МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Христианская археология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст. преподаватель, А.Н. Ожиганов

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Христианская археология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является усвоение теоретических основ христианско-археологических исследований, а также основных этапов формирования данной научной дисциплины и направлений исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4: способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области истории религий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности развития христианской археологии как науки;профессиональную терминологию, основные тенденции развития религиоведческой науки; содержание и специфические особенности европейской религиозной культуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.толерантно воспринимать социальные и культурные различия; использовать профессиональные знания в процессе обучения; интерпретировать особенности развития христианской археологии в религиозном контексте.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с научно-исследовательской литературой и аргументации собственной позиции, на основе знаний из области истории и религии данного курса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ
1.1. Христианская археология как научная дисциплина Лекции 4 4 ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.5
1.2. Христианская археология как научная дисциплина Сам. работа 4 12 ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.5
Раздел 2. РАЗВИТИЕ ХРИСТИАНСКОЙ АРХЕОЛОГИИ ДО НАЧАЛА XX ВЕКА
2.1. Христианская археология донаучного периода Лекции 4 4 ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.5
2.2. Христианская археология донаучного периода Сам. работа 4 12 ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.5
Раздел 3. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ХРИСТИАНСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
3.1. Изучение христианских древностей в XX-начале XXI вв. Лекции 4 4 ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.5
3.2. Изучение христианских древностей в XX-начале XXI вв. Сам. работа 4 12 ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.5
Раздел 4. Объекты изучения дисциплины Христианскоая археоогия
4.1. Археологические памятники Лекции 4 4 ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.5
4.2. Археологические памятники Сам. работа 4 8 ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.5
4.3. Архитектурные памятники Лекции 4 4 ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.5
4.4. Архитектурные памятники Сам. работа 4 8 ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представленн в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мартынов, А. И. Археология: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254
Л1.2 Девлетов О. У. История Европы с древнейших времен до конца XV века: Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256592
Л1.3 Леонид Беляев, Николай Мерперт От библейских древностей к христианским: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=447503
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/religiovedenie-411812
Л2.2 Беляев Л.А. От библейских древностей к христианским : М.: Изд-во ИФТИ, 2007 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=447503
Л2.3 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 https://biblio-online.ru/book/religiovedenie-413426
Л2.4 Кроуфорд К. Христианство в общественной, политической и духовной жизни Германии в ХХ веке : Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=473184
Л2.5 Леонид Беляев Христианские древности. Введение в сравнительное изучение: Алетейя, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=460816
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий.
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на следующем занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
В процессе самостоятельной работы закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на занятии с преподавателем.
В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание.