Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.04.03. Религиоведение |
Профиль | Государственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 47_04_03_Религ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 43 | 43 | 43 | 43 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | заключается в последовательном усвоении знаний об основных этапах становления и деятельности религиозных организаций в Сибири, их взаимодействия с государством и официальной церковью, особенностей межрелигиозного и межэтнческого диалога |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-2 | готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
ОПК-6 | способностью использовать знания общего и специфического в различных концепциях человека, развиваемых в древних, народностно-национальных и мировых религиях, а также основные парадигмы современной религиозной антропологии |
ОПК-10 | готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | историю взаимоотношений государства с этнорелигиозными образованиями на территории Сибири; теории формирования этнических и религиозных образований; современное состояние этноконфессионалных образований на территории Сибири |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | формировать позицию на политику государства в отношении этноконфессиональных групп; анализировать тенденции развития этноконфессиональных образований на территории Сибири |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | выстраивания отношений в полеконфессиональной и поленациональной среде; прогнозирования развития этноконфессиональных образований; построения толерантного отношения в этноконфессиональной среде |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Научное изучение истории и культуры народов Сибири | ||||||
1.1. | Формирование знаний о Сибирском регионе | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
1.2. | Формирование знаний о Сибирском регионе | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
1.3. | Этнический состав Сибири | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
1.4. | Этнический состав Сибири | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
Раздел 2. История православных конфессий Сибири | ||||||
2.1. | Начальный период истории деятельности и организация РПЦ в Сибири (конец XVI–XVII вв.) | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
2.2. | Начальный период истории деятельности и организация РПЦ в Сибири (конец XVI–XVII вв.) | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
2.3. | Начальный период истории деятельности и организация РПЦ в Сибири (конец XVI–XVII вв.) | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
2.4. | История РПЦ в Западной и Восточной Сибири в XVIII – начале XX вв. | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
2.5. | История РПЦ в Западной и Восточной Сибири в XVIII – начале XX вв. | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
2.6. | Монастыри, духовенство и духовное образование в Западной и Восточной Сибири в XVII – начале XX вв. | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
2.7. | Монастыри, духовенство и духовное образование в Западной и Восточной Сибири в XVII – начале XX вв. | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
2.8. | Распространение православия на Алтае (XVII – начало XX в.). Деятельность Алтайской Духовной миссии | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
2.9. | Распространение православия на Алтае (XVII – начало XX в.). Деятельность Алтайской Духовной миссии | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
2.10. | РПЦ в Сибири в XX–XXI вв.: отражение общегосударственных тенденций и региональная специфика. Обновленческое движение | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
2.11. | РПЦ в Сибири в XX–XXI вв.: отражение общегосударственных тенденций и региональная специфика. Обновленческое движение | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
2.12. | Старообрядческие общины в Сибири | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
2.13. | Старообрядческие общины в Сибири | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
Раздел 3. Католичество и протестантские организации Сибири | ||||||
3.1. | Католические общины в Сибири | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
3.2. | Католические общины в Сибири | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
3.3. | Протестантские общины в Сибири | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
3.4. | Протестантские общины в Сибири | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
3.5. | Лютеранские общины Сибири | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
3.6. | Лютеранские общины Сибири | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
3.7. | Баптистские, адвентистские, пятидесятнические общины в Сибири: этапы становления и деятельность. «Плавающая конфессиональность» XX в. | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
3.8. | Баптистские, адвентистские, пятидесятнические общины в Сибири: этапы становления и деятельность. «Плавающая конфессиональность» XX в. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
Раздел 4. Буддизм, ислам и иудаизм в Сибири | ||||||
4.1. | Буддизм – традиционная религия Восточной Сибири | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
4.2. | Буддизм – традиционная религия Восточной Сибири | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
4.3. | Этнический состав мусульманских общин Сибири | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
4.4. | Этнический состав мусульманских общин Сибири | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
4.5. | История мусульманских общин Сибири. Межрелигиозный диалог мусульманских организаций с другими конфессиями | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
4.6. | История мусульманских общин Сибири. Межрелигиозный диалог мусульманских организаций с другими конфессиями | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
4.7. | Иудейские общины в Сибири: история и современное положение | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
4.8. | Иудейские общины в Сибири: история и современное положение | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
Раздел 5. Новые религиозные движения в Сибири | ||||||
5.1. | НРД в Сибири. Специфика деятельности в отдельных регионах | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
5.2. | НРД в Сибири. Специфика деятельности в отдельных регионах | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
5.3. | НРД в Сибири. Специфика деятельности в отдельных регионах | Сам. работа | 1 | 5 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
5.4. | Экзамен | 1 | 27 | ОК-2, ОПК-6, ОПК-10 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.3, Л2.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
представлены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Тавадов Г. Т. | Этнология: учебник | Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шахнович М.М. | Религиоведение: учеб. пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | П.К.Дашковский, Е.В. Шелепова | Религиозные организации Сибири: Хрестоматия | Барнаул: Алт.ун-та, 2013 | |
Л2.3 | Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии: монография/ АлтГУ, Лаб. этнокультур. и религиоведческих исслед. ; [отв. ред. П. К. Дашковский].: | Барнаул : Изд-во АлтГУ., 2014 | ||
Л2.4 | Рахманин А.Ю. | Религиоведение: Учебник и практикум | М. : Издательство Юрайт, 2016 | biblio-online.ru |
Л2.5 | Мельников-Печерский П. И. | Дорожные записки : На пути из Тамбовской губернии в Сибирь: | Москва: Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сибирская заимка. История Сибири в научных публикациях | zaimka.ru | ||
Э2 | Курс в Moodle "Этнорелигиозный ландшафт Сибири" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение для проведения занятий включает наличие ноутбука с программным обеспечением для проведения презентаций (например, PowerPoint) с акустической системой. Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не требуется |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические. Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины. В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет. Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения. Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов. Контрольная работа выполняется студентами на основе самостоятельного изучения рекомендованной литературы, с целью систематизации, закрепления и расширения теоретических знаний, развития творческих способностей студентов, овладения навыками самостоятельной работы с научной, научно-методической литературой, формирования умений анализировать и отвечать на вопросы, поставленные темой работы, делать выводы на основе проведенного анализа. Работы приобщают также студентов к научно-исследовательской деятельности, играют важную роль в учебной подготовке. Контрольные работы оцениваются по работам, выполненным в письменном виде на практических занятиях и преследуют цель обобщения и аккумуляции информации по отдельным разделам и изученным темам. При подготовке к экзамену по данной дисциплине студенту следует: 1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников. 2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины. 3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя. 4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент знает меньше всего. 5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и т.д.) |