Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z53_03_02_МИИ-234-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 199 | 199 | 199 | 199 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | изучение стилевых особенностей музыки разных эпох как в теоретическом, так и в исполнительском прочтении формирование навыков профессионального анализа музыкальной интерпретации, выработка ее оценочных профессионально-эстетических критериев в тесной взаимосвязи с исполнительской практикой исследование проблемы интерпретации на основе анализа аудио- и видеозаписей исполнителей, представляющих различные национальные школы развитие художественного вкуса в интерпретации музыкальных произведений |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-3 | способностью применять теоретические знания в профессиональной деятельности, постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | закономерности музыкально-исторического процесса, его периодизацию народное и композиторское творчество в культурно-историческом контексте |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | рассматривать музыкальное произведение или музыкально-историческое событие в динамике исторического, художественного и социально-культурного процессов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками комплексного анализа музыки, включая собственно музыкально-теоретические проблемы и проблемы истории, хронологии, эстетики |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. | ||||||
1.1. | Понятие «стиль». Художественный стиль, музыкальный стиль. Исполнительский стиль. Общепринятая классификация исполнительского стиля: классический, романтический и лирико-интеллектуальный. Понятия «стиль исполнения» и «исполнительский тип». Исполнительская интерпретация. Условия ее существования. | Лекции | 5 | 1 | ОПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Понятие «стиль». Художественный стиль, музыкальный стиль. Исполнительский стиль. Общепринятая классификация исполнительского стиля: классический, романтический и лирико-интеллектуальный. Понятия «стиль исполнения» и «исполнительский тип». Исполнительская интерпретация. Условия ее существования. | Практические | 5 | 1 | ОПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Изучение основной и дополнительной литературы | Сам. работа | 5 | 50 | ОПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Исполнительский стиль XVII - XVIII столетий. | ||||||
2.1. | Исполнительское искусство XVII - XVIII века. Музыкально-исполнительская поэтика барочно-классицистской эпохи. Канонические принципы времени. Роль образно-эмблематической символики в формировании исполнительской логики. Классицистский исполнительский стиль, его связь с исполнительскими традициями барокко. Актуализация субъективно-личностного начала, сосуществование позднего классицизма и раннего романтизма в едином культурно-хронологическом пространстве. Патетический исполнительский стиль. Взаимопроникновение исполнительских выразительных средств уходящей классицистской и формирующейся романтической стилистики. Сравнительный анализ интерпретаций одного произведения (миниатюра, одна часть концерта или симфонии, ария, оперный ансамбль). | Лекции | 5 | 1 | ОПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Исполнительское искусство XVII - XVIII века. Музыкально-исполнительская поэтика барочно-классицистской эпохи. Канонические принципы времени. Роль образно-эмблематической символики в формировании исполнительской логики. Классицистский исполнительский стиль, его связь с исполнительскими традициями барокко. Актуализация субъективно-личностного начала, сосуществование позднего классицизма и раннего романтизма в едином культурно-хронологическом пространстве. Патетический исполнительский стиль. Взаимопроникновение исполнительских выразительных средств уходящей классицистской и формирующейся романтической стилистики. Сравнительный анализ интерпретаций одного произведения (миниатюра, одна часть концерта или симфонии, ария, оперный ансамбль). | Практические | 5 | 1 | ОПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Изучение основной и дополнительной литературы. Сравнительный анализ интерпретаций произведения. | Сам. работа | 5 | 50 | ОПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Исполнительский стиль XIX века. | ||||||
3.1. | Романтическая эстетика и ее влияние на музыкально-исполнительское искусство. Поэтика высокого романтического стиля. Исполнительский процесс как фиксация движения чувства. Принцип исполнительской свободы как универсальный норматив романтического стиля. Композитор и интерпретатор как самостоятельные творческие персоны. Профессионализация исполнительского искусства. Интеллектуализация искусства. Эмоционально-нарративный (беллетристический) исполнительский стиль. Ориентация на образно-ассоциативную содержательность искусства. Интеллектуально-контемплативный исполнительский стиль. Концепция «абсолютной музыки». Исторически-стилевая достоверность и соблюдение текстовой точности как определяющие критерии.Сравнительный анализ интерпретаций одного произведения (миниатюра, одна часть концерта или симфонии, ария, оперный ансамбль). | Лекции | 5 | 1 | ОПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Романтическая эстетика и ее влияние на музыкально-исполнительское искусство. Поэтика высокого романтического стиля. Исполнительский процесс как фиксация движения чувства. Принцип исполнительской свободы как универсальный норматив романтического стиля. Композитор и интерпретатор как самостоятельные творческие персоны. Профессионализация исполнительского искусства. Интеллектуализация искусства. Эмоционально-нарративный (беллетристический) исполнительский стиль. Ориентация на образно-ассоциативную содержательность искусства. Интеллектуально-контемплативный исполнительский стиль. Концепция «абсолютной музыки». Исторически-стилевая достоверность и соблюдение текстовой точности как определяющие критерии.Сравнительный анализ интерпретаций одного произведения (миниатюра, одна часть концерта или симфонии, ария, оперный ансамбль). | Практические | 5 | 1 | ОПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Изучение основной и дополнительной литературы. Сравнительный анализ интерпретаций произведения. | Сам. работа | 5 | 50 | ОПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Исполнительский стиль XX века. | ||||||
