МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы научных исследований
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость16 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-3-2020
Часов по учебному плану 576
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 432
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8
курсовая работа: 2, 4, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 18 18,5 18 19 17,5 20 18 12
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 16 16
Практические 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 128 128
Сам. работа 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 432 432
Итого 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 576 576

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, П.К. Дашковскй;к.и.н., доцент, М.В. Кащаева;к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рецензент(ы):
д.и.н. , профессор, В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы научных исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.является опознакомление студентов с широким спектром научного инструментария, применяемого в современных регионоведческих и религиоведческих исследованиях

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-1: владением навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения
ОПК-3: способностью самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин
ОПК-4: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-1: способностью самостоятельно готовить тезисы научных докладов, доклады и выступления в рамках проведения научных конференций, круглых столов, семинаров по религиоведческой тематике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия в полиэничной среде; основные критерии организации научного исследования; принципы построения аналитической работы в области религиоведческой науки; основные критерии классификации научной литературы по проблеме исследования; информационно-коммуникативные технологии применяемые в научной сфере; критерии научных докладов, тезисов и статей научного характера
3.2.Уметь:
3.2.1.выстраивать исследовательскую работу с учетом этнических и конфессиональных различий; применять навык системного анализа изученной научной литературы; анализировать изученный материал по проблемам религиоведческого характера; обобщать информацию по истории и развитию религиозных систем опираясь на научно-исследовательскую литературу; использовать информацию по истории и развитию религиозных систем с учетом требований информационной безопасности; представлять в качестве научной статьи материалы научного исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком организации научных исследований в полиэтничной и полирелигиозной среде; навыками организации работы по проведению исследования в области религиозного и культурного развития России и мира; навыком выстраивания логического рассуждения по профессиональным проблемам, используя навыки анализа материала; навыком структурирования информации с помощью системного подхода в исследовании; навыком работы с библиографическими источниками учитывая требования организации работы с библиографической информацией; навыком обобщения научного материала и логического его изложения при подготовке научных докладов религиоведческой проблематики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Виды учебной и научной деятельности
1.1. Основыные виды и критерии наудчных работ Лекции 1 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
1.2. Методология и методика научного познания Практические 1 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
1.3. Методология и методика научного познания Сам. работа 1 20 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
1.4. Методология познания в социальных науках Практические 1 6 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
1.5. Методология познания в социальных науках Сам. работа 1 16 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
1.6. Структура и уровни научного исследования Практические 1 6 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
1.7. Структура и уровни научного исследования Сам. работа 1 18 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
Раздел 2. Теоретико–логические основания научной деятельности
2.1. Определение проблемы научного исследования Лекции 2 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
2.2. Характеристика научной новизны исследования Практические 2 8 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
2.3. Характеристика научной новизны исследования Сам. работа 2 26 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
2.4. Проблема актуальности научного исследования Практические 2 8 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
2.5. Проблема актуальности научного исследования Сам. работа 2 28 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
Раздел 3. Разработка концептуальных элементов исследования
3.1. Определение предмета и объекта исследования Лекции 3 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
3.2. Определение территориальных и хронологических рамок исследования Практические 3 8 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
3.3. Определение территориальных и хронологических рамок исследования Сам. работа 3 26 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
3.4. Цели и задачи научного исследования Практические 3 8 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
3.5. Цели и задачи научного исследования Сам. работа 3 28 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
Раздел 4. Виды источников и принципы их анализа
