МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эволюция религии в современном мире
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость16 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-3-2020
Часов по учебному плану 576
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 432
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 3, 5, 7, 8
курсовая работа: 2, 4, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 18 18,5 18 19 17,5 20 18 12
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 16 16
Практические 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 128 128
Сам. работа 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 432 432
Итого 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 576 576

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Эволюция религии в современном мире

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.целенаправленная подготовка студентов в области исследования особенностей религии и религиозного сознания в условиях современном мире;
выявление роли религии как социокультурного явления в условиях изменяющегося мира;
раскрытие особенностей трансформации функций религиозных систем;
изучение современной типологизации религиозности мира;
рассмотрение специфики религиозного поведения в условиях современного общества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-1: владением навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения
ОПК-3: способностью самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин
ОПК-4: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-1: способностью самостоятельно готовить тезисы научных докладов, доклады и выступления в рамках проведения научных конференций, круглых столов, семинаров по религиоведческой тематике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы эволюции конфессиональных теологических доктрин; определение уровня и характера религиозности в условиях современной трансформации религиозной идентичности; специфику традиционной, реформистской и новой формы религиозной деноминации с целью изучения процесса сакрализации и секуляризации религиозной жизни; социальные, экономические, психологические, религиозные причины эволюции религиозных деноминаций; влияние культурной революции и иных цивилизационных факторов на процесс секуляризации религии.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать причины эволюции культовой практики, процессы, характеризующие влияние религиозных организаций на мировой политический процесс; пользоваться анализировать причины эволюции культовой практики, процессы, характеризующие влияние религиозных организаций на мировой политический процесс; пользоваться аналитическими обзорами, характеризующими динамику религиозной жизни в России; характеризовать фундаментализм на рубеже XX-XXI вв.: взаимозависимость политических и религиозных аспектов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками рецензирования научной литературы по ключевым аспектам эволюции вероучительных доктрин и культовых практик; навыками самостоятельно накапливать информацию относительно эволюции религий «нового века»; владеть методикой сравнительного анализа, социального моделирования и прогнозирования развития новых религиозных групп; собирать научную информацию относительно религиозных корней общественно-политических процессов; уделять внимание специфике экономической, политической, социальной и культурной формам деятельности религиозных групп, социальным доктринам христианских церквей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие эволюции религии в религиоведение в начале XXI вв
1.1. Характеристика определений эволюция религии Лекции 1 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.2. Сущностные основы секуляризации религии Практические 1 16 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.3. Сущностные основы секуляризации религии Сам. работа 1 54 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
Раздел 2. Тенденции развития религии в XX веке
2.1. Эволюция как объективный исторический процесс. Культурная эволюция и место религии в ней. Связь эпистемологии и эволюции религии Лекции 2 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.2. Роль и статус религии в современном мире. Практические 2 16 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.3. Роль и статус религии в современном мире. Сам. работа 2 54 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
Раздел 3. Изменения в вероучениях и культовой практики
3.1. Ренессанс буддизма» в Юго-Восточной Азии во второй половине XX века Лекции 3 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
3.2. Специфика этнической и религиозной ситуации в регионах РФ. Практические 3 16 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
3.3. Специфика этнической и религиозной ситуации в регионах РФ. Сам. работа 3 54 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
Раздел 4. Модернизм и фундаментализм в религиозной сфере
4.1. Усиление социально-политической активности религиозных организаций и верующих Лекции 4 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
4.2. Социальная деятельность христианских конфессий Практические 4 16 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
4.3. Социальная деятельность христианских конфессий Сам. работа 4 54 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
Раздел 5. Специфика фундаментализских движений
5.1. Иудейский фундаментализм Лекции 5 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
5.2. Специфика синкретических религий Практические 5 16 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
5.3. Специфика синкретических религий Сам. работа 5 54 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
Раздел 6. Формирование синкретических религиозных идеологий
6.1. Особенности классификации синкретических религиозных движений Лекции 6 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
6.2. Экуменизм Практические 6 16 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
6.3. Экуменизм Сам. работа 6 54 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
Раздел 7. Религия и национальная самоидентификация
7.1. Сакрализация мирского призвания и рождение новых форм религиозного мировоззрения Лекции 7 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
7.2. Проблемы «кризиса религии в современном обществе» Практические 7 16 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
7.3. Проблемы «кризиса религии в современном обществе» Сам. работа 7 54 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
Раздел 8. Специфика религиозной ситуации в РФ в конце XX начале XXI вв.
8.1. Государственно-церковные отношения в России в XX веке Лекции 8 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
8.2. Концепции государственно-церковных отношений в России в конце ХХ - начале XXI вв. Практические 8 16 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
8.3. Концепции государственно-церковных отношений в России в конце ХХ - начале XXI вв. Сам. работа 8 54 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к экзамену представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены

5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представленн в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 https://biblio-online.ru/book/3AFB46E2-A3C4-4D86-BA91-C050CFA7B401/religiovedenie
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриев В.В. Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 http://www.biblio-online.ru/book/3B0E9838-9AF7-4EBF-9A14-E6A24C6F14D4?
Л2.2 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/religiovedenie-411812
Л2.3 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 https://biblio-online.ru/book/religiovedenie-413426
Л2.4 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 https://biblio-online.ru/book/religiovedenie-413426
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 сайт Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) http://keroor.com/
Э2 Музей истории религии http://www.gmir.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета «Эволюция религии в современном мире» представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Так, например, лекция «Характеристика определений эволюция религи» предполагает сообщение студенту категориального аппарата, при помощи которого в дальнейшем будет предоставляться информация о специфике изменений в сфере религиозной жизни. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. В курсе «Эволюция религии в современно мире» целесообразно обратиться к учебнику «Религиоведение», содержащему информацию об основных этапах эволюции религиозных систем. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании. В курсе «Эволюция религии в современном мире» студентам необходимо помнить об эволюции основных религиозных систем, поэтому целесообразно обратиться к основной учебной литературе.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания, нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия. Самостоятельная работа по кутсу «Эволюция религии в современном мире» предполагает поиск литературы, характеризующей процессы секуляризации и сакрализации в основных религиозных системах.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к зачету. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.