МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнология России
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-3-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 65
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 65 65 65 65
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., ст.преподаватель, Н.П. Зиберт

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, М.В.Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Этнология России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Усвоение обучающимся базовых знаний по этнологии; овладение навыками теоретического анализа представлений об этносоциальных процессах прошлого и настоящего как одном из аспектов мировой истории и культуры; обучение применению полученных знаний в практико-ориентированной работе образовательных учреждений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-1: способностью самостоятельно готовить тезисы научных докладов, доклады и выступления в рамках проведения научных конференций, круглых столов, семинаров по религиоведческой тематике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятийный аппарат, методологию исследования этнологии, основные категории характеризующие этнос, современное этническое многообразие России.
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять этнокультурные и конфессиональные различия этносов, используя современные методы и технологии, источники и литературу.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком поиска источников и литературы для подготовки докладов и выступления по религиоведческой тематике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в этнологию.
1.1. Этнология как наука. Предмет, источники и методы этнологического исследования. Лекции 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Место этнологии в системе гуманитарных и естественных наук. Задачи и функции этнологии. Лекции 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Этногенез и его основные факторы. Понятие «этнос», типы этнических общностей. Лекции 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Место этнологии в системе гуманитарных и естественных наук. Задачи и функции этнологии. Сам. работа 5 16 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Этногенез и его основные факторы. Понятие «этнос», типы этнических общностей. Сам. работа 5 13 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Современная этнология России
2.1. Этнические процессы: понятие и история термина, виды определений и классификаций. Лекции 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Народы российской федерации – Дальневосточный федеральный округ. Практические 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Национальные меньшинства: понятие и история термина, виды определений и классификаций. Лекции 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Народы российской федерации – Сибирский федеральный округ. Практические 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Народы российской федерации – Уральский федеральный округ. Практические 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Сущность этнической идентичности. Основания этнической идентичности. Лекции 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.7. Народы российской федерации – Приволжский федеральный округ. Практические 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.8. Структура психологии этноса. Инкультурация. Лекции 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.9. Народы российской федерации – Северо-Кавказский федеральный округ. Практические 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.10. Народы российской федерации – Южный федеральный округ. Практические 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.11. Современный этнический состав населения Российской Федерации. Культура, миграционные процессы и языковые особенностей этносов России. Лекции 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.12. Народы российской федерации – Северо-Западный федеральный округ. Практические 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.13. Этническая история Земли. Этнические процессы в XX веке. Этническая классификация. Лекции 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.14. Народы российской федерации – Центральный федеральный округ. Практические 5 4 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.15. Народы российской федерации – Этногенез и этническая история русского народа. Практические 5 2 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.16. Народы российской федерации – Дальневосточный федеральный округ. Народы российской федерации – Сибирский федеральный округ. Народы российской федерации – Уральский федеральный округ. Сам. работа 5 6 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.17. Народы российской федерации – Приволжский федеральный округ. Народы российской федерации – Северо-Кавказский федеральный округ. Народы российской федерации – Южный федеральный округ Сам. работа 5 16 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.18. Народы российской федерации – Северо-Западный федеральный округ. Народы российской федерации – Центральный федеральный округ. Народы российской федерации – Этногенез и этническая история русского народа. Сам. работа 5 14 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.19. Экзамен 5 27 ОК-6, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Козьмин В.А., Бузин В.С. Этнология (этнография): Учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 г. http://www.biblio-online.ru/book/7DCEB2FD-7FE3-4CA7-82C3-812CFE8C0D72
Л1.2 под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/7DCEB2FD-7FE3-4CA7-82C3-812CFE8C0D72
Л1.3 Тавадов Г. Т. Этнология: учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453940
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология : учебник М.: Аспект Пресс, , 2009.
Л2.2 Тавадов Г.Т. Этнология: Учебник М.: Дашков и Ко //ЭБС "Университетаская библиотека он-лайн", 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453940
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 И. И. Назаров Этнология и социальная антропология: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/965
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Проект Etnic.ru: этническая культура коренных народов Севера, а также изменения, происходящие с аутетичной этнической культурой и мировоззрением в современном мире. http://etnic.ru/category/etnic/narod
Э2 Института этнологии и антропологии РАН http://iea-ras.ru
Э3 Сайт "Всероссийской переписи населения 2010 года" http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm
Э4 Электронная энциклопедия народов России https://geographyofrussia.com/narody-rossii.html
Э5 Электронная энциклопедия народов России http://www.narodru.ru/peoples.html
Э6 Курс в Moodle "Этнология России" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6673
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов.
Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий.
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на практическом занятии или лекции, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. В процессе подготовки к занятию закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом практическом занятии. На следующем этапе практического занятия студентами осуществляется работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе занятия студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотно излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Обязательным при подготовке к практическому занятию является выделение проблемных областей.
В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии. После выступления происходит обсуждение основных положений доклада как с выступающим, так и с аудиторией.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется два теоретических вопроса и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.