МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессионально этические основы работы с молодежью

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильОрганизация работы с молодежью в сфере молодежной политики и развития молодежи
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРМ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Профессионально этические основы работы с молодежью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать понимание важности этической оценки деятельности, способствовать овладению теоретическими и практическими основами этической регламентации деятельности специалиста по работе с молодежью

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные этические молодежные проблемы в различных областях.
Способы решения этических молодежных проблем, опираясь на библиографическую культуру. Возможности информационно-коммуникационных технологий в сфере решения молодежных этических и нравственных проблем. Основные и инновационные компоненты информационной культуры. Критерии социальной значимости своей профессии, в профессионально-этическом контексте, основные факторы, тенденции и закономерности этических процессов на международном и национальном уровнях; источники информации об этике в контексте работы с молодежью. Базовые и инновационные способы сбора и систематизации научной информации в контексте этических принципов работы в коллективе.
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать основные этические молодежные проблемы, а также планировать организационные решения, способствующие их решению. Осуществлять оценку своей деятельности с точки зрения этических требований. Использовать на практике знания в области взаимодействия, психологии общения, этики. Реализовать знания этики в практической деятельности с применением информационно-коммуникативных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. Оценивать социальную значимость своих профессиональных решений с учетом этичности поведения, принимать этичные организационные решения в контексте профессиональных задач.
Систематизировать научную информацию с целью реализации этичного поведения в коллективе, решения разнообразных профессиональных задач.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками изучения проблем нарушения этики, включая в свой жизненный опыт, навыками формирования ответственного решения возникающих профессионально-этических проблем.
Поиска решений профессиональных задач с учетом соблюдения требований профессиональной этики. Навыками сбора и систематизации научной информации в оценке нарушений этики в работе с коллективами, использует для решения разнообразных профессиональных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфика профессионально-этической раьоты с молодежью
1.1. Этика как наука Лекции 4 4 Л1.1
1.2. Профессиональная этика организатора работы с молодежью Лекции 4 4 Л1.1
1.3. Личностно-нравственные качества работника Лекции 4 4 Л1.1
1.4. Профессионально-этические кодексы работников различных стран Лекции 4 2 Л1.1
1.5. Социально-психологическая компетентность организатора работы с молодежью Практические 4 6 Л1.1
1.6. Пути повышения эффективности общения организатора работы с молодежью с клиентом Практические 4 8 Л1.1
1.7. Личностно-нравственные качества работника Практические 4 6 Л1.1
1.8. Профессиональные роли и обязанности организатора работы с молодежью. Практические 4 2 Л1.1
1.9. Профессиональные ценности организации работы с молодежью. Сам. работа 4 12 Л1.1
1.10. Профессиональный долг организатора работы с молодежью. Понятие общения в психологии. Роль общения в практике организации работы с молодежью. Сам. работа 4 12 Л1.1
1.11. Толерантность как принцип работы. Деонтология работы. Сам. работа 4 12 Л1.1
1.12. Этикетные правила в практике организации работы с молодежью. Основные принципы профессионально-этического кодекса социальных работников в России. Особенности отношений в организации работы с молодежью. Сам. работа 4 12 Л1.1
1.13. Основные категории и разделы этики. Основные принципы поведения и облика организатора работы с молодежью. Этические обязательства организатора работы с молодежью перед клиентами Сам. работа 4 24 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ
Практические задания
1. Выделите и проранжируйте профессиональные ценности специалиста по работе с молодежью и социального работника
2. Опишите необходимые профессионально важные качества специалиста по работе с молодежью, социального работника.
3. Охарактеризуйте специфику делового общения в практике социальной работы и организации работы с молодежью.
4. Сформируйте нарушения этического кодекса делового общения в работе специалиста по ОРМ.
5. Приведите примеры понятия социально-психологического пространства и его роли в общении.
6. Опишите специфику структуру и функции общения специалиста по ОРМ.
Теоретические вопросы
7. Социальные нормы: их роль в профессиональном общении.
8. Этические кодексы социальных работников различных стран.
9. Процесс восприятия человека человеком (концепция Бодалева А.А.).
10. Вербальные средства общения и профессиональный этикет.
11. Невербальные средства общения и профессиональный этикет.
12. Модели общении, их применение в профессиональной деятельности.
13. Межличностное общении и этикет.
14. Деловой этикет специалиста по работе с молодежью, социального работника.
15. Профессиональное общение с человеком, находящимся в состоянии психологического кризиса.
16. Проблема взаимодействия практика социальной работы и клиента.
17. Пути повышения эффективности профессионального общения специалиста по работе с молодежью, социального работника.
18. Социально-психологические барьеры в общении и этикет.
19. Этические дилеммы в практике социальной работы и работе с молодежью.
20. Принципы социальной работы и личность профессионала.
21. История становления этических традиций на Руси.
22. Национальный фактор в истории нравственности.
23. Национальные особенности делового общения.
24. Профессиональное общение специалиста по работе с молодежью и социального работника.
25. Нормы морали и социальная работа.
26. История этических учений.
27. Профессиональный долг специалиста по работе с молодежью, социального работника.
28. Этика делового общения.
29. Этика профессионального общения специалиста по работе с молодежью, социального работника.
30. Культура этики общения.
31. Функции и значение этического кодекса для деятельности специалиста по социальной работе.
32. Профессионально важные качества специалиста по работе с молодежью, социального работника.
33. Профессиональные этические кодексы за рубежом.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Социально-психологические барьеры в общении.
2. Этические дилеммы в практике социальной работы и работе с молодежью.
3. Принципы социальной работы и личность профессионала.
4. История становления этических традиций на Руси.
5. Национальный фактор в истории нравственности.
6. Национальные особенности делового общения.
7. Профессиональное общение специалиста по работе с молодежью и социального работника.
8. Нормы морали и социальная работа.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коныгина М. Н., Горлова Е. Б. Этические основы социальной работы: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессионально-этические основы работы с молодежью portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office
www.openoffice.org/ru/liscence.html
Mozila FireFox
https://www.mozilla.org/en-US/legal/eula/
Chrome
https://www.chromium.org/chromium-os/licenses/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека – www.e-library.ru
Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» – http://e.lanbook.com/
«Университетская библиотека онлайн» – http://www.biblioclub.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.