МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История исполнительских стилей
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-234-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 199
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 199 199 199 199
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История исполнительских стилей

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1010; зарегистрирован Минюстом России от 26.08.2016г., № 43448

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение стилевых особенностей музыки разных эпох как в теоретическом, так и в исполнительском прочтении
формирование навыков профессионального анализа музыкальной интерпретации, выработка ее оценочных профессионально-эстетических критериев в тесной взаимосвязи с исполнительской практикой
исследование проблемы интерпретации на основе анализа аудио- и видеозаписей исполнителей, представляющих различные национальные школы
развитие художественного вкуса в интерпретации музыкальных произведений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: способностью применять теоретические знания в профессиональной деятельности, постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности музыкально-исторического процесса, его периодизацию
народное и композиторское творчество в культурно-историческом контексте
3.2.Уметь:
3.2.1.рассматривать музыкальное произведение или музыкально-историческое событие в динамике исторического, художественного и социально-культурного процессов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками комплексного анализа музыки, включая собственно музыкально-теоретические проблемы и проблемы истории, хронологии, эстетики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Понятие «стиль». Художественный стиль, музыкальный стиль. Исполнительский стиль. Общепринятая классификация исполнительского стиля: классический, романтический и лирико-интеллектуальный. Понятия «стиль исполнения» и «исполнительский тип». Исполнительская интерпретация. Условия ее существования. Лекции 5 1 ОПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие «стиль». Художественный стиль, музыкальный стиль. Исполнительский стиль. Общепринятая классификация исполнительского стиля: классический, романтический и лирико-интеллектуальный. Понятия «стиль исполнения» и «исполнительский тип». Исполнительская интерпретация. Условия ее существования. Практические 5 1 ОПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Изучение основной и дополнительной литературы Сам. работа 5 50 ОПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Исполнительский стиль XVII - XVIII столетий.
2.1. Исполнительское искусство XVII - XVIII века. Музыкально-исполнительская поэтика барочно-классицистской эпохи. Канонические принципы времени. Роль образно-эмблематической символики в формировании исполнительской логики. Классицистский исполнительский стиль, его связь с исполнительскими традициями барокко. Актуализация субъективно-личностного начала, сосуществование позднего классицизма и раннего романтизма в едином культурно-хронологическом пространстве. Патетический исполнительский стиль. Взаимопроникновение исполнительских выразительных средств уходящей классицистской и формирующейся романтической стилистики. Сравнительный анализ интерпретаций одного произведения (миниатюра, одна часть концерта или симфонии, ария, оперный ансамбль). Лекции 5 1 ОПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Исполнительское искусство XVII - XVIII века. Музыкально-исполнительская поэтика барочно-классицистской эпохи. Канонические принципы времени. Роль образно-эмблематической символики в формировании исполнительской логики. Классицистский исполнительский стиль, его связь с исполнительскими традициями барокко. Актуализация субъективно-личностного начала, сосуществование позднего классицизма и раннего романтизма в едином культурно-хронологическом пространстве. Патетический исполнительский стиль. Взаимопроникновение исполнительских выразительных средств уходящей классицистской и формирующейся романтической стилистики. Сравнительный анализ интерпретаций одного произведения (миниатюра, одна часть концерта или симфонии, ария, оперный ансамбль). Практические 5 1 ОПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сравнительный анализ интерпретаций произведения. Сам. работа 5 50 ОПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Исполнительский стиль XIX века.
3.1. Романтическая эстетика и ее влияние на музыкально-исполнительское искусство. Поэтика высокого романтического стиля. Исполнительский процесс как фиксация движения чувства. Принцип исполнительской свободы как универсальный норматив романтического стиля. Композитор и интерпретатор как самостоятельные творческие персоны. Профессионализация исполнительского искусства. Интеллектуализация искусства. Эмоционально-нарративный (беллетристический) исполнительский стиль. Ориентация на образно-ассоциативную содержательность искусства. Интеллектуально-контемплативный исполнительский стиль. Концепция «абсолютной музыки». Исторически-стилевая достоверность и соблюдение текстовой точности как определяющие критерии.Сравнительный анализ интерпретаций одного произведения (миниатюра, одна часть концерта или симфонии, ария, оперный ансамбль). Лекции 5 1 ОПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Романтическая эстетика и ее влияние на музыкально-исполнительское искусство. Поэтика высокого романтического стиля. Исполнительский процесс как фиксация движения чувства. Принцип исполнительской свободы как универсальный норматив романтического стиля. Композитор и интерпретатор как самостоятельные творческие персоны. Профессионализация исполнительского искусства. Интеллектуализация искусства. Эмоционально-нарративный (беллетристический) исполнительский стиль. Ориентация на образно-ассоциативную содержательность искусства. Интеллектуально-контемплативный исполнительский стиль. Концепция «абсолютной музыки». Исторически-стилевая достоверность и соблюдение текстовой точности как определяющие критерии.Сравнительный анализ интерпретаций одного произведения (миниатюра, одна часть концерта или симфонии, ария, оперный ансамбль). Практические 5 1 ОПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сравнительный анализ интерпретаций произведения. Сам. работа 5 50 ОПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Исполнительский стиль XX века.
