МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конфликтологическое консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 137
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 137 137 137 137
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Конфликтологическое консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование компетенций в области использования конфликтологического консультирования, ознакомление студентов с базовыми принципами конфликтологического консультирования, технологией разрешения конфликтов с помо-щью третьей стороны, основными особенностями, правилами и процедурами проведения конфликтологического консультирования.
Задачи курса:
- познакомить студентов с практикой деятельности организаций, приме-няющих конфликтологическое консультирование на практике;
- сформировать у студентов целостную систему знаний о структуре процесса посредничества в конфликте;
- представить теоретические основы, общие приемы и формы организа-ции процесса консультирования конфликтеров в ходе разрешения отдельных видов социальных конфликтов;
- раскрыть студентам специфику деятельности социологов-консультантов;
- способствовать применению студентами в конфликтологической прак-тике полученных теоретических знаний;
- предоставить студентам возможность активной самостоятельной рабо-ты по изучению данного курса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 способностью понимать социальную значимость профессии конфликтолога, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, преподавать конфликтологию в образовательных организациях Российской Федерации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- историю предмета конфликтологическое консультирование; природу социального конфликта; его структуру, виды; формы посредничества в нем;
- способы решения конфликтов;
- социальную значимость профессии конфликтолога, обладая высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, как преподавать конфликтологию в образовательных организациях Российской Федерации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- осуществлять анализ социального конфликта с использованием понятийно-категориального аппарата конфликтологии, использовать современные формы посредничества в конфликтах, в том числе конфликтологическое консультирование;
- понимать социальную значимость профессии конфликтолога, обладая высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, преподавать конфликтологию в образовательных организациях Российской Федерации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- проведения исследований по проблемам посредничества в конфликтах, использования общих методов анализа и диагностики конфликта, а также технологий урегулирования и разрешения конфликтов с помощью консультирования сторон конфликта;
- понимания социальной значимости профессии конфликтолога, обладая высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, преподавать конфликтологию в образовательных организациях Российской Федерации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в конфликтологическое консультирование
1.1. Теоретико-методологические основы осуществления посредничества в социальных конфликтах Лекции 4 4 ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.2. Теоретико-методологические основы осуществления посредничества в социальных конфликтах Практические 4 6 ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.3. Теоретико-методологические основы осуществления посредничества в социальных конфликтах Сам. работа 4 10 ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.4. Основные формы конфликтологического посредничества Лекции 4 2 ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.5. Основные формы конфликтологического посредничества Практические 4 6 ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.6. Основные формы конфликтологического посредничества Сам. работа 4 12 ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Процедура конфликтологического консультирования
2.1. Требования, предъявляемые к консультанту Лекции 4 4 ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.2. Требования, предъявляемые к консультанту Практические 4 6 ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.3. Требования, предъявляемые к консультанту Сам. работа 4 25 ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.4. Практические рекомендации по проведению конфликтологического консультирования Лекции 4 6 ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.5. Практические рекомендации по проведению конфликтологического консультирования Практические 4 4 ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.6. Практические рекомендации по проведению конфликтологического консультирования Сам. работа 4 30 ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.7. Применение консультирования в решении различных видов социальных конфликтов Лекции 4 2 ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.8. Применение консультирования в решении различных видов социальных конфликтов Практические 4 4 ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.9. Применение консультирования в решении различных видов социальных конфликтов Сам. работа 4 30 ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.10. Оценка результатов конфликтологического консультирования Лекции 4 2 ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.11. Оценка результатов конфликтологического консультирования Практические 4 6 ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.12. Оценка результатов конфликтологического консультирования Сам. работа 4 30 ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.13. Экзамен 4 27 ПК-11 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ
Перечень теоретических вопросов

1. Основные формы конфликтологического консультирования.
2. История развития конфликтологического консультирования.
3. Конфликтологическое посредничество в России.
4. Организация и проведение конфликтологического консультирования.
5. Четыре главных принципа конфликтологического консультирования.
6. Медиабельность конфликтного случая.
7. Подготовка к процедуре конфликтологического консультирования.
8. Функции консультанта в социальном конфликте.
9. Стадии конфликтологического консультирования.
10. Нейтральность консультанта в конфликте и способы ее поддержания.
11. Работа с позициями сторон во время конфликтологического консультирования.
12. Конфликтологический консалтинг.
13. Функции конфликтологического консультирования.
14. Конфликтологический консалтинг как вид практической деятельности конфликтолога.
15. Функции конфликтологического консультирования.
16. Основные трудности в процессе конфликтологического консультирования.
17. Конфликтологический арбитраж.
18. Требования к специалисту, осуществляющего процедуру конфликтологического консультирования.
19. Результаты конфликтологического консультирования. Критерии его успешности.
20. Выход из конфликтологического консультирования.
21. Применение консультирования в различных формах социального конфликта.
22. Конфликтологическое консультирование в трудовых конфликтах.
23. Применение элементов конфликтологического консультирования в суде.
24. Формы конфликтологического консультирования в межличностных конфликтах.
25. Правовые аспекты проведения конфликтологического консультирования в России.
26. Консилиация как форма посредничества в конфликтах.

