МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История музыки (зарубежной)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 27
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 17 18,5 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 18 18 54 54
Практические 18 18 18 18 18 18 54 54
Сам. работа 9 9 9 9 9 9 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 81 81
Итого 72 72 72 72 72 72 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История музыки (зарубежной)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017г. №730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка высококвалифицированных музыкантов, обладающих навыками исторического мышления, понимающих закономерности развития зарубежной музыкальной культуры, умеющих в своей практической деятельности использовать знания, полученные в процессе освоения курса

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.периоды развития музыкальной культуры
этапы эволюции художественных стилей
композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом аспекте
основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений
основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений
рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности
навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История музыкальной культуры Античности и Средневековья
1.1. Введение. Периодизация истории зарубежной музыки от истоков до начала XX века. Концепции происхождения музыки. Античная культура. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.7, Л2.5, Л1.1, Л1.3
1.2. Музыка западноевропейской литургии IX-XIII веков: монодия (григорианский хорал), раннее многоголосие, органум. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л3.1, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л2.6
1.3. Функции музыки в христианской литургии. Григорианский хорал (характеристика, эволюция). Формирование нотации. Периодизация раннего многоголосия. Практические 1 2 Л2.4, Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.3, Л2.6
1.4. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Мотет XIII века". Прослушивание музыкальных произведений IX-XIII вв. Сам. работа 1 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.3
1.5. Светская музыкальная культура Средневековья: музыкально-поэтическое искусство менестрелей. Лекции 1 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.3
1.6. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Музыкальная стилистика и поэтика средневековых менестрелей".Прослушивание светской музыки Средневековья. Сам. работа 1 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.3
Раздел 2. История музыкальной культуры Возрождения и раннего барокко.
2.1. Музыкальная культура Ренессанса: Эпоха Ars nova во Франции и итальянское Треченто. Лекции 1 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.3
2.2. Нидерландская полифоническая школа. Жанровые системы и музыкальная стилистика школ. Практические 1 2 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.3
2.3. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Римская и венецианская полифонические школы".Прослушивание музыкальных произведений эпохи Ars nova. Сам. работа 1 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.3
2.4. Светская музыкальная культура Ренессанса. Практические 1 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.3
2.5. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Французская полифоническая песня и городская многоголосная песня в Италии".Прослушивание светской музыки эпохи Ренессанса. Сам. работа 1 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.3
2.6. Опера первой половины XVII века в Италии, Франции и Англии: возникновение, жанровые разновидности. Творчество К. Монтеверди, Ж.Б. Люлли, Г. Перселла. Лекции 1 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.3
2.7. Мантуанская оперная школа и музыкальный театр К. Монтеверди."Лирическая трагедия" Ж. Б. Люлли.Музыкальный театр Г. Перселла. Практические 1 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.3
2.8. Музыкальная культура Германии эпохи Реформации. Протестантский хорал. Лекции 1 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.3
2.9. Протестантский хорал: характеристика, эволюция. Практические 1 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.3
Раздел 3. Музыкальная культура барокко.