4.1. Поэтика постромантического декаданса. Предпосылки формирования послеромантического исполнительского стиля. «Конструктивистский», «деловой» стиль. Полярность этических и творческих принципов композиторов-исполнителей эпохи. Нововенская школа: эстетика отстранения и «объективный интерпретатор», принципы прочтения додекафонного и сериального нотного текста. Музыкальная алеаторика и вербальные партитуры. Формирование новой исполнительской поэтики в условиях иррационального метода композиции. Нотный текст как повод к интуитивной исполнительской импровизации. Музыкальный минимализм. Исполнительские стили: неидиоматический, неоромантический, аутентичный. Сравнительный анализ интерпретаций одного произведения (миниатюра, одна часть концерта или симфонии, ария, оперный ансамбль). Лекции 5 1 ОПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Поэтика постромантического декаданса. Предпосылки формирования послеромантического исполнительского стиля. «Конструктивистский», «деловой» стиль. Полярность этических и творческих принципов композиторов-исполнителей эпохи. Нововенская школа: эстетика отстранения и «объективный интерпретатор», принципы прочтения додекафонного и сериального нотного текста. Музыкальная алеаторика и вербальные партитуры. Формирование новой исполнительской поэтики в условиях иррационального метода композиции. Нотный текст как повод к интуитивной исполнительской импровизации. Музыкальный минимализм. Исполнительские стили: неидиоматический, неоромантический, аутентичный. Сравнительный анализ интерпретаций одного произведения (миниатюра, одна часть концерта или симфонии, ария, оперный ансамбль). Практические 5 1 ОПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сравнительный анализ интерпретаций произведения. Сам. работа 5 49 ОПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/ED2F86B0-D358-4EC0-961D-F7E15038465E
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/517A7676-048F-4D77-A0DD-6C3EF8FA03EB
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Холопова В.Н. Холопова, В.Н. Феномен музыки : монография Москва : Директ-Медиа//ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2014 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230073 (11.09.2018).
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.iqlib.ru
Э2 http://notes.tarakanov.net
Э3 http://imslp.org
Э4 Курс "История исполнительских стилей" в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4041
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;
118Д помещение для хранения и обработки специализированных материалов Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «История исполнительских стилей» является важным этапом профессионального становления студента-музыканта в высшем образовательном учреждении. Студент должен свободно ориентироваться в вопросах музыкального исполнительства, уметь самостоятельно делать исполнительский анализ произведения, находить интерпретаторские решения в соответствии со стилем исполняемого произведения.
Занятия проводятся по трем направлениям:
1. Практическое участие в семинарах
2. Выступление в семинаре со своей презентацией материалов (сообщением с аудио- и видео-иллюстрациями).
Варианты тем для презентаций:
- Презентация одного исполнителя
- Композитор в разных исполнениях
- Музыкальный стиль в исполнительских версиях (классический, романтический, современная музыка)
- Аутентичное исполнительство
- Версии (аранжировки, транскрипции) произведений
3. Доклад по теме «Сравнительный анализ интерпретаций одного произведения».
Требования для сравнительного анализа интерпретации избранного произведения. Для анализа избирается одно произведение в нескольких исполнительских версиях: это могут быть либо миниатюра, либо одна часть произведения, ария, оперный ансамбль и тому подобное. Желательно сопоставление интерпретаций российских и зарубежных исполнителей; обязательна дистанция во времени исполнения. Выступление представляет собой аналитическую работу с аудио, видео-иллюстрациями. Небольшой фрагмент посвящается характеристике произведения и информации об исполнителях. Основное содержание – анализ интерпретации с подробным комментарием отдельных фрагментов.
Анализ интерпретаций представляет собой разбор исполнительского стиля и исполнительских средств (темп, агогические детали, динамика и динамические нюансы, тембровые краски, артикуляция). По всем этим пунктам обязательные обобщения – содержательная оценка интерпретации (образный характер, интонационные особенности, стилистика). Возможны сравнения исполнений с редакциями нотного текста.