МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История исполнительских стилей

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-1-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 153
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 17 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 108 108 45 45 153 153
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 108 108 252 252

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История исполнительских стилей

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017г. №730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение стилевых особенностей музыки разных эпох как в теоретическом, так и в исполнительском прочтении
формирование навыков профессионального анализа музыкальной интерпретации, выработка ее оценочных профессионально-эстетических критериев в тесной взаимосвязи с исполнительской практикой
исследование проблемы интерпретации на основе анализа аудио- и видеозаписей исполнителей, представляющих различные национальные школы
развитие художественного вкуса в интерпретации музыкальных произведений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности музыкально-исторического процесса, его периодизацию
народное и композиторское творчество в культурно-историческом контексте
3.2.Уметь:
3.2.1.рассматривать музыкальное произведение или музыкально-историческое событие в динамике исторического, художественного и социально-культурного процессов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками комплексного анализа музыки, включая собственно музыкально-теоретические проблемы и проблемы истории, хронологии, эстетики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Понятие «стиль». Художественный стиль, музыкальный стиль. Исполнительский стиль. Общепринятая классификация исполнительских стилей: барокко,классицизм,романтизм. Понятия «стиль исполнения» и «исполнительский стиль». Исполнительская интерпретация. Условия ее существования. Лекции 5 9 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Изучение основной и дополнительной литературы Сам. работа 5 54 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Исполнительский стиль XVII - XVIII столетий.
2.1. Исполнительское искусство XVII - XVIII века. Музыкально-исполнительская поэтика барочно-классицистской эпохи. Канонические принципы времени. Роль образно-эмблематической символики в формировании исполнительской логики. Классицистский исполнительский стиль, его связь с исполнительскими традициями барокко. Актуализация субъективно-личностного начала, сосуществование позднего классицизма и раннего романтизма в едином культурно-хронологическом пространстве. Патетический исполнительский стиль. Взаимопроникновение исполнительских выразительных средств уходящей классицистской и формирующейся романтической стилистики. Лекции 5 9 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Сравнительный анализ интерпретаций одного произведения (миниатюра, одна часть концерта или симфонии, ария, оперный ансамбль). Практические 5 18 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сравнительный анализ интерпретаций произведения. Сам. работа 5 54 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Исполнительский стиль XIX века.
3.1. Романтическая эстетика и ее влияние на музыкально-исполнительское искусство. Поэтика высокого романтического стиля. Исполнительский процесс как фиксация движения чувства. Принцип исполнительской свободы как универсальный норматив романтического стиля. Композитор и интерпретатор как самостоятельные творческие персоны. Профессионализация исполнительского искусства. Интеллектуализация искусства. Эмоционально-нарративный (беллетристический) исполнительский стиль. Ориентация на образно-ассоциативную содержательность искусства. Интеллектуально-контемплативный исполнительский стиль. Концепция «абсолютной музыки». Исторически-стилевая достоверность и соблюдение текстовой точности как определяющие критерии. Лекции 6 9 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Сравнительный анализ интерпретаций одного произведения (миниатюра, одна часть концерта или симфонии, ария, оперный ансамбль). Практические 6 9 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сравнительный анализ интерпретаций произведения. Сам. работа 6 20 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Исполнительский стиль XX века.
4.1. Поэтика постромантического декаданса. Предпосылки формирования послеромантического исполнительского стиля. "Конструктивистский стиль". Полярность этических и творческих принципов композиторов-исполнителей эпохи. Нововенская школа: эстетика отстранения и «объективный интерпретатор», принципы прочтения додекафонного и сериального нотного текста. Музыкальная алеаторика и вербальные партитуры. Формирование новой исполнительской поэтики в условиях иррационального метода композиции. Нотный текст как повод к интуитивной исполнительской импровизации. Музыкальный минимализм. Исполнительские стили: неидиоматический, неоромантический, аутентичный. Лекции 6 9 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Сравнительный анализ интерпретаций одного произведения (миниатюра, одна часть концерта или симфонии, ария, оперный ансамбль). Практические 6 9 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сравнительный анализ интерпретаций произведения. Сам. работа 6 25 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.iqlib.ru
Э2 http://notes.tarakanov.net
Э3 http://imslp.org
Э4 Курс "История исполнительских стилей" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;
118Д помещение для хранения и обработки специализированных материалов Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «История исполнительских стилей» является важным этапом профессионального становления студента-музыканта в высшем образовательном учреждении. Студент должен свободно ориентироваться в вопросах музыкального исполнительства, уметь самостоятельно делать исполнительский анализ произведения, находить интерпретаторские решения в соответствии со стилем исполняемого произведения.
Занятия проводятся по трем направлениям:
1. Практическое участие в семинарах
2. Выступление в семинаре со своей презентацией материалов (сообщением с аудио- и видео-иллюстрациями).
Варианты тем для презентаций:
- Презентация одного исполнителя
- Композитор в разных исполнениях
- Музыкальный стиль в исполнительских версиях (классический, романтический, современная музыка)
- Аутентичное исполнительство
- Версии (аранжировки, транскрипции) произведений
3. Доклад по теме «Сравнительный анализ интерпретаций одного произведения».
Требования для сравнительного анализа интерпретации избранного произведения. Для анализа избирается одно произведение в нескольких исполнительских версиях: это могут быть либо миниатюра, либо одна часть произведения, ария, оперный ансамбль и тому подобное. Желательно сопоставление интерпретаций российских и зарубежных исполнителей; обязательна дистанция во времени исполнения. Выступление представляет собой аналитическую работу с аудио, видео-иллюстрациями. Небольшой фрагмент посвящается характеристике произведения и информации об исполнителях. Основное содержание – анализ интерпретации с подробным комментарием отдельных фрагментов.
Анализ интерпретаций представляет собой разбор исполнительского стиля и исполнительских средств (темп, агогические детали, динамика и динамические нюансы, тембровые краски, артикуляция). По всем этим пунктам обязательные обобщения – содержательная оценка интерпретации (образный характер, интонационные особенности, стилистика). Возможны сравнения исполнений с редакциями нотного текста.