3.1. Немецкое барокко: периодизация и характеристика основных этапов.Эстетика. Музыкальная риторика. Музыкальные жанры. Лекции 1 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.3
3.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Пассионы и оратории в творчестве Г. Шютца". Прослушивание и анализ композиционно-драматургических особенностей произведений: "История Рождества, "Страсти по Иоанну", "Страсти по Луке" Г. Шютца. Сам. работа 1 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.6
3.3. Кантатно-ораториальные жанры в Германии в XVII – первой половине XVIII веков. Пассионы и оратории в творчестве Г. Шютца. Практические 1 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.6
3.4. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ композиционно-драматургических особенностей "Страстей по Матфею", Мессы h-moll И. С. Баха.Подготовка к музыкальной викторине по ораториальному творчеству И. С. Баха. Сам. работа 1 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.1, Л2.6
3.5. Кантатно-ораториальное творчество И. С. Баха: духовные и светские кантаты, пассионы, месса. Практические 1 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.1, Л2.6
3.6. Жанр оратории в творчестве Г. Ф. Генделя.Оратории "Израиль в Египте", "Самсон", "Мессия" Г. Генделя. Практические 1 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.1, Л2.6
3.7. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Инструментальное творчество И. С. Баха и Г. Ф. Генделя".Подготовка к музыкальной викторине по ораториальному творчеству Г. Генделя. Сам. работа 1 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.1
3.8. Инструментальная музыка XVI – первой половины XVIII веков. Инструментальные школы Англии и Франции, Италии и Германии. Характеристика лидирующих инструментальных школ. Лекции 1 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.1, Л1.3
3.9. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Concerto grosso в музыкальной культуре барокко. Роль А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини в развитии жанра".Прослушивание инструментальных произведений А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини. Сам. работа 1 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.3
3.10. Итальянская опера XVII-XVIII веков: трагикомедия, опера-seria, опера-buffa. Основные тенденции развития и жанровые черты оперы XVII-XVIII вв. Практические 1 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.1
3.11. Музыкально-эстетические концепции просветителей. Принципы оперной реформы К. В. Глюка. Лекции 1 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.1
3.12. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Музыкально-эстетические концепции просветителей". Выявление реформаторских принципов в опере К. В. Глюка «Орфей и Эвридика». Прослушивание оперы. Сам. работа 1 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.1
Раздел 4. История музыкального искусства эпохи венских классиков.
4.1. Эстетика и основные художественные принципы Классицизма.Раннеклассический симфонизм: итальянская, берлинская и мангеймская школы. Лекции 2 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.1
4.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Драматургия и форма" в симфониях Й. Гайдна и В. А. Моцарта". Прослушивание и драматургический анализ "Парижских" и "Лондонских" симфонии Й. Гайдна, Симфонии №№ 39-41 В. А. Моцарта. Сам. работа 2 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.1
4.3. Й.Гайдн и В.А. Моцарт: обзор инструментального творчества - жанры, творческие методы, особенности драматургии. Практические 2 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.1
4.4. Оперное творчество В. А. Моцарта.Драматургия опер "Дон Жуан" и "Волшебная флейта". Практические 2 2 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.1
4.5. Симфоническое и клавирное творчество Л. Бетховена. Лекции 2 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
4.6. Характерные черты симфонического и клавирного творчества Л.Бетховена. Жанровая модель сонаты-драмы (op.57) и симфонии-драмы (№ 3,5).Программные увертюры ("Эгмонт", "Кориолан", "Леонора № 3). Практические 2 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
4.7. Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка к музыкальной викторине по творчеству Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. В. Бетховена. Сам. работа 2 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5
4.8. Ораториальное творчество композиторов венской классической школы. Ораториальные жанры в творчестве композиторов венской школы (Й.Гайдн, В.А. Моцарт). Лекции 2 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л2.6
4.9. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ композиционно-драматургических особенностей произведений: "Сотворение мира", "Времена года" Й. Гайдна, "Реквием" В. А. Моцарта, "Торжественная месса" Л. Бетховена.Подготовка к музыкальной викторине. Сам. работа 2 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л2.6
Раздел 5. Музыкальная культура Романтизма.