4.1. | Поэтика постромантического декаданса. Предпосылки формирования послеромантического исполнительского стиля. «Конструктивистский», «деловой» стиль. Полярность этических и творческих принципов композиторов-исполнителей эпохи. Нововенская школа: эстетика отстранения и «объективный интерпретатор», принципы прочтения додекафонного и сериального нотного текста. Музыкальная алеаторика и вербальные партитуры. Формирование новой исполнительской поэтики в условиях иррационального метода композиции. Нотный текст как повод к интуитивной исполнительской импровизации. Музыкальный минимализм. Исполнительские стили: неидиоматический, неоромантический, аутентичный. Сравнительный анализ интерпретаций одного произведения (миниатюра, одна часть концерта или симфонии, ария, оперный ансамбль). | Лекции | 5 | 1 | ОПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Поэтика постромантического декаданса. Предпосылки формирования послеромантического исполнительского стиля. «Конструктивистский», «деловой» стиль. Полярность этических и творческих принципов композиторов-исполнителей эпохи. Нововенская школа: эстетика отстранения и «объективный интерпретатор», принципы прочтения додекафонного и сериального нотного текста. Музыкальная алеаторика и вербальные партитуры. Формирование новой исполнительской поэтики в условиях иррационального метода композиции. Нотный текст как повод к интуитивной исполнительской импровизации. Музыкальный минимализм. Исполнительские стили: неидиоматический, неоромантический, аутентичный. Сравнительный анализ интерпретаций одного произведения (миниатюра, одна часть концерта или симфонии, ария, оперный ансамбль). | Практические | 5 | 1 | ОПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Изучение основной и дополнительной литературы. Сравнительный анализ интерпретаций произведения. | Сам. работа | 5 | 49 | ОПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Каган М.С. | МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Цыпин Г.М. | МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Холопова В.Н. | Холопова, В.Н. Феномен музыки : монография | Москва : Директ-Медиа//ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2014 | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230073 (11.09.2018). |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.iqlib.ru | |||
Э2 | http://notes.tarakanov.net | |||
Э3 | http://imslp.org | |||
Э4 | Курс "История исполнительских стилей" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
004Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
118Д | помещение для хранения и обработки специализированных материалов | Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски) |
106Д | помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) | Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.; |
Дисциплина «История исполнительских стилей» является важным этапом профессионального становления студента-музыканта в высшем образовательном учреждении. Студент должен свободно ориентироваться в вопросах музыкального исполнительства, уметь самостоятельно делать исполнительский анализ произведения, находить интерпретаторские решения в соответствии со стилем исполняемого произведения. Занятия проводятся по трем направлениям: 1. Практическое участие в семинарах 2. Выступление в семинаре со своей презентацией материалов (сообщением с аудио- и видео-иллюстрациями). Варианты тем для презентаций: - Презентация одного исполнителя - Композитор в разных исполнениях - Музыкальный стиль в исполнительских версиях (классический, романтический, современная музыка) - Аутентичное исполнительство - Версии (аранжировки, транскрипции) произведений 3. Доклад по теме «Сравнительный анализ интерпретаций одного произведения». Требования для сравнительного анализа интерпретации избранного произведения. Для анализа избирается одно произведение в нескольких исполнительских версиях: это могут быть либо миниатюра, либо одна часть произведения, ария, оперный ансамбль и тому подобное. Желательно сопоставление интерпретаций российских и зарубежных исполнителей; обязательна дистанция во времени исполнения. Выступление представляет собой аналитическую работу с аудио, видео-иллюстрациями. Небольшой фрагмент посвящается характеристике произведения и информации об исполнителях. Основное содержание – анализ интерпретации с подробным комментарием отдельных фрагментов. Анализ интерпретаций представляет собой разбор исполнительского стиля и исполнительских средств (темп, агогические детали, динамика и динамические нюансы, тембровые краски, артикуляция). По всем этим пунктам обязательные обобщения – содержательная оценка интерпретации (образный характер, интонационные особенности, стилистика). Возможны сравнения исполнений с редакциями нотного текста. |