Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.02. Регионоведение России |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 16 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_02_РР-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | 2 (3) | 2 (4) | 3 (5) | 3 (6) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18 | 16 | 17,5 | 16 | 17,5 | 16 | 14 | 10 | ||||||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 16 | 16 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 128 | 128 |
Сам. работа | 54 | 54 | 54 | 54 | 54 | 54 | 54 | 54 | 54 | 54 | 54 | 54 | 54 | 54 | 54 | 54 | 432 | 432 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 576 | 576 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | является опознакомление студентов с широким спектром научного инструментария, применяемого в современных регионоведческих и религиоведческих исследованиях |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-5 | способностью использовать в региональных исследованиях базовые знания в области теории регионоведения и международных отношений, всеобщей и отечественной истории, географии, экономики, права, культуры и литературы региона |
ОПК-10 | способностью самостоятельно интерпретировать и давать обоснованную оценку различным научным интерпретациям региональных событий, явлений и концепций в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах |
ОПК-13 | способность систематизировать социокультурную информацию |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные общенаучные и специальные методы применяемые в региональных исследованиях; основные критерии структурирования научного исследования; принципы структурирования социокультурной информации о развитии регионов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять специальные методы научного исследования при изучении проблем регоноведческого характера; представлять в ясной форме различные региональные концепции; систематизировать информацию по социально- культурному развитию регионов применяя проблемно-хронлогический принцип |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыки практического применения методик научного анализа проблем регионоведческого характера; навыком обоснованного оценивания научных парадигм региноведческого характера; навыком оформления систематизированной информации по проблеме развития регионов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Виды учебной и научной деятельности | ||||||
1.1. | Основыные виды и критерии наудчных работ | Лекции | 1 | 2 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
1.2. | Методология и методика научного познания | Практические | 1 | 4 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
1.3. | Методология и методика научного познания | Сам. работа | 1 | 20 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
1.4. | Методология познания в социальных науках | Практические | 1 | 6 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
1.5. | Методология познания в социальных науках | Сам. работа | 1 | 16 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
1.6. | Структура и уровни научного исследования | Практические | 1 | 6 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
1.7. | Структура и уровни научного исследования | Сам. работа | 1 | 18 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
Раздел 2. Теоретико–логические основания научной деятельности | ||||||
2.1. | Определение проблемы научного исследования | Лекции | 2 | 2 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
2.2. | Характеристика научной новизны исследования | Практические | 2 | 8 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
2.3. | Характеристика научной новизны исследования | Сам. работа | 2 | 26 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
2.4. | Проблема актуальности научного исследования | Практические | 2 | 8 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
2.5. | Проблема актуальности научного исследования | Сам. работа | 2 | 28 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
Раздел 3. Разработка концептуальных элементов исследования | ||||||
3.1. | Определение предмета и объекта исследования | Лекции | 3 | 2 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
3.2. | Определение территориальных и хронологических рамок исследования | Практические | 3 | 8 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
3.3. | Определение территориальных и хронологических рамок исследования | Сам. работа | 3 | 26 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
3.4. | Цели и задачи научного исследования | Практические | 3 | 8 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
3.5. | Цели и задачи научного исследования | Сам. работа | 3 | 28 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
Раздел 4. Виды источников и принципы их анализа | ||||||
4.1. | Понятие источника в научном исследовании. Виды источников | Лекции | 4 | 2 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
4.2. | Законодательство о свободы совести как источник научного познания | Практические | 4 | 8 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
4.3. | Законодательство о свободы совести как источник научного познания | Сам. работа | 4 | 24 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
4.4. | Статистический материал как источник | Практические | 4 | 8 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
4.5. | Статистический материал как источник | Сам. работа | 4 | 30 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
Раздел 5. Источнико – информационная основа исследования | ||||||
5.1. | Формирование источниковой базы исследования | Лекции | 5 | 2 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
5.2. | Принципы историографической работы | Практические | 5 | 16 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
5.3. | Принципы историографической работы | Сам. работа | 5 | 54 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
Раздел 6. Методологическая парадигма научного исследования | ||||||
6.1. | Теоретическое осмысление методологии научного исследования | Лекции | 6 | 2 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
6.2. | Методология социо-гуманитарного знания в XX веке | Практические | 6 | 8 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
6.3. | Методология социо-гуманитарного знания в XX веке | Сам. работа | 6 | 28 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
6.4. | Бихевиоральный подход в исследовании социальных явлений | Практические | 6 | 8 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