5.1. Периодизация и основные этапы развития романтизма. Музыкальная эстетика романтизма.Обзор музыкальных жанров. Лекции 2 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
5.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Особенности развития романтизма в Германии и Австрии". Сам. работа 2 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5
5.3. Характеристика творчества Ф.Шуберта (камерно-вокальное, симфоническое, камерно-инструментальное и фортепианное творчество). Практические 2 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
5.4. Становление немецкой национальной оперы. «Волшебный стрелок» К.М. фон Вебера. Лекции 2 2 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5
5.5. Основные этапы формирования национальной оперы. Опера К.М.фон Вебера "Волшебный стрелок": история создания, композиция, трактовка. Практические 2 2 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5
5.6. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Немецкая романтическая опера после К. М. Вебер (творчество Л. Шпора, Г. Маршнера".Подготовка к викторине по опере "Волшебный стрелок" К. М. Вебера. Сам. работа 2 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5
5.7. Инструментальные и вокальные жанры в творчестве Р. Шумана.Особенности симфонического метода Р. Шумана. Лекции 2 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
5.8. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ принципов музыкальной драматургии в вокальных циклах Р. Шумана "Круг песен", "Любовь и жизнь женщины", "Любовь поэта". Сам. работа 2 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5
5.9. Симфоническое творчество Ф. Мендельсона. "Итальянская" и "Шотландская" симфонии. Практические 2 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
5.10. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Литературная, исполнительская и общественно-музыкальная деятельность Р. Шумана и Ф. Мендельсона". Сам. работа 2 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5
5.11. Развития жанра симфонии во Франции во второй половине XIX века. Программный симфонизм Г. Берлиоза (черты программности в «Фантастической симфонии» и симфонии «Гарольд в Италии».) Лекции 2 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
5.12. "Театральные" симфонические жанры в творчестве Г. Берлиоза."Фантастическая симфония", "Гарольд в Италии", увертюры "Римский карнавал", "Король лир", драматическая симфония "Ромео и Джульетта", "Траурно-триумфальная симфония", Реквием. Практические 2 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
5.13. Развитие жанра симфонии в Германии и Австрии во второй половине XIX века. Симфоническое творчество И. Брамса и А. Брукнера. Лекции 2 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
5.14. Драматургия сонатно-симфонического цикла И. Брамса. Симфоническая концепция в творчестве А. Брукнера. Практические 2 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
5.15. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Веймарская и лейпцигская композиторские школы".Подготовка к викторине по симфоническому творчеству Г. Берлиоза, И. Брамса, А. Брукнера. Сам. работа 2 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5
5.16. Программный симфонизм Ф. Листа. Лекции 2 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
5.17. Симфоническая поэма: возникновение жанра и его стилистические особенности. Симфонические поэмы в творчестве Ф. Листа ("Прелюды", "Орфей", "Прометей", "Тассо"). Практические 2 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
5.18. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Программность как особое явление в западноевропейском музыкальном искусстве".Подготовка к викторине по симфоническому творчеству Ф. Листа. Сам. работа 2 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5
5.19. Теория «музыкальной драмы» Р. Вагнера и ее преломление в оперном творчестве. Лекции 3 1 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5
5.20. Работа с основной и дополнительной литературой. Анализ принципов вагнеровской музыкальной драмы в операх Р. Вагнера "Летучий Голландец", "Тангейзер", "Лоэнгрин". Прослушивание опер. Подготовка к викторине по оперному творчеству Р. Вагнера.Изучение работы Р. Вагнера "Опера и драма". Анализ оперно-реформаторских идей в опере "Тристан и Изольда" и тетралогии "Кольцо нибелунга".Подготовка к викторине по оперному творчеству Р. Вагнера. Сам. работа 3 1 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5
5.21. Теория "музыкальной драмы" Р. Вагнера - эволюция в оперном творчестве. Практические 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5
5.22. Жанр оперы в Италии в XIX веке. Романтическая опера Дж. Россини. Лекции 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5
5.23. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ драматургических особенностей опер Дж. Россини "Севильский цирюльник" и "Вильгельм Телль".Прослушивание и анализ драматургических особенностей опер Дж. Верди "Риголетто", "Травиата", "Аида". Сам. работа 3 1 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5
