МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология регионов
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_04_ГМУ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Пуричи В.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Экология регионов

разработана в соответствии с ФГОС:
38.03.04 "Государственное и муниципальное управление", утвержденный Министерством образования и науки РФ "10"декабря 2014г. №1567

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 28.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. профессор Мищенко Вит.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 28.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.э.н. профессор Мищенко Вит.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями преподавания дисциплины «Экология регионов» являются ознакомление студентов с основами теоретических знаний в области экологии и природопользования, формирование у них экологической грамотности, а также умения применять полученные знания в своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
ПК-18: способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- глобальные проблемы окружающей среды,
- основные законы экологии,
- принципы рационального природопользования и охраны природы;
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять природоохранные мероприятия и ресурсосберегающие технологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- основами экономического регулирования природопользования,
- методами обеспечения безопасности людей и окружающей среды от вредных воздействий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Глобальные экологические проблемы
1.1. Основные экологические понятия и определения. Современные экологические проблемы: загрязнение атмосферы промышленными выбросами, разрушение озонового слоя атмосферы, загрязнение мирового океана, кислотные атмосферные осадки. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Основные экологические понятия и определения. Современные экологические проблемы: загрязнение атмосферы промышленными выбросами, разрушение озонового слоя атмосферы, загрязнение мирового океана, кислотные атмосферные осадки. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Основные экологические понятия и определения. Современные экологические проблемы: загрязнение атмосферы промышленными выбросами, разрушение озонового слоя атмосферы, загрязнение мирового океана, кислотные атмосферные осадки. Сам. работа 2 6 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Биосфера как область распространения жизни на Земле. Взаимосвязь между различными частями биосферы. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Биосфера как область распространения жизни на Земле. Взаимосвязь между различными частями биосферы. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Биосфера как область распространения жизни на Земле. Взаимосвязь между различными частями биосферы. Сам. работа 2 8 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Загрязнение окружающей среды
2.1. Экологическая характеристика производственного цикла: сырье (природный ресурс) -- готовое изделие (конечный продукт). Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Экологическая характеристика производственного цикла: сырье (природный ресурс) -- готовое изделие (конечный продукт). Практические 2 2 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Рациональное и нерациональное природопользование на различных стадиях производственного цикла сырье -- конечный продукт Сам. работа 2 6 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Общая характеристика взаимодействия промышленного предприятия с природными ресурсами. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Общая характеристика взаимодействия промышленного предприятия с природными ресурсами. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Общая характеристика взаимодействия промышленного предприятия с природными ресурсами. Сам. работа 2 6 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Рациональное и нерациональное природопользование на различных стадиях производственного цикла сырье -- конечный продукт Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Рациональное и нерациональное природопользование на различных стадиях производственного цикла сырье -- конечный продукт Практические 2 2 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. Рациональное и нерациональное природопользование на различных стадиях производственного цикла сырье -- конечный продукт Сам. работа 2 8 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.10. Колличественные показатели воздействия на природные и материальные ресурсы, а также на отходы производства. Лекции 2 4 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.11. Колличественные показатели воздействия на природные и материальные ресурсы, а также на отходы производства. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.12. Колличественные показатели воздействия на природные и материальные ресурсы, а также на отходы производства. Сам. работа 2 8 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.13. Роль промышленных предприятий и автомобильного транспорта в загрязнении биосферы. Особенности шумового загрязнения, основные его источники. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.14. Роль промышленных предприятий и автомобильного транспорта в загрязнении биосферы. Особенности шумового загрязнения, основные его источники. Практические 2 2 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.15. Роль промышленных предприятий и автомобильного транспорта в загрязнении биосферы. Особенности шумового загрязнения, основные его источники. Сам. работа 2 8 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Экономические и правовые основы природопользования
3.1. Понятие экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, его составные части. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Понятие экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, его составные части. Практические 2 4 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Понятие экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, его составные части. Сам. работа 2 8 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Стандартизация в области природопользования, нормативы загрязнений и выбросов. Виды ответственности за нарушение природоохранного законодательства. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Стандартизация в области природопользования, нормативы загрязнений и выбросов. Виды ответственности за нарушение природоохранного законодательства. Практические 2 4 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Стандартизация в области природопользования, нормативы загрязнений и выбросов. Виды ответственности за нарушение природоохранного законодательства. Сам. работа 2 8 ОПК-2, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шилов И. А. ЭКОЛОГИЯ 7-е изд. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/bcode/405333
Л1.2 Кондратьева О.Е. - Отв. ред. ЭКОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/06121F5B-634B-44DF-A98C-98F9EECC85C7
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Данилов-Данильян В.И. - отв. ред. ЭКОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/9CD424AD-E2A6-4786-BC3D-6A162E45D296
Л2.2 Блинов Л.Н. - отв. ред. ЭКОЛОГИЯ. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/CC038BF6-5A01-469C-9E7D-BD5FED1C6CEF
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Базы данных, ЭБС Университетская библиотека online; ЭБС «Лань».
Э2 Курс в Moodle "Экология регионов" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2979
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
2. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.