6.5. | Бихевиоральный подход в исследовании социальных явлений | Сам. работа | 6 | 26 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
Раздел 7. Проблемы построения научного диалога | ||||||
7.1. | Критерии ведения научной полемики | Лекции | 7 | 2 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
7.2. | Научная дискуссия, как один из приемов риторики | Практические | 7 | 10 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
7.3. | Научная дискуссия, как один из приемов риторики | Сам. работа | 7 | 40 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
7.4. | Научная этика | Практические | 7 | 6 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
7.5. | Научная этика | Сам. работа | 7 | 14 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
Раздел 8. Наука в современном обществе | ||||||
8.1. | Критерии научности в современном мире | Лекции | 8 | 2 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
8.2. | Социальная функция науки в современном обществе | Практические | 8 | 4 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
8.3. | Социальная функция науки в современном обществе | Сам. работа | 8 | 12 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
8.4. | Актуальные проблемы современной науки | Практические | 8 | 12 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
8.5. | Актуальные проблемы современной науки | Сам. работа | 8 | 42 | ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 | Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
представлены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Примерные темы курсовых работ: 1. Национальная политика в Российской империи. 2. Национальная политика в СССР. 3. Национальная политика в РФ. 4. История научного изучения региона (Сибири) в разные исторические периоды. 5. История кочевых империй в Сибири и Центральной Азии. 6. История средневековых государств Южной Сибири и Центральной Азии. 7. История системы управления в Сибири в XVIII–XX вв. 8. История региона (конкретный период). 9. Особенности национальной политики в регионе (на конкретном примере). 10. История формирования и развития национальных диаспор в России (на конкретном регионе). 11. Национальный фактор в развитии региона (на конкретном примере). 12. История государственно-конфессиональных отношений в России. 13. Туристические ресурсы России. 14. Туристические ресурсы Сибири. 15. Туристические ресурсы Алтая. 16. Анализ туристического рынка России. 17. Охрана памятников истории и культуры России (исторический и законодательный аспект). 18. История развития туристического бизнеса в России. 19. Роль культурно-исторического наследия в формировании имиджа региона (на конкретном примере). 20. Анализ формирования имиджа города (региона) России. 21. Общественные организации Алтая. 22. Город в истории России. 23. Город и деревня в современной России. 24. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России. 25. Организация местной власти в советский период в СССР. 26. Этапы становления и развития местного самоуправления в России. 27. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе. 28. Организационные основы местного самоуправления. 29. Муниципальные системы зарубежных стран. 30. Государственное регулирование местного самоуправления. 31. Разделение функций и полномочий органов власти местного самоуправления и государства. 32. Правовое регулирование муниципальных отношений. 33. Правовые условия формирования благоприятной инвестиционной среды в муниципальных образованиях. 34. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе. 35. Правовая основа и понятие субъектов местного самоуправления в Российской Федерации. 36. Региональные социально-экономические различия в современной России. 37. Особенности государственного управления в Российской империи XVIII в. (коллежский период). 38. Особенности государственного управления в Российской империи XIX – начало XX в. (министерский период). 39. Государственное управление в CCCР. 40. Политико-правовой статус российских регионов. 41. Современная региональная политика в Российской Федерации. 42. Региональная социальная политика в РФ. 43. Региональная экологическая политика в РФ. 44. Территориальное устройство Российского государства: история и современность. 45. Региональная и национальная безопасность в РФ. (Законодательная база механизма обеспечения национальной безопасности РФ. Элементы и средства системы обеспечения национальной безопасности РФ). 46. Реалии и перспективы взаимоотношений России и НАТО на современном этапе. 47. Основополагающие акты сотрудничества России и ЕС. 48. История участия России в деятельности ОБСЕ. 49. Современные проблемы ОБСЕ и место России в составе организации. 50. Основные направления и перспективы сотрудничества России и Германии в 1990–2000-е гг. 51. Основные направления и перспективы сотрудничества России и Франции в 1990–2000-е гг. 52. Основные направления и перспективы сотрудничества России и Великобритании в 1990–2000-е гг. 53. Общие проблемы взаимоотношений России с регионом ЦВЕ с начала 1990-x гг. 54. Проблемы и перспективы взаимоотношений России и стран Восточной Европы (на конкретных примерах). 55. Проблемы и перспективы взаимоотношений России и стран Балтии. 56. Основные причины и факторы кризиса СССР. 57. Процесс распад СССР: геополитические последствия. 58. Общая характеристика политической системы современной России. 59. «Реформистский» период трансформации российского общества (апрель 1985 – август 1991 г.). 60. «Революционный» период трансформации российского общества (август 1991 – август 1996 г.). 61. «Постреволюционный» период трансформации российского общества (август 1996 – декабрь 1999 г.). 62. Период «стабилизации» и «унификации» в РФ (январь 2000 г. – по наст. вр.). 63. Кризис национально-государственного устройства СССР и распад страны. 64. Характер и основные направления процесса образования СНГ. 65. Военные интересы и приоритеты РФ в странах СНГ. 66. Сотрудничество стран СНГ в борьбе с международным терроризмом. 67. Особенности этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве. 68. Особенности экономического сотрудничества стран СНГ в 1990–2000-е гг. 69. Проблема распространения русского языка на постсоветском пространстве. 70. Пути и методы защиты русских в постсоветских государствах. 71. Культурное и гуманитарное сотрудничество стран СНГ. 72. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 73. Евро-Азиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС.) 74. Организация Центрально-Азиатского сотрудничества (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) (ЦАС). 