5.24. Оперная эстетика Дж. Верди. Практические 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5
5.25. Лирическая опера во Франции во второй половине XIX века на примере «Фауста» Ш. Гуно. Лекции 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5
5.26. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Жанровая специфика лирической оперы".Прослушивание и анализ драматургических особенностей оперы Ж. Бизе "Кармен".Подготовка к викторине по операм Дж. Россини, Дж. Верди, Ш. Гуно. Сам. работа 3 1 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5
5.27. Эволюция оперного творчества Ж. Бизе (от "Искателей жемчуга" до "Кармен"). Практические 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5
5.28. Вокально-хоровые жанры XIX века. "Немейкий реквием" Й. Брамса и "Реквием Дж. Верди. Практические 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л2.6
5.29. Французская инструментальная школа второй половины XIX века. Творчество К. Сен-Санса, С. Франка, Ж. Массне и Г. Форе. Лекции 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
5.30. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Программный симфонизм К. Сен-Санса", "Жанры инструментальной музыки в творчестве С. Франка", "Симфоническое и оперное творчество Ж. Массне", "Фортепианная и ансамблевая музыка Г. Форе".Прослушивание музыкальных произведений по теме. Сам. работа 3 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5
5.31. Классический период в развитии национальных школ. Музыкальная культура Чехии. Инструментальное творчество Б. Сметаны и А. Дворжака. Лекции 3 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5
5.32. Работа с основной и дополнительной литературой. Характеристика творчества Б. Сметаны и А. Дворжака с точки зрения эволюции, оригинальности композиционных принципов.Подготовка к викторине по творчеству Б. Сметаны и А. Дворжака. Сам. работа 3 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5
5.33. Программно-симфонический цикл Б. Сметаны "Моя родина". Драматургия симфонии № 9 ("Из Нового света")А. Дворжака. Практические 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
Раздел 6. Зарубежная музыка первой половины XX века
6.1. Художественно-стилевые тенденции в западноевропейской музыке на рубеже XIX– начала XX веков.Первая половина XX века в музыкальном искусстве Западной Европы. Лекции 3 4 Л1.2, Л3.1, Л2.5
6.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Симфоническое и камерно-вокальное творчество Г. Малера","Оперное и симфоническое творчество Р. Штрауса".Подготовка к викторине по творчеству Г. Малера и Р. Штрауса. Сам. работа 3 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5
6.3. Явление позднего романтизма: творчество Г. Малера и Р. Штрауса. Практические 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
6.4. Импрессионизм в музыкальном искусстве. Творчество К.Дебюсси и М.Равеля Лекции 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
6.5. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Симфоническое и фортепианное творчество К. Дебюсси", "Симфоническое, фортепианное и камерно-вокальное творчество М. Равеля". Подготовка к викторине по творчеству Е. Дебюсси и М. Равеля. Изучение тем: "Музыкальная реформа А. Шенберга,"Камерно-вокальное творчество А. Шенберга", "Жанр музыкальной драмы и инструментальной миниатюры в творчестве А. Берга", "Вокальное творчество А. Веберна". Прослушивание музыкальных произведений А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна. Сам. работа 3 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5
6.6. Музыкальная культура Австрии. Творчество композиторов нововенской школы (А.Шенберг, А.Берг,А. Веберн). Практические 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
6.7. Музыкальная культура Франции (А.Онеггер, Д.Мийо, Ф.Пуленк) Лекции 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
6.8. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Трактовка театральных, ораториальных и симфонических жанров в творчестве А. Онеггера", "Вокально-инструментальное, кантатно-ораториальное и оперное творчество Д. Мийо", "Камерно-вокальное и оперное творчество Ф. Пуленка". Прослушивание произведений А. Онеггера, Д. Мийо,Ф. Пуленка. Изучение тем: "Музыкальный театр Б. Бриттена", "Симфоническое творчество Б. Бриттена", "Оперы и балеты М. де Фалья". Прослушивание произведений Б. Бриттена, и М. де Фалья. Сам. работа 3 1 Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л2.6
6.9. Музыкальная культура Англии (Б. Бриттен)и Испании (М. де Фалья). Практические 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
6.10. Музыкальная культура Италии. Веризм. (Дж.Пуччини, П.Масканьи, Р.Леонкавалло). Лекции 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5
