Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Р-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 65 | 65 | 65 | 65 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Усвоение обучающимся базовых знаний по этнологии; овладение навыками теоретического анализа представлений об этносоциальных процессах прошлого и настоящего как одном из аспектов мировой истории и культуры; обучение применению полученных знаний в практико-ориентированной работе образовательных учреждений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05.01 |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-1 | способностью самостоятельно готовить тезисы научных докладов, доклады и выступления в рамках проведения научных конференций, круглых столов, семинаров по религиоведческой тематике |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | понятийный аппарат, методологию исследования этнологии, основные категории характеризующие этнос, современное этническое многообразие России. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выделять этнокультурные и конфессиональные различия этносов, используя современные методы и технологии, источники и литературу. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыком поиска источников и литературы для подготовки докладов и выступления по религиоведческой тематике |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в этнологию. | ||||||
1.1. | Этнология как наука. Предмет, источники и методы этнологического исследования. | Лекции | 5 | 4 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
1.2. | Место этнологии в системе гуманитарных и естественных наук. Задачи и функции этнологии. | Лекции | 5 | 4 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
1.3. | Этногенез и его основные факторы. Понятие «этнос», типы этнических общностей. | Лекции | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
1.4. | Место этнологии в системе гуманитарных и естественных наук. Задачи и функции этнологии. | Сам. работа | 5 | 16 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
1.5. | Этногенез и его основные факторы. Понятие «этнос», типы этнических общностей. | Сам. работа | 5 | 13 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 2. Современная этнология России | ||||||
2.1. | Этнические процессы: понятие и история термина, виды определений и классификаций. | Лекции | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.2. | Народы российской федерации – Дальневосточный федеральный округ. | Практические | 5 | 4 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.3. | Национальные меньшинства: понятие и история термина, виды определений и классификаций. | Лекции | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.4. | Народы российской федерации – Сибирский федеральный округ. | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.5. | Народы российской федерации – Уральский федеральный округ. | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.6. | Сущность этнической идентичности. Основания этнической идентичности. | Лекции | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.7. | Народы российской федерации – Приволжский федеральный округ. | Практические | 5 | 4 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.8. | Структура психологии этноса. Инкультурация. | Лекции | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.9. | Народы российской федерации – Северо-Кавказский федеральный округ. | Практические | 5 | 4 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.10. | Народы российской федерации – Южный федеральный округ. | Практические | 5 | 4 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.11. | Современный этнический состав населения Российской Федерации. Культура, миграционные процессы и языковые особенностей этносов России. | Лекции | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.12. | Народы российской федерации – Северо-Западный федеральный округ. | Практические | 5 | 4 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.13. | Этническая история Земли. Этнические процессы в XX веке. Этническая классификация. | Лекции | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.14. | Народы российской федерации – Центральный федеральный округ. | Практические | 5 | 4 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.15. | Народы российской федерации – Этногенез и этническая история русского народа. | Практические | 5 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.16. | Народы российской федерации – Дальневосточный федеральный округ. Народы российской федерации – Сибирский федеральный округ. Народы российской федерации – Уральский федеральный округ. | Сам. работа | 5 | 6 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.17. | Народы российской федерации – Приволжский федеральный округ. Народы российской федерации – Северо-Кавказский федеральный округ. Народы российской федерации – Южный федеральный округ | Сам. работа | 5 | 16 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.18. | Народы российской федерации – Северо-Западный федеральный округ. Народы российской федерации – Центральный федеральный округ. Народы российской федерации – Этногенез и этническая история русского народа. | Сам. работа | 5 | 14 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
2.19. | Экзамен | 5 | 27 | ОК-6, ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Козьмин В.А., Бузин В.С. | Этнология (этнография): Учебник для академического бакалавриата | М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 г. | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Тавадов Г. Т. | Этнология: учебник | Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 | biblioclub.ru |
Л1.3 | под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина | Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Стефаненко Т.Г. | Этнопсихология : учебник | М.: Аспект Пресс, , 2009. | |
Л2.2 | Тавадов Г.Т. | Этнология: Учебник | М.: Дашков и Ко //ЭБС "Университетаская библиотека он-лайн", 2016 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453940 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | И. И. Назаров | Этнология и социальная антропология: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Проект Etnic.ru: этническая культура коренных народов Севера, а также изменения, происходящие с аутетичной этнической культурой и мировоззрением в современном мире. | etnic.ru | ||
Э2 | Института этнологии и антропологии РАН | iea-ras.ru | ||
Э3 | Сайт "Всероссийской переписи населения 2010 года" | www.gks.ru | ||
Э4 | Электронная энциклопедия народов России | geographyofrussia.com | ||
Э5 | Электронная энциклопедия народов России | www.narodru.ru | ||
Э6 | Курс в Moodle "Этнология России" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Курс состоит из лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов. Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий. Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на практическом занятии или лекции, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. В процессе подготовки к занятию закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом практическом занятии. На следующем этапе практического занятия студентами осуществляется работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе занятия студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотно излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Обязательным при подготовке к практическому занятию является выделение проблемных областей. В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии. После выступления происходит обсуждение основных положений доклада как с выступающим, так и с аудиторией. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется два теоретических вопроса и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. |