МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Формообразование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильПарикмахерское искусство и дизайн прически
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДизП-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Доцент, Чурилов М.Г.

Рецензент(ы):
Доктор искусствоведения, Декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Формообразование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Нехвядович Л.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Нехвядович Л.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - познакомить студентов со спецификой формообразования, понять принципы построения условной композиции с ориентировкой на получение художественного результата, принципы использования законов формообразования в дизайн-проектировании.
Задачи:
-научить создавать художественные формы, орнаменты и текстуры средствами компьютерной графики и условной композиции;
-научить студентов создавать и редактировать изображение, используя инструменты компьютерных программ;
-научить создавать объекты дизайна с использованием различных художественно-графических материалов и структур.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-31 способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы формообразования, применимые в проектировании интерфейса информационной системы, средства и методы работы с художественной формой в современном дизайн-проектировании
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать конструктивные особенности объектов формообразования в процессе проектирования, использовать средства гармонизации художественной формы в процессе проектирования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком применения принципов формообразования в проектировании, навыками разработки дизайн-проектов на основе принципов формообразования с учетом современного развития визуальной культуры

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Художественные средства построения композиции
1.1. Формообразование. История и современность. Роль и место формообразования в структуре художественного дизайнерского творчества. Формообразование как процесс создания формы. Понятие формы. Принципы формообразования. Лекции 5 1 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Графическая композиция по заданной форме. Практические 5 2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Основные художественные средства построения композиции: точка, линия, пятно и цвет. Выполнение упражнения на построение композиции с использованием основных художественных средств Практические 5 2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Моделирование композиции из простых геометрических тел. Лекции 5 1 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Художественная специфика графических средств. Методы и средства исполнения графических средств. Выполнение упражнения на построение композиции с контрастным сочетанием цветовых форм. Передача факутры и текстуры материала. Сетчатые конструкции и композиции. Образная мозаика (образные орнаменты). Сам. работа 5 6 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.6. Построить композицию орнамента на основе сетчатой конструкции. Сам. работа 5 6 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Средства гармонии художественной формы
2.1. Средства композиционной гармонизации художественной формы: симметрия-асимметрия, метр-ритм, пропорции. Выполнение упражнения на нюансное и контрастное сочетание простых геометрических форм. Выполнение упражнения на построение разномасштабных графических композиций (модульность и комбинаторика). Сам. работа 5 6 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Выполнение упражнения на построение симметричной и асимметрической композиции Сам. работа 5 6 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Выполнение упражнения на построение композиции с организацией метрического порядка (ритм и пропорция) Сам. работа 5 8 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.4. Принципы композиционно-художественного формообразования: рациональность, тектоничность, структурность, образность, целостность. Комбинаторика и орнамент. Фактура и текстура. Практические 5 2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.5. Выполнение упражнения на построение композиций с передачей фактуры и текстуры. Сам. работа 5 8 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Пластика
3.1. Пластические композиционные средства. Пластический характер. Линейно-пластическая форма и её особенности. Выполнение упражнений на выявление характера линейно - пластической формы. Практические 5 2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Стилизация объектов природного мира. Разработка эскизов стилизации объектов природного мира. Сам. работа 5 8 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Основные приемы передачи художественного образа в композиции (семиотика). Выполнение упражнения на построение пластической объёмной формы. Практические 5 2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Виды композиций
4.1. Основные виды пространственно-плоскостных форм. Выполнение упражнения на построение пространственно - плоскостной композиции. Построение пейзажа Сам. работа 5 8 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Объёмно-пространственная композиция и виды схематических композиций. Выполнение упражнения на построение композиции с ярко выраженным колоритом (натюрморт) Сам. работа 5 8 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Зрительное восприятие формы дизайн-объектов
5.1. Свойства зрительного восприятия. Иллюзии, перспектива, тени при восприятии графических объектов. Перспективные изменения формы объекта в пространстве. Виды перспективы. Приемы достижения эффекта перспективы в графическом дизайне. Тени, составляющие светотени. Сам. работа 5 8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.2. Ассоциативность, образность и выразительность графических средств. Создание художественного образа, творческие источники вдохновения. Использование графических средств для усиления выразительности создаваемого художественного образа. Практические 5 2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Формообразование в графическом дизайне
6.1. Приемы получения изображений. Функциональные возможности графического редактора. Порядок и приемы выполнения операций. Выполнение работ по обработке изображений. Загрузка и импорт файлов. Приемы обработки изображения. Гамма-коррекция. Монтаж изображения. Создание коллажей и баннеров Сам. работа 5 8 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.2. Местная коррекция и ретушь изображения. Слои, маски и каналы. Фильтры и эффекты. Создание композиции со сложными контурами на модульной основе.Построение объемно-пространственного изображения. Получение изображений на основе фотоматериалов. Разработка фотоколлажа, фотомонтажа. Практические 5 2 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.3. Шрифт и шрифтовые композиции. Векторизация растровых изображений. Работа с цветом. Работа с текстом Сам. работа 5 8 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.4. Зачет 5 4 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боресков А.В., Шикин Е.В. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лаврентьев А. Н. Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. Л. Усанова История, теория и методология дизайн-проектирования: учеб.- метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л3.2 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle" Формообразование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Adobe Creative Suite
GIMP
Inkscape
CorelDRAW Graphics Suite
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
4. Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, необходимо в первую очередь ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины,со списком основной и дополнительной литературы. Лекции имеют целью дать систематизированные основы научных знаний в сфере формообразования. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию необходимо изучить, повторить теоретический материал по заданной теме. Освоение данной дисциплины предполагает самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов.
Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- отбор лучших практик использования формообразования в дизайн-проектировании.
- выполнение практических заданий для освоения навыков работы с формой в дизайн-проектах.