МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Иностранный язык

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-3-2020
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 189
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
зачеты: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 16 19,5 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36 36 36 108 108
Сам. работа 72 72 72 72 45 45 189 189
Часы на контроль 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 108 108 324 324

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Каркавина Оксана Владимировна

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Карпухина Виктория Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Иностранный язык

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 09.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 09.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – приобретение студентами коммуникативной переводческой компетенции, уровень которой на отдельных этапах языковой подготовки позволяет ис-пользовать иностранный язык как в профессиональной (производственной и научной) деятельности, так и для целей дальнейшего самообразования. Под коммуникативной переводческой компетенцией понимается умение соотносить различные языковые средства с конкретными сферами, ситуациями, условиями и задачами общения. Соответственно, языковой материал иностранного и родного языков рассматривается как средство реализации речевого общения, при его отборе осуществляется функционально-коммуникативный подход.
Наряду с практической целью – обучением общению и переводу – курс иностранного языка в неязыковом вузе ставит образовательные и воспитательные цели. Достижение образовательных целей осуществляется в аспекте гуманизации технического образования и означает расширение кругозора студентов, повышение уровня их общей культуры и образования, а также культуры мышления, общения и речи. Реализация воспитательного потенциала иностранного языка проявляется в готовности специалистов содействовать налаживанию межкультурных и научных связей, представлять свою стра-ну на международных конференциях и симпозиумах, относиться с уважением к духовным ценностям других стран и народов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- иноязычные лексико-грамматические средства, обеспечивающие понимание различных видов коммуникации;
- социокультурные особенности страны изучаемого языка;
- особенности поиска необходимой информации в различных печатных и электронных источниках.
3.2.Уметь:
3.2.1.- вести диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, этикетный диалог и их комбинации) неофициального характера в рамках изученных бытовых тем;
- рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой прочитанных текстов, излагать факты, делать сообщения;
- создавать словесный социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка на основе страноведческой информации;
- понимать основное содержание коротких аудиотекстов монологического и диалогического характера на повседневные темы;
- понимать высказывания и поддержать краткий разговор на изучаемом языке в различных ситуациях общения;
- читать короткие тексты, найти конкретную, легко предсказуемую информацию в простых текстах повседневного общения: в рекламах, проспектах, меню, расписаниях;
- писать письма личного характера, писать простые связные тексты на знакомые или интересующие темы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- орфографической, орфоэпической, лексической и грамматической нормами изучаемого языка;
- владеть политически корректной устной и письменной речью в рамках профессиональной тематики на русском и иностранном языках;
- обладать навыками перевода текстов с иностранного языка на русский и с русского на иностранный;
- навыками работы со словарем и другой справочной литературой.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Family.
1.1. Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. The problem of early marriage. Families in different countries. An deal family.Имя существительное. Артикль. Местоимение. Глагол. To be, to have. Оборот there is/are. Структурные типы предложений. Правильные и неправильные глаголы. Личные и неличные формы глагола. Практические 1 18 ОК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Выполнение лексико-грамматических упражнений. Внеаудиторное чтение. Написание эссе. Разработка проекта. Сам. работа 1 36 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Лексический минимум. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.). Appearance.
2.1. Лексический минимум. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.). The description of appearance. An unusual appearance. Present Simple. Present Continuous. Present Perfect. Степени сравнения прилагательных и наречий. Имя числительное. Предлоги. Союзы. Практические 1 18 ОК-5 Л1.1, Л2.1
2.2. Лексический минимум. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.). Выполнение лексико-грамматических упражнений. Внеаудиторное чтение. Написание эссе. Разработка проекта. Сам. работа 1 36 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.At the University.
3.1. Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.I am a student. Altai State University. British and American universities. My future profession. Past, Future Simple; Past, Future Continuous; Past, Future Perfect. Практические 2 18 ОК-5 Л1.1, Л2.1
3.2. Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Выполнение лексико-грамматических упражнений. Внеаудиторное чтение. Написание эссе. Разработка проекта. Сам. работа 2 36 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.The map of the world.
4.1. Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.English speaking countries. England: political and social system. Russian Federation. Altai Region. Barnaul. Времена группы Perfect Continuous. Систематизация всех ви-довременных форм активного залога. Модальные глаголы. Практические 2 18 ОК-5 Л1.1, Л2.1
4.2. Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Выполнение лексико-грамматических упражнений. Внеаудиторное чтение. Написание эссе. Разработка проекта. Сам. работа 2 36 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. The faculty of sociology.
5.1. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. The chairs. Directions. Specialties. Courses. Passive Voice. Практические 3 12 ОК-5 Л1.1, Л2.1
5.2. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Выполнение лексико-грамматических упражнений. Внеаудиторное чтение. Написание эссе. Разработка проекта. Сам. работа 3 14 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. What is sociology?
6.1. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Sociology. Scientists. The main methods of sociology. Social roles. Leadership.Primary, secondary groups. Network. Deviant behavour. Практические 3 12 ОК-5 Л1.1, Л2.1
6.2. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Выполнение лексико-грамматических упражнений. Внеаудиторное чтение. Написание эссе. Разработка проекта. Сам. работа 3 14 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.The main problems of the society.
7.1. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.Female status in the society. Brain drain. Hospice. The problem of teenagers. Subcultures. Bulling. Street teenagers. Stresses. Computer dependence. Suicide. Сложно-сочиненное предложение. Сложно-подчиненное пред-ложение. Практические 3 12 ОК-5 Л1.1, Л2.1
7.2. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.Выполнение лексико-грамматических упражнений. Внеаудиторное чтение. Написание эссе. Разработка проекта. Сам. работа 3 17 ОК-5 Л1.1, Л2.1
7.3. Экзамен 3 27 ОК-5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Образцы контрольных работ
Семестр 1
I. Образуйте форму множественного числа:
ox, class, story, wolf, key, deer, crisis, lady, brother-in-law, goose
II. Заполните пропуски одной из форм глагола to be: is or are:
1. The money… in my bag.
2. The advice he gave me… very helpful.
3. Physics… my favourite subject.
4. His progress at school… magnificent.
5. The knowledge he got at the university…really deep.
6. Give me the pliers please. They… on the shelf.