75. Союзное государство РФ–РБ. 76. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). 77. Перспективы интеграционных процессов в СНГ. 78. Международные отношения Россия–Украина. 79. Россия–Центральная Азия. 80. Международные отношения Россия–Закавказье. 81. Балтийская политика России на новом этапе. 82. Цели и задачи политики России в АТР. 83. Деятельность России в рамках АТЭС. 84. Проблемы и перспективы двустороннего сотрудничества России и Китая в 1990–2000-е гг. 85. Развитие сотрудничества России и Японии на современном этапе. 86. Основные направления сотрудничества России и Индии в 1990–2000-е гг. 87. Проблемы и перспективы взаимоотношений России и Ирана на современном этапе. 88. Интересы России на Ближнем Востоке и возможности их реализации. 89. Конституционно-правовой статус и административно-территориальное устройство субъектов РФ. 90. Демографические процессы и демографическая ситуация в РФ. 91. Демографическая ситуация и демографическая политика в РФ. 92. Государственное регулирование демографических процессов. 93. Государственное регулирование миграционных процессов. 94. Государственное регулирование работы с обращениями граждан в государственных и муниципальных органах власти. 95. Проблемы беженцев и переселенцев в РФ. 96. Проблемы национальных меньшинств в РФ. 97. Развитие этнографических знаний в России. 98. Правовые аспекты регулирования этнорелигиозных конфликтов в России. 99. Противодействие деятельности экстремистских организаций в России. 100. Универсальные и региональные международные организации. 101. Неправительственные организации в урегулировании конфликтов. 102. Стратегия урегулирования конфликтов в ООН. 103. Механизмы урегулирования конфликтов в рамках ОБСЕ. 104. Механизм реализации Конституции РФ. 105. Принципы конституционного строя РФ. 106. Конституционное и правовое государство. Соотношение понятий и проблемы государственно-правовой практики в России. 107. Государственная политика в сфере международного сотрудничества. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ю. С. Воронков, А. Н. Медведь, Ж. В. Уманская | История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" | biblio-online.ru |
Л1.2 | Павлов А.В. | Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы.: учебное пособие | М. : ФЛИНТА, , 2016 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Георгиева Н.Г. | Историческое источниковедение: теоретические проблемы : учебник для вузов | Москва : Проспект, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Георгиева Н.Г. | Историческое источниковедение: понятийно-терминологические и методические проблемы: учеб.пособие | М. : Проспект, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Кузьменко Г.Н. | Философия и методология науки : учебник для магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2019 | https://www.biblio-online.ru/bcode/426254 |
Л2.3 | под науч. ред. Купцова В.И. | Философия и методология науки: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/DC8CE972-AD6A-4C47-957E-1A308448E21C. |
Л2.4 | И.Н. Данилевский, Д.А. Добровольский, Р.Б. Казаков и др. | Источниковедение: учебное пособие: | Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.5 | Ельчанинов В.А. | Теоретические проблемы исторического сознания: монография | Новосибирск: [СИБПРИНТ], 2011 | |
Л2.6 | Соколов А.Б. | История исторической науки. Историография новой и новейшей истории : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/EB5EB332-A5D7-4CEE-8576-61B7503F8C3E. |
Л2.7 | Ельчанинов В.А. | Наука и общество: монография | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Журнал "Актуальные вопросы современной науки" | elibrary.ru | ||
Э2 | Курс в Moodle "Актуальные проблемы научных исследований" (1й курс) на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
Э3 | Курс в Moodle "Актуальные проблемы научных исследований" (2й курс) на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "Актуальные проблемы научных исследований" (3й курс) на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
Э5 | Курс в Moodle "Актуальные проблемы научных исследований" (4й курс) на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
7-Zip AcrobatReader Microsoft Windows Microsoft Office | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить на четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические. Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины. В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет. Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов. При подготовке к зачету по дисциплине студенту следует: 1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников. 2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины. 3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя. 4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент знает меньше всего. 5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.). Курсовая работа являющаяся неотьемлемой частью контроля освоения компетенции должна быть написана на достаточно высоком теоретическом уровне; работа должна быть написана самостоятельно; работа должна быть написана научным языком, грамотно;работа должна быть написана в соответствии с требованиями Стандарта; работа выполняется в сроки, определенные учебным планом. Подготовка курсовой работы включает следующие этапы: 1. выбор темы; 2. консультации с научным руководителем; 3. подбор и первоначальное ознакомление с литературой по избранной теме; 4. составление предварительного варианта плана; 5. изучение отобранных литературных источников; 6. составление окончательного варианта плана; 7. сбор и обработка фактических данных, публикаций в специальной литературе, а также их систематизация и обобщение; 8. написание текста курсовой работы. В структуру курсовой работы в обязательном порядке входят: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, библиографический список. Нормативные ссылки; перечень условных обозначений, символов, сокращений, терминов; приложения – включаются в структуру работы при наличии. Объем курсовой работы, как правило, составляет 25 страниц. Студент должен стараться даже самое масштабное исследование представить лаконично, в рамках научного текста, а не пространного повествования с обилием описаний и реферирований. Подробно требования к написанию курсовой работы содержаться в учебно-методическое пособие "Теоретические основы научно-исследовательской работы студентов в области религиоведения и регионоведения России" подготовленном преподавателями кафедры. |