МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнорелигиозный туризм в России
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, В.Н. Ильин

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Этнорелигиозный туризм в России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомиться с историей и особенностями религиозного и этнического туризма на территории Российской Федерации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-1: способностью самостоятельно готовить тезисы научных докладов, доклады и выступления в рамках проведения научных конференций, круглых столов, семинаров по религиоведческой тематике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю формирования туристической традиции на территории России, этапы формирования туристической отрасли в России, основные этнорелигиозные объекты туристической отрасли
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять тенденции развития туризма на территории России, составлять туристические маршруты этнорелигиозой направленности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки туристического маршрута этнорелигиозной направленности на региональном и межрегиональном уровне на территории России

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Туризм, в системе взаимосвязанных понятий
1.1. Понятие туризма, его роль в международном и внутреннем туризме Лекции 6 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие туризма, его роль в международном и внутреннем туризме Сам. работа 6 6 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.3. Этнорелигиозный туризм и его место в туристической деятельности Лекции 6 2 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.4. Этнорелигиозый туризм и его место в туристической деятельности Сам. работа 6 6 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.5. Индустрия туризма Лекции 6 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.6. Индустрия туризма Практические 6 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.7. Индустрия туризма Сам. работа 6 6 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Этнорелигиозный туризм на территории России
2.1. Этнорелигиозный туризм в Европейской части России Лекции 6 2 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.2. Этнорелигиозный туризм в Европейской части России Практические 6 4 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.3. Этнорелигиозный туризм в Европейской части России Сам. работа 6 10 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.4. Этнорелигиозный туризм на Юге России Лекции 6 2 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.5. Этнорелигиозный туризм на Юге России Практические 6 2 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.6. Этнорелигиозный туризм на Юге России Сам. работа 6 8 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.7. Этнорелигиозный туризм Волго-Уральского региона Лекции 6 2 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.8. Этнорелигиозный туризм Волго-Уральского региона Практические 6 2 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.9. Этнорелигиозный туризм Волго-Уральского региона Сам. работа 6 6 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.10. Этнорелигизный туризм в Сибири Лекции 6 2 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.11. Этнорелигизный туризм в Сибири Практические 6 2 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.12. Этнорелигизный туризм в Сибири Сам. работа 6 10 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.13. Этнорелигиозный туризм на Дальнем Востоке Практические 6 4 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.14. Этнорелигиозный туризм на Дальнем Востоке Сам. работа 6 10 ОК-6, ПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.15. Этнорелигиозный туризм на Северном Кавказе Лекции 6 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.16. Этнорелигиозный туризм на Северном Кавказе Практические 6 4 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.17. Этнорелигиозный туризм на Северном Кавказе Сам. работа 6 10 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представленн в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Воскресенский В. Ю. Международный туризм. : Учебное пособие ( ЭБС «Университетская библиотека online») Юнити-Дана, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114800
Л1.2 Золотовский, В. А. Правовое регулирование в сфере туризма : учебное пособие для вузов / В. А. Золотовский, Н. Я. Золотовская. : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F4E2499C-C9BC-4664-9824-CFBDE61F7239.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Драчева Е.Л. Специальные виды туризма. Лечебный туризм: учеб. пособие для вузов М.: КНОРУС, 2008
Л2.2 Джон Р. Уокер Введение в гостеприимство: учеб. пособие для вузов Москва : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114767
Л2.3 Христов Т.Т. Религиозный туризм: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральное агенство по туризму https://www.russiatourism.ru/
Э2 Курс в Moodle "Этнорелигиозный туризм в России" на едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3165
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Процесс освоения дисциплины складывается из лекционных и практических занятий, а также самостоятельной работы обучающихся. К формам самостоятельной работы относятся подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов. Наряду с прослушиванием лекций и участием в обсуждении проблем на практических занятиях, учебный план предусматривает затрату обучающимися, как правило, большего числа часов для самостоятельной работы. Эта работа складывается из изучения литературы, в том числе в связи с подготовкой к практическим занятиям, выполнения других заданий преподавателя.
Основным элементом этой работы является изучение основных разделов дисциплины, содержащейся в программе по этой дисциплине, с использованием записей лекций преподавателя, ведущего курс, и рекомендуемой программой (а в ряде случаев и дополнительно преподавателем) литературы – учебников и учебных пособий, монографий и статей по отдельным проблемам данной дисциплины. Такая работа должна выполняться всеми обучающимися при подготовке к практическим занятиям. Но это можно делать и по темам, которые не выносятся на практические занятия – для этого рекомендуется сразу после лекции по теме прочитать рекомендованную по ней литературу. Это поможет закреплению материала.
Приступая к изучению той или иной темы, выделяемой по предметно-систематизированному принципу, нужно по отдельности и последовательно рассмотреть каждую из частей, из которых состоит тема.
При изучении курса, обучающиеся должны уметь пользоваться и научной литературой для самостоятельной подготовки к занятиям. Обучающиеся также должны научиться, используя различные научные источники, грамотно сформировать и подготовить свое научно обоснованное и логически непротиворечивое выступление на практическом занятии.
Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала на лекциях и самостоятельных занятий, развития профессиональных умений и навыков, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения учащихся. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. По итогам практических занятий учащиеся должны обладать навыками разработки туристического маршрута этнорелигиозной направленности на территории России.
На лекции преподаватель освещает вводные темы, а так же наиболее сложные вопросы. Учащиеся должны конспектировать лекцию преподавателя. Конспект лекции должен содержать реферативную запись основных вопросов лекции, предложенных преподавателем схем (при их демонстрации), основных источников и литературы по темам, выводы по каждому вопросу. Конспект должен быть выполнен в отдельной тетради по предмету. Он должен быть аккуратным, хорошо читаемым, не содержать не относящуюся к теме информацию или рисунки. Учащиеся узнают историю формирования туристической традиции на территории России, этапы формирования туристической отрасли в России, основные этнорелигиозные объекты туристической отрасли. По итогам освоения дисциплины учащиеся должны овладеть способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.