МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология здоровья
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-34-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Борисова Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат социологических наук, доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология здоровья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о сущности здоровья как категории социологического анализа; систематическое изложение основных социальных проблем, возникающих в связи с социальным здоровьем населения, обеспечением социальной безопасности, воспроизводством социальных рисков и социальных девиаций; обеспечение необходимых знаний о методах социологического исследования социальных проблем здоровья.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные и теоретические подходы к изучению здоровья и его составляющих; иметь представление об отраслях социологического знания; методы создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения информации в сфере здоровья, здорового образа жизни, самосохранительного поведение и тд.
3.2.Уметь:
3.2.1.критически осмыслить предлагаемые концепции и публикации; анализировать события и факты с позиции профессионала, работающего в сфере организации работы с молодежью; использовать научные категории в осмыслении типичных социальных ситуаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью использования социологических знаний на практике; навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая интернет и зарубежную литературу; владеть навыками работы с первоисточниками.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология здоровья
1.1. Объект, предмет, основные задачи социологии здоровья. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Объект, предмет, основные задачи социологии здоровья. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Объект, предмет, основные задачи социологии здоровья. Сам. работа 3 5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Исторические этапы развития социологии здоровья. Развитие социологии здоровья трудах Э.Дюркгейма, Ф.Энгельса, М.Вебера, Т.Парсонса. Сам. работа 3 5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Особенности британской школы "социологии в медицине". Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Особенности британской школы "социологии в медицине". Сам. работа 3 10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.7. Современные проблемы социологии здоровья в России. Работы М.С.Бедного, Е.В.Дмитриевой, В.Г.Ерохина, И.В.Журавлевой, Д.А.Изуткина, Т.В.Карсаевской, Ю.П. Лисицина, В.М.Лупандина, А.В.Решетникова и др. Сам. работа 3 5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.8. Социальная, эпидемиология. Медицинская статистика, демография, организация здравоохранения, история медицины как объекты социологии здоровья. Сам. работа 3 10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.9. Социальная, эпидемиология. Медицинская статистика, демография, организация здравоохранения, история медицины как объекты социологии здоровья. Сам. работа 3 7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.10. Место социологии здоровья в системе социальных наук. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.11. Место социологии здоровья в системе социальных наук. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.12. Место социологии здоровья в системе социальных наук. Сам. работа 3 5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.13. Причины актуализации социологии здоровья и болезни Сам. работа 3 10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.14. Причины актуализации социологии здоровья и болезни Сам. работа 3 3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.15. Методы, процедуры и организация социологических исследований здоровья Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.16. Методы, процедуры и организация социологических исследований здоровья Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.17. Методы, процедуры и организация социологических исследований здоровья Сам. работа 3 10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.18. Воздействие семьи на здоровье ее членов Сам. работа 3 10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.19. Профилактика здоровья и здорового образа жизни Сам. работа 3 10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Баженов, А. М. Социология здравоохранения: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/7892A68C-6219-4C2D-9055-8C09FEF869EF.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. Е. Хренов Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 https://www.biblio-online.ru/book/sociologiya-438548
Л2.2 Ильина, И. В. Медицинская реабилитация: учебник для вузов М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D766A2C0-9130-4189-B53F-FE204CEDE68
Л2.3 Прохорова, О. Г. Семьеведение: теория и практика: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E2AF77AC-4788-4F99-B92A-A48BDF262F32.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э2 http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э3 http://www.biblioclub.ru/ - «Университетская библиотека онлайн»
Э4 Курс в Moodle "Социология здоровья" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3831
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.

Студентам необходимо:
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал в бумажном или электронном виде(таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.