Практические задания:

1. Предложите свой вариант предложенной преподавателем конкретной конфликтной ситуации.
2. Разработайте план лекционного и практического занятий для студентов гуманитарных направлений университета по теме: «Анализ конфликта в процессе конфликтологического консультирования».
3. Сделайте свой прогноз развития какого-либо конкретного конфликта, разворачивающегося в настоящее время.
4. Предложите новую (свою собственную) типологию межличностного конфликта.
5. Проведите диагностику какого-либо конкретного конфликта.
6. Приведите примеры участия посредников-консультантов в решении конкретных конфликтов.
7. Проанализируйте свой последний межличностный конфликт в соответствии с методикой диагностики конфликтов.
8. Ознакомьтесь с методикой конфликтологического консультирования А.Е. Айви, Л. Саймэна. Сравните ее с методикой Ф. Бурнарда, Р. Кочюнаса и Р.С. Немова. Выпишете для себя, что вы находите общего и в чем существуют отличия в данных методиках конфликтологического консультирования.
9. Определите направления дальнейших действий консультанта, получившего информацию от своей клиентки следующего содержания: «Вчера супруг опять сделал мне замечание в присутствии наших гостей. Как будто я ничего не умею сама. Надоело мне все это, давно пора покончить с этой нервотрепкой». Используя техники активного слушания, письменно сформулируйте: дальнейшее развитие мыслей собеседника, отражение и обобщение, выявите лучшие варианты решения данной конфликтной ситуации.
10. Покажите на практике как в разговоре с людьми работает прием резюмирования.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем рефератов
1. Междисциплинарное понимание специального термина «конфликтологического консультирования».
2. Основные формы посредничества в социальных конфликтах.
3. История развития конфликтологического консультирования.
4. Конфликтологическое посредничество в России (примеры и распространенность).
5. Содержание и сущность основных методологических подходов к организации и проведению «конфликтологического консультирования».
6. Четыре главных принципа «конфликтологического консультирования».
7. Ограничения в применении конфликтологического консультирования в конфликтологической практике.
8. Медиабельность конфликтного случая.
9. Подготовка к процедуре конфликтологического консультирования.
10. Функции консультанта в социальном конфликте.
11. Стадии конфликтологического консультирования.
12. Нейтральность консультанта в конфликте и способы ее поддержания.
13. Работа с позициями сторон во время конфликтологического консультирования.
14. Конфликтологический консалтинг как вид практической деятельности конфликтолога.
15. Функции конфликтологического консультирования.
16. Основные трудности в процессе конфликтологического консультирования.
17. Конфликтологический арбитраж.
18. Требования к специалисту, осуществляющего процедуру конфликтологического консультирования.
19. Результаты конфликтологического консультирования. Критерии его успешности.
20. Выход из конфликтологического консультирования. Интейк.
21. Применение консультирования в различных формах социального конфликта.
22. Конфликтологическое консультирование в трудовых конфликтах.
23. Применение элементов конфликтологического консультирования в суде.
24. Формы конфликтологического консультирования в межличностных конфликтах.
25. Правовые аспекты проведения конфликтологического консультирования в России.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бунтовская, Л. Л. Конфликтология : учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6CBED0CF-656E-4A94-8DFC-BAA67F70825C
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лопарев, А. В., Знаменский Д. Ю. Конфликтология: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.humanities.edu.ru/–Социально-гуманитарное образование:федеральный портал.
Э2 http://window.edu.ru/window–Единое окно доступа к образовательным ресурсам.Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов,электронная учебно-методическая библиотека,ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э3 http://ru.wikipedia.org/wiki/консультирование в конфликте
Э4 Курс в Moodle Конфликтологическое консультирование portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/).
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.