции 3 4 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.6. Светская и конфессиональная философия религии Практические 3 4 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.7. Специфика религиозного и философского знания Сам. работа 3 50 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.8. Светская и конфессиональная философия религии Сам. работа 4 12 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.9. Предмет философии религии. Философия религии и религиозная философия Сам. работа 4 12 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Становление философских знаний о религии
2.1. Становление философских представлений о религии в эпоху Античности Лекции 4 2 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.2. Философские представления о религии в эпоху Средневековья и Возрождения Практические 4 4 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.3. Философские представления о религии в эпоху Средневековья и Возрождения Сам. работа 4 12 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.4. Философия религии в XVII в. Лекции 4 2 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.5. Философия религии эпохи Просвещения Практические 4 2 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.6. Философия религии эпохи Просвещения Сам. работа 4 14 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.7. Философия религии И. Канта. Философия религии Г. Гегеля. Философия религии Ф. Шеллинга. Философия религии Л. Фейербаха Лекции 4 4 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.8. Философия религии И. Канта. Философия религии Г. Гегеля. Философия религии Ф. Шеллинга. Философия религии Л. Фейербаха Практические 4 2 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.9. Философия религии И. Канта. Философия религии Г. Гегеля. Философия религии Ф. Шеллинга. Философия религии Л. Фейербаха Сам. работа 4 4 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Философия религии в некллассической философии
3.1. Критика религии в марксизме Лекции 4 6 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.2. Критика христианской морали в философии Ф. Ницше Практические 4 4 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.3. Критика христианской морали в философии Ф. Ницше Сам. работа 4 4 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.4. Философия религии религии в школе всеединства (В. Соловьев, С.Л. Франк). Практические 4 4 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.5. Славянофилы и почвенники о цивилизационной функции и метафизических основаниях религии Лекции 4 6 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.6. Экзистенциальная философия религии (С. Кьеркегор, Г. Марсель, К. Ясперс, М. Бубер, Н. Бердяев, Л. Шестов) Сам. работа 4 2 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.7. Экзистенциальная философия религии (С. Кьеркегор, Г. Марсель, К. Ясперс, М. Бубер, Н. Бердяев, Л. Шестов) Практические 4 8 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.8. Философия религии во фрейдистском и юнгианском психоанализе Сам. работа 4 2 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.9. Философия религии во фрейдистском и юнгианском психоанализе Сам. работа 4 2 ПК-3, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пивоваров Д. В. Философия религии. Онтология религии в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Пивоваров Д. В. Философия религии. Онтология религии в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры : М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Красников А. Н. Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/050185D6-80C5-45A5-A175-8D9A0B145D90.
Л1.4 Д. В. Пивоваров Философия религии. Праксеология религии : учебное пособие для академического бакалавриата: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E8539E73-7F6A-400B-9FB4-FBE73876033A.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гриненко Г.В. История философии: Учебник для бакалавров М : Издательство Юрайт, 2012 www.biblio-online.ru
Л2.2 Пивоваров Д. В. Онтология религии : основные понятия и принципы: Санкт-Петербург: Алетейя, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Философия в России философский портал philosophy.ru
Э2 сайт журнала "Вопросы философии" vphil.ru
Э3 сайт "Все о философии" intencia.ru
Э4 Курс в Moodle "Философия религии" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Формальной характеристикой является то, что студент обязан не только посещать занятия, но и конспектировать тот теоретический лекционный материал, который преподаватель дает под запись. Наличие конспекта – одно из требований к получению положительной оценки на зачете и дифференцированном зачете. Лекции по курсу «Философия религии» выстроены по хронологическому принципу, и потому студент обязан знать философские интерпретации религии, начиная с древнейших времен и по настоящее время. Также обучающийся должен быть способным изложить понятийную, структурную и функциональную характеристики религии как философской категории, согласно представлениям той либо иной историко-философской персоналии.
На практических занятиях студент обязан быть способным лично критически оценивать содержание излагаемого им материала, подчеркивая достоинства, либо возможные недостатки тех или иных философских презентаций религии у различных авторов. Умение анализировать перспективы развития религии в современных исторических, политических и экономических условиях также является критерием успешного практического освоения материала.
В результате выполнения самостоятельной работы студент должен овладеть навыками выражения своей личной мировоззренческой позиции в отношении излагаемого им материала по дисциплине «Философия религии». Способность студента оценивать как историческую роль религии, так и роль религии в современном мировом пространстве и Российской Федерации, в частности, представляет собой важный критерий оценки степени овладения им изучаемой дисциплины.