4.1. Понятие источника в научном исследовании. Виды источников Лекции 4 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
4.2. Законодательство о свободы совести как источник научного познания Практические 4 8 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
4.3. Развитие научных систем и их изучения в период Нового времени Сам. работа 4 24 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
4.4. Статистический материал как источник Практические 4 8 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
4.5. Статистический материал как источник Сам. работа 4 30 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
Раздел 5. Источнико – информационная основа исследования
5.1. Формирование источниковой базы исследования Лекции 5 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
5.2. Принципы историографической работы Практические 5 16 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
5.3. Принципы историографической работы Сам. работа 5 54 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
Раздел 6. Методологическая парадигма научного исследования
6.1. Теоретическое осмысление методологии научного исследования Лекции 6 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
6.2. Методология социо-гуманитарного знания в XX веке Практические 6 8 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
6.3. Методология социо-гуманитарного знания в XX веке Сам. работа 6 28 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
6.4. Бихевиоральный подход в исследовании социальных явлений Практические 6 8 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
6.5. Бихевиоральный подход в исследовании социальных явлений Сам. работа 6 26 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
Раздел 7. Проблемы построения научного диалога
7.1. Критерии ведения научной полемики Лекции 7 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
7.2. Научная дискуссия, как один из приемов риторики Практические 7 10 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
7.3. Научная дискуссия, как один из приемов риторики Сам. работа 7 40 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
7.4. Научная этика Практические 7 6 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
7.5. Научная этика Сам. работа 7 14 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
Раздел 8. Наука в современном обществе
8.1. Критерии научности в современном мире Лекции 8 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
8.2. Социальная функция науки в современном обществе Практические 8 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
8.3. Социальная функция науки в современном обществе Сам. работа 8 12 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
8.4. Актуальные проблемы современной науки Практические 8 12 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7
8.5. Актуальные проблемы современной науки Сам. работа 8 42 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л1.3, Л2.7

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
представлены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы курсовых работ:
1. Государственно-конфессиональные отношения в странах Востока.
2. Государственно-конфессиональная политика в Российской империи.
3. Государственно-конфессиональная политика в Российской империи в начале XX в.
4. Религиозная политика в СССР в довоенный период.
5. Государственно-церковная политика в СССР в период правления Н.С. Хрущева: региональный аспект.
6. Государственно-церковная политика в СССР в период правления Л.С. Брежнева: региональный аспект.
7. Государственно-церковная политика в СССР в период «перестройки» М.С. Горбачева.
8. Современная религиозная политика в РФ: региональный аспект.
9. Этнорелигиозные конфликты в России: региональный аспект.
10. Этнорелигиозный экстремизм и терроризм в России: региональный аспект.
11. Правовое обеспечение деятельности религиозных организаций в России: региональный аспект.
12. История религиозных общин Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики (конкретный период).
13. Религиозная политика в странах Западной Европы в конце XX – начале XXI в.
14. Религиозная политика в США: история и современность.
15. Исламский фактор в современной мировой политической истории.
16. Жречество как социальный институт.
17. Религиозный фактор в политической культуре народов Востока (на конкретных примерах).
18. Религиозная элита в древних, средневековых и современных обществах.
19. Роль харизматического лидера в процессе формирования и развития религии.
20. Религиозная конфликтология как новое научное направление.
21. Религиозные конфликты в истории стран Европы (Азии, Ближнего Востока, Японии и др.; на выбор).
22. Исламский фундаментализм.
23. Религиозный конфликт: понятие, структура и происхождение.
24. Религиозный экстремизм и терроризм.
25. Деятельность религиозных экстремистских организаций в России.
26. Роль религиозной элиты в политике современной России.
27. Религиозный аспект политической культуры в современном обществе (страна на выбор).
28. Религия и идеология.
29. Типология религиозной конфликтности.
30. Виды религиозных конфликтов (внутриконфессиональный, межконфессиональный, религиозно-политический, религиозно-правовой, религиозно-бытовой).
31. Религиозные конфликты в странах СНГ.
32. Сакрализация власти: сравнительно-исторический аспект.
33. Ватикан как религиозно-политический центр в современном мире.
34. Религиозные конфликты в истории стран Европы (Азии, Ближнего Востока, Японии и др. – на выбор): историко- политический аспект.
35. Религиозные конфликты в странах СНГ.
36. Роль религиозной элиты в политике современной России.
