МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История отечественной журналистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 95
контроль 17
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
зачеты: 3, 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по курсам

Курс 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Сам. работа 52 52 43 43 95 95
Часы на контроль 4 4 13 13 17 17
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Плахин В.Т.;к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
История отечественной журналистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951) Очная форма обучения

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н, проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н, проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.История русской журналистики является основной частью фундаментального университетского образования, теоретической и исторической подготовки журналистов.
Задача курса - выявить значение русской печати в культурном наследии прошлого, её роль в идейно-политической и литературной борьбе разных эпох, её достижения в системе национального просвещенияи с социально-политической, культурной жизни страны. Познакомить студентов с деятельностью и литературным мастерством выдающихся русских публицистов, раскрывая закономерности развития отечественной печати.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОПК-4 способностью ориентироваться в основных этапах и процессах развития отечественной литературы и журналистики, использовать этот опыт в практике профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы и характерные черты становления периодической печати в России и своеобразие развития русской прессы в эмиграции; ценностные основы профессиональной деятельности; этапы развития отечественной журналистики.
3.2.Уметь:
3.2.1.творчески развивать профессиональное наследие прошлого, вступая в диалог с прецедентными текстами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками экзегезы ключевых текстов эпохи приемами актуализации негативных и позитивных уроков, преподанных историей развития отечественной журналистики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История журналистики 18-19 веков
1.1. Объект и предмет истории журналистики. История журналистики, историческое сознание Лекции 3 1 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.2. Зарождение журналистики в России. Петровские "Ведомости" и их роль в развитии русского литературного языка Лекции 3 1 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.3. Академическая журналистика второй четверти 18 века Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.4. Конспект работы А. Сумарокова «Сон: счастливое общество" Сам. работа 3 6 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.5. Сатирический бум в русской журналистике конца 60-х начала 70-х гг.: исторические предпосылки и социокультурная направленность Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.6. Публицистика Радищева А.Н. Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.7. Журналистика Крылова И.А. Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.8. Журналистика 90-х: "Московский журнал" М.Н.Карамзина, "Санкт-Петербургский журнал" А.Ф.Бестужева и И.П.Пнина Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.9. Русская журналистика конца 20-х и в 30-е гг. 19 века ("СЕВЕРНАЯ ПЧЕЛА", "МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ", "ТЕЛЕСКОП" И "СОВРЕМЕНЕНИК" А.С.Пушкина). Журналистика 40-х гг. ("Современник" Некрасова, "Отечественные записки", "Колокол") Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.10. Русская пресса в условиях кризиса самодержавия ("РУССКАЯ БЕСЕДА","РУССКИЙ ВЕСТНИК", "РУССКОЕ СЛОВО") Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.11. Конспект теста Фонвизина «Письма к Фалалею» Сам. работа 3 6 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.12. Тематическая специфика писем И.А. Крылова Сам. работа 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.13. Сообщения на темы: “«Своеобразие альманахов декабристов: «Полярная звезда», «Мнемозина», «Русская старина»”; “«Разработка основ декабристской эстетики в «Полярной звезде» А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева и «Мнемозине» В.К. Кюхельбекера и В.Ф. Одоевского»” Сам. работа 3 4 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.14. Конспект статьи В.Г. Белинского «Николай Алексеевич Полевой» Сам. работа 3 8 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.15. Доклад на тему “Журнал «Библиотека для чтения»” Сам. работа 3 8 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.16. эссе на тему «Несвоевременный «Современник» А.С. Пушкина» Сам. работа 3 8 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.17. Презентация «бульварная журналистика конца XIX века». Сам. работа 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.18. Реферат Сам. работа 3 8 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Журналистика 20 века
2.1. Большевики о свободе печати до и после октября 1917 г.Формы и методы борьбы большевиков с оппозиционной прессой. Лекции 4 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Сравнительный анализ красноармейской периодики и печати белых армий. Сам. работа 4 3 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Партийная советская журналистика как средство и объект тоталитарной государственной политики. Лекции 4 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.4. Создание военного репортажа по «тернарному принципу» книги очерков Л. Рейснер «Фронт» Сам. работа 4 6 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.5. Анализ военных очерков К.М. Симонова Сам. работа 4 4 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.6. Перестройка средств массовой информации в годы войны.«Окна ТАСС» как продолжение традиций «Окон РОСТА».Радиовещание в годы войны. Ленинградское радио. Лекции 4 4 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.7. Позитивное влияние «оттепели» на развитие советской журналистики и негативные явления журналистского творческого процесса. Лекции 4 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.8. Стилизация собственного фельетона в рамках жанра газеты «Гудок» Сам. работа 4 4 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.9. Написание аграрного очерка об Алтайской пашне Сам. работа 4 6 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.10. Фотофакт о домашних питомцах в эстетике рубрики «Окно в природу» Сам. работа 4 4 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.11. Написание стилистической статьи на тему «Как сбылись предсказания А. Солженицына» по материалам его трактата «Как нам обустроить Россию» Сам. работа 4 8 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.12. Написание аналитической статьи «Кто живет в России?» Сам. работа 4 8 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.13. Диссидентская пресса: причины возникновения, историческая роль. Лекции 4 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.14. Характерные черты советской журналистики периода перестройки и гласности. Лекции 4 4 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 ред. М. М. Ковалева ; сост. Л. Д. Иванова Отечественная журналистика ХVIII-ХIХ веков : тексты : Изд-во УрГУ, 2001
Л1.2 Станько А.И., Стенник Ю.В., Ковалева М.М., Громова Л.П. История русской журналистики XVIII-XIX веков: учеб. для вузов СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005
Л1.3 Георгиева, Н.Г. Русская историческая журналистика : тексты специального курса лекций: пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа//ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278240
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ахмадулин Е.В. История отечественной журналистики ХХ века : учебник ФГОУ ВПО "Южный федеральный университет", Факультет филологии и журналистики. - Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета//ЭБС «Университетская библиотека online», 2008 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240903
Л2.2 А. Ф. Бережной, Н. Л. Волковский, Л. П. Громова Журналистика русского зарубежья ХIX-XX веков : учеб. пособое Изд-во СПбГУ, 2003
Л2.3 Я. Н. Засурского, О. А. Бакулина История печати: антология. Том №3 : учебник Аспект Пресс, 2008
Л2.4 Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917): учебно-методический комплект Издательство МГУ, 2000
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э2 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э3 Научный журнал «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика» www.journ.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
При ответе на теоретический вопрос студент должен, характеризуя то или иное издание, раскрыть исторический контекст его появления и функционирования, рассказать об его основных авторах, редакционной политике и освещаемых темах.
Для курсовой работы предусмотрено учебно-методическое пособие. См. приложение