Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.04.03. Религиоведение |
Профиль | Государственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 47_04_03_Религ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 52 | 52 | 52 | 52 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Сформировать представление об основных категориях эзотерического знания. Охарактеризовать типы эзотерических учений, тайных обществ, и оккультных традиций. Показать студентам специфику эзотерической традиции в контексте анализа взаимодействия оккультной традиции с психологией и другими разделами научного знания. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-3 | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
ОПК-4 | способностью использовать знание специфических особенностей религиозной и религиозно-философской мысли Запада и Востока, религиозной и светской философии, знакомство со священными текстами религий мира |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные принципы профессиональной преподавательской этики; основные концепции понимания религиозного мистического опыта; владеть методологией герменевтического анализа текста и принципами интерпретации эзотерических и мистических текстов; основные концепции эзотерических и мистических учений. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать фундаментальные знания для достижения этических гуманистических задач; использовать знание специфики онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов религиозного опыта; анализировать профессиональные тексты с философско-научной точки зрения; понимать концептуальные основы предмета, его место в общей системе профессиональной подготовки |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками разработки авторской программы исследования эзотерико-мистического опыта; основными методологическими подходами и принципами конкретных научных парадигм; способностью самостоятельно определять объект исследвоания в рамках изучения исторического опыта эзотеризма и мистицизма с учетом научных достижений; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Место курса в сфере религиоведческих и социокультурных дисциплин | ||||||
1.1. | Проблема формирования объективно-научного представления о системе эзотерического знания | Лекции | 3 | 2 | ОК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
1.2. | Опыт комплексного подхода к исследованию эзотерических традиций в религиозных и мистических системах | Практические | 3 | 2 | ОК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
1.3. | Опыт комплексного подхода к исследованию эзотерических традиций в религиозных и мистических системах | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Мистический опыт как основа эзотеризма | ||||||
2.1. | Основные типы мистического опыта | Лекции | 3 | 2 | ОК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
2.2. | Мистический опыт как основа эзотеризма | Практические | 3 | 2 | ОК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
2.3. | Мистический опыт как основа эзотеризма | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
2.4. | Мистицизм и философское знание, происхождение оккультизма | Лекции | 3 | 2 | ОК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
2.5. | Мистицизм и философское знание, происхождение оккультизма | Практические | 3 | 2 | ОК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
2.6. | Мистицизм и философское знание, происхождение оккультизма | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 3. Раздел 3. Теоретические проблемы мистических и эзотерических учений | ||||||
3.1. | Эзотерическое знание и мистика в ХХ в | Лекции | 3 | 2 | ОК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
3.2. | Эзотерическое знание и мистика в ХХ в | Практические | 3 | 2 | ОК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
3.3. | Эзотерическое знание и мистика в ХХ в | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
3.4. | Неоязычество и эзотерическое знание | Практические | 3 | 4 | ОК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
3.5. | Неоязычество и эзотерическое знание | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Синнетт А. | Эзотерический буддизм: | Москва: Директ-Медиа,, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Фархитдинова, О. М | Социология религии. Эзотерические учения : учебное пособие для вузов : | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/04AD279C-FF33-48B9-9004-EFAC7EEEDD92. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Зайцев В. Б. | Каббала. Древнейшая система магических знаний. От теории к практике: | Москва: Издательство «Рипол-Классик», 2013 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Кантеров, И. Я. | Новые религиозные движения: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/04BA2276-7543-4E45-9B8E-095925641937 |
Л2.3 | Безант А. | Эзотерическое христианство, или Малые мистерии: | Москва: Директ-Медиа,, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Аникин Д.А. | Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Центр изучения эзотеризма и мистицизма | rhga.ru | ||
Э2 | Великая Ложа России | russianmasonry.ru | ||
Э3 | Международная академия Кабаллы | www.kabbalah.info | ||
Э4 | Курс в Moodle "Эзотерические и мистические учения" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Формальной характеристикой является то, что студент обязан не только посещать занятия, но и конспектировать тот теоретический лекционный материал, который преподаватель дает под запись. Наличие конспекта – одно из требований к получению положительной оценки на зачете. Лекции по курсу «Эзотерические и мистические учения» выстроены по хронологическому принципу, и потому студент обязан знать основные персоналии, учения и направления в эзотерике и мистике, начиная с древнейших времен и по настоящее время. Также обучающийся должен быть способным охарактеризовать различные смысловые оттенки таких понятий как эзотерика, мистика, оккультизм, магия, алхимия, экзотерика и т.п. На практических занятиях студент для получения положительной оценки на зачете обязан выступать с докладами по заранее выданным преподавателем темам, соответствующим содержанию курса. К тому же он обязан быть способным критически лично оценивать содержание излагаемого им материала, подчеркивая достоинства, либо возможные недостатки тех или иных эзотерических и мистических учений у различных авторов. Умение сравнивать различные эзотерические и мистические концепции, выявляя их индивидуальную или общую эвристичность, также является критерием успешного практического освоения материала. В результате выполнения самостоятельной работы студент должен овладеть навыками выражения своей личной мировоззренческой позиции в отношении излагаемого им материала по дисциплине «Эзотерические и мистические учения». Способность студента оценивать как историческую роль эзотерических и мистических учений, так и роль эзотерики и мистики в современном мировом пространстве и Российской Федерации, в частности, представляет собой важный критерий оценки степени овладения им изучаемой дисциплины. |