37. Религиозный аспект политической культуры в современном обществе (страна на выбор).
38. Сакрализация власти: сравнительно-исторический аспект.
39. Государственно-конфессиональные отношения в странах Востока (Китай, Иран, Пакистан, Афганистан, Япония, Индия).
40. Роль СМИ в формировании этнорелигиозной толерантности в контексте государственно-конфессиональной политики России.
41. Особенности государственной религиозной политики в Республике Казахстан.
42. Особенности государственной религиозной политики в бывших среднеазиатских республиках СССР.
43. Принципы обеспечения свободы совести в СНГ.
44. Международные правовые основы, определяющие принципы свободы совести, и российская специфика их реализации.
45. Образ правителя в России: от помазанника божьего до национального героя.
46. Политический и религиозный лидер: сравнительный анализ.
47. Деятельность религиозных экстремистских организаций в России (Европе, Азии, США).
48. Политический фактор в этноконфессиональных процессах в Сибири.
49. Национализм и религиозный фактор в Южной Сибири.
50. Религиозные и этнические мотивы в государственной и региональной символике.
51. Политическая и религиозная мифология: компаративистское исследование.
52. Религиозная и политическая элита: проблемы взаимодействия.
53. Отражение религиозных процессов в музейных центрах России в контексте государственной политики.
54. Религиозная политика советского государства и ее влияние на конфессиональную жизнь населения Алтая в 1953–1964 гг. (1929–1943, 1943–1953, 1964–1984, 1985–1991 гг.).
55. Истории религиоведения как научной дисциплины.
56. Формирование и развитие религиоведения в Новое и Новейшее время.
57. Классификации религий в религиоведении.
58. Мифологическое сознание и его особенности.
59. История религиоведческой науки в России (Европе, США).
60. Распространение буддизма в Центральной Азии в древности и средневековье.
61. Распространение зороастризма в Средней и Центральной Азии в древности и средневековье.
62. Проникновение христианства в Центральную Азию в древности и средневековье.
63. Проникновение ислама в Центральную Азию в эпоху Средневековья.
64. Тенгрианство как государственная религия тюрков.
65. Религия кочевников Южной Сибири и Центральной Азии в скифо-сакский период.
66. Сакрализация правителя в кочевых обществах Евразии древности и средневековья.
67. Обряд бальзамирования у населения Саяно-Алтая в раннем железном веке.
68. Животные в религии и мифологии номадов Центральной Азии.
69. Семантика погребально-поминальных комплексов тюрков.
70. Религиозно-мифологические представления уйгуров.
71. Религия и мифология монголов эпохи Средневековья.
72. Религия хунну Центральной Азии.
73. Святилища кочевников Центральной Азии в древности и средневековье.
74. Храмостроение в Алтайском крае: история и современность.
75. Великий шелковый путь и его влияние на распространение мировых религий в Средней и Центральной Азии.
76. Традиционные верования казахов.
77. Традиционные верования монголов.
78. Традиционные верования алтайцев.
79. Традиционные верования тувинцев.
80. Традиционные верования хакасов.
81. Традиционные верования бурят.
82. Традиционные верования народов Сибири (Алтая) (на конкретном примере).
83. Туристические ресурсы России (этнокультурный, религиозный туризм).
84. История формирования туристического бизнеса в России (этнокультурный, религиозный туризм).
85. Религиоведение в музейном деле.
86. Музей истории религии в России: в прошлом и настоящем.
87. Охрана памятников истории и культуры в России (правовой аспект).
88. Государственно-религиоведческая экспертиза (прикладной аспект).
89. Изучение конфессионального интернет-пространства.
90. PR-технологии в конфессиональной среде.
91. Правовые аспекты регулирования этнорелигиозных конфликтов в России.
92. Пути и методы разрешения и профилактики религиозной конфликтности.
93. Развитие религиозных СМИ в контексте государственно-религиозных отношений в России.