6.11. Работа с основной и дополнительной литературой. Выявление характерных особенностей веристских опер на примере "Богемы", "Тоски", "Чио-Чио-сан" Дж. Пуччини, "Сельской чести" П. Масканьи, "Паяцы" Р. Леонкавалло). Особенности драматургии.Прослушивание опер.Изучение тем: "Оперное, камерно-вокальное и камерно-инструментальное творчество П. Хиндемита", "Кантатно-ораториальное творчество К. Орфа". Прослушивание произведений П. Хиндемита и К. Орфа. Сам. работа 3 1 Л1.2, Л3.1, Л2.7, Л2.5
6.12. Музыкальная культура Германии (П.Хиндемит, К.Орф). Практические 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года : учебник. В 2-х кн. Т. 2. XVIII век: Учебник для Вузов Музыка, 1983 biblioclub.ru
Л1.2 Браудо Е.М. ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года : учебник. В 2 т. Т. 1. по XVIII век: Учебник для Вузов Музыка, 1983 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Герцман Е.В. ВИЗАНТИЙСКОЕ МУЗЫКОЗНАНИЕ 3-е изд. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Герцман Е. В. ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. ПИФАГОРЕЙСКОЕ МУЗЫКОЗНАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Ларош Г.А. ОПЕРА. ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Герцман Е.В. ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. РАННИЕ ХРИСТИАНЕ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Демченко А. И. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. КОНЦЕПЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.6 Булгакова С.Н. Эволюция формы мессы и развитие жанров духовной музыки от эпохи раннего Средневековья к XX веку : учебное пособие : Учебное пособие для Вузов ЧГИК, 2016 biblioclub.ru
Л2.7 Герцман Е. В. МУЗЫКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека "Киберленинка" cyberleninka.ru
Э2 Электронная библиотека "Твирпикс" www.twirpx.com
Э3 Нотный архив Бориса Тараканова notes.tarakanov.net
Э4 Библиотека по музыковедению www.library.musicfancy.net
Э5 Курс "История музыки (зарубежной)" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
118Д помещение для хранения и обработки специализированных материалов Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски)
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной.
Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности:
• изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса;
• аналитическую работу с музыкальными текстами и явлениями музыкального искусства;
• подготовку сообщений и докладов по темам курса;
• прослушивание и проигрывание изучаемых музыкальных произведений.

Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное, останавливая свое внимание на следующих моментах:
• соотнесение истории музыки с событиями «гражданской» истории, техническими революциями, мировосприятием, религиозными и космогоническими представлениями человека, другими видами искусства;
• уточнение терминологии (период, этап, историческое звено, историческая фаза, граница, рубеж и т. п.);
• роль личности (композитора) в «музыкальной истории»;
• уровни периодизации, подлежащие выявлению и систематизации;
• критерии периодизации музыкально-исторического процесса.
При изучении каждой темы рекомендуется составлять конспект, чтобы наглядно систематизировать знания и классифицировать всевозможные сведения фактологического, теоретического и исторического порядка.
Важную роль в изучении дисциплины играет самостоятельное прослушивание студентами музыки. Поэтому следующим значимым этапом при подготовке к практическому занятию будет слушание музыки по теме из рекомендованного списка произведений. Слушание музыкальных произведений должно быть активным, а не пассивным – для студента важно не только запомнить звучание произведения, но и дать ему характеристику, затронув следующие аспекты: стилевое направление, композиторская школа, черты индивидуального, регионального, эпохального стиля, психологические, языковые приметы времени, касающиеся данного произведения. Именно поэтому при самостоятельном прослушивании произведений рекомендуется пользоваться клавирами и партитурами.
При подготовке сообщения или доклада для практического занятия студент должен четко сформулировать проблематику, которую он хотел бы осветить, и подробно раскрыть ряд положений (либо сделать анализ музыкального произведения), подтверждая сказанное исполнением музыкальных фрагментов. К выступлению необходимо подготовить в письменном виде подробный план излагаемого вопроса со списком изученной литературы. Главная задача студента – включить произведение или жанр в историко-стилевой контекст, ориентироваться в композиторских школах и направлениях, применять знания в области смежных видов искусств, делать выводы о традиционности или новаторстве выбранных образцов. Если сообщение посвящено творческому облику композитора, то желательно также представлять его не изолированно, а в связи с культурно-историческим процессом. Необходимо обратить внимание на правильность устной речи, которая не должна содержать элементов, не свойственных принятому литературному изложению.