94. Памятники религиозного искусства в России: искусствоведческий и религиоведческий анализы (на конкретном примере).
95. Философские взгляды на проблемы религии в античной философии (в эпоху Средневековья, эпоху Возрождения, эпоху Просвещения, в немецкой классической философии, в философии Нового времени).
96. Современные аспекты изучения философии религии.
97. Русская религиозная философия (на конкретных примерах).
98. Психология религии как научное направление (на конкретных примерах).
99. Проблема религии в творчестве З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма и др.
100. Философия религии в России.
101. История православия (конкретный период по согласованию с научным руководителем).
102. История ислама (конкретный период по согласованию с научным руководителем).
103. История католичества (конкретный период по согласованию с научным руководителем).
104. История протестантизма (конкретный период по согласованию с научным руководителем).
105. История буддизма (конкретный период по согласованию с научным руководителем).
106. История иудаизма (конкретный период по согласованию с научным руководителем).
107. Новые религиозные движения в России: история и современность.
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Павлов А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы.: учебное пособие М. : ФЛИНТА, , 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=54575
Л1.2 Ю. С. Воронков, А. Н. Медведь, Ж. В. Уманская История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" https://biblio-online.ru/book/istoriya-i-metodologiya-nauki-412991
Л1.3 Георгиева Н.Г. Историческое источниковедение: теоретические проблемы : учебник для вузов Москва : Проспект, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443458
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ельчанинов В.А. Теоретические проблемы исторического сознания: монография Новосибирск: [СИБПРИНТ], 2011
Л2.2 Ельчанинов В.А. Наука и общество: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
Л2.3 Георгиева Н.Г. Историческое источниковедение: понятийно-терминологические и методические проблемы: учеб.пособие М. : Проспект, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443457
Л2.4 И.Н. Данилевский, Д.А. Добровольский, Р.Б. Казаков и др. Источниковедение: учебное пособие: Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=440020
Л2.5 Кузьменко Г.Н. Философия и методология науки : учебник для магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/426254
Л2.6 под науч. ред. Купцова В.И. Философия и методология науки: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/DC8CE972-AD6A-4C47-957E-1A308448E21C.
Л2.7 Соколов А.Б. История исторической науки. Историография новой и новейшей истории : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/EB5EB332-A5D7-4CEE-8576-61B7503F8C3E.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал "Актуальные вопросы современной науки" http://elibrary.ru/title_about.asp?id=48848
Э2 Курс в Moodle "Актуальные проблемы научных исследований" (1й курс) на едином образовательном портале Алтайского государственного университета https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4236
Э3 Курс в Moodle "Актуальные проблемы научных исследований" (2й курс) на едином образовательном портале Алтайского государственного университета https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6664
Э4 Курс в Moodle "Актуальные проблемы научных исследований" (3й курс) на едином образовательном портале Алтайского государственного университета https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6668
Э5 Курс в Moodle "Актуальные проблемы научных исследований" (4й курс) на едином образовательном портале Алтайского государственного университета https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4738
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов.
При подготовке к зачету по дисциплине студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент
знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.).
Курсовая работа являющаяся неотьемлемой частью контроля освоения компетенции должна быть написана на достаточно высоком теоретическом уровне; работа должна быть написана самостоятельно; работа должна быть написана научным языком, грамотно;работа должна быть написана в соответствии с требованиями Стандарта; работа выполняется в сроки, определенные учебным планом.
Подготовка курсовой работы включает следующие этапы:
1. выбор темы;
2. консультации с научным руководителем;
3. подбор и первоначальное ознакомление с литературой по избранной теме;
4. составление предварительного варианта плана;
5. изучение отобранных литературных источников;
6. составление окончательного варианта плана;
7. сбор и обработка фактических данных, публикаций в специальной литературе, а также их систематизация и обобщение;
8. написание текста курсовой работы.
В структуру курсовой работы в обязательном порядке входят: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, библиографический список.