Семестр 2
I. Определите время глагола-сказуемого в следующих предложениях:
1. Ring me up at 11 o’clock. I will not be sleeping yet.
2. She is going to read the letter she has just received.
3. Hello, Peter! Where are you going?
4. They were speaking when I looked at them.
5. Have you ever been to London? – Yes, I was there last summer.
6. The students had written the paper by dinnertime.
7. What types of newspapers do you usually read?
8. She will have done all the work about the house by the time he arrives.

II. Вставьте пропущенный вспомогательный глагол:
1. … you always spend summer at the seaside? – As a rule.
2. I … not notice that my watch … stopped, and when I arrived at the station, my train … already left.
3. Where … you put my dictionary? I cannot find it anywhere.
4. I met him when he … walking across the park.
5. Now I … reading a very interesting book. I … finished it by Friday.
6. When … you see him last?
7. It is already 12 o’clock and he … still writing his composition.

III. Раскройте скобки, употребляя глаголы в Present Simple, Past Simple или Future Simple:
1.He (to turn) on the television to watch cartoons every morning. 2. I always (to go) to the Altai Mountains to visit my relatives there. 3. I (to be) very busy last summer and (not to go) there. 4. I (not to go) there next year because it (to cost) a lot of money and I can’t afford it. 5. They (to enjoy) themselves at the symphony yesterday evening? 6. Who (to take) care of the child in the future?

IV. Раскройте скобки, употребляя глаголы в Present Simple, Past Simple, Future Simple, Present Continuous или Past Continuous:
1. Where your brother (to work)? – He (to work) at an institute. 2. Your grandmother (to sleep) when you (to come) home yesterday? 3. What your sister (to do) tomorrow? 4. I (not to go) to the shop yesterday. 5. Where Kate (to go) when you (to meet) her yesterday?

V. Раскройте скобки, употребляя глаголы в Present Perfect, Past Simple, Past Continuous или Past Perfect:
1. He (to come) home late yesterday.
2. She is very glad: she (to pass) her last exam.
3. He (to translate) the whole text by 11 o’clock.
4. I never (to be) to Rome.
5. He repaired the toy which his brother (to break) the day before.
6. They (to cook) the whole day yesterday.
7. I (not to eat) ice cream since summer.
8. I understood that she (not to read) my letter.

VI. Раскройте скобки, употребляя глаголы в одном из изученных времен:
The day was cold and it (to rain). When I (to reach) home, my raincoat (to be) wet. I (to take) it off and (to go) into the living-room. My children (to play) on the carpet. They (to come) from the kindergarten an hour before and now (to be) happy to see their father.

Семестр 3
The Passive Voice
I. Give all the possible passive forms of the verb to spend.
II. Put the following sentences into the Passive voice.
1. They have never climbed this mountain.
2. She told me that she had carefully put away the newspapers.
3. Why did you bring these cups here?
4. Nick’s mother told him to go home immediately.
5. I will send all the invitations myself.
6. They are building a new supermarket in our street.
7. She was telling me an amusing story at 5 yesterday.
8. He stole all the letters from the post box.
9. She referred to that magazine when she was making a report about tigers.
10. He always follows his mother’s advice.
III. Fill in the verbs in the Passive Voice.
1. He always (to meet) at the railway station by his friends.
2. You (to give) books for reading at school last year?
3. Whom (to write) this letter by?
4. A lot of schools (to build) next year.
5. The moment we arrived at the party the drinks (to serve).
6. This work (to finish) by the beginning of the next year?
7. These apple trees (to plant) when I was a little boy.
8. He often (to remember) and (to talk about) in the college.
9. We (to invite) to the meeting already.
10. When mother came dinner (to cook) already.

Indirect Speech
Put the following sentences into Indirect Speech
1. I asked my friend, “How do you feel after your holiday?”
2. Jack’s father asked him, “Who are you writing a letter to?”
3. “Jack is on the terrace. He is playing chess with his brother”, said Nelly.
4. I saw a cloud of smoke and asked, “What is burning?”
5. “I don’t understand what he is talking about,” replied Bessie.
6. I said to her, “Bring me a glass of water, please”.
7. “I’ll tell you about it when I am back,” Nora said to Jack.
8. Mr. Nyman asked his wife, “How much do you spend on food every week?”
9. “You have known me long”, Barbara said to Martha.
10. “You are the best assistant I have ever had, Sheppey,” he said.
11. Henry asked Tom, “Who did you visit in the hospital?”
12. “We didn’t have dinner there,” the boy said.
13. “When the doorbell rang, I was writing a letter to John,” said George.
14. Myra said to Dick, “Don’t worry about my health. I will be all right.”
15. Mother asked me, “Did you play with your friends yesterday?”
16. Grandfather said to Mary, “What mark did you get at school?”
17. Kate said to her grandmother, “Help me cook the soup, please.”
18. Father said to Nick, “Have you done your homework?”
19. The teacher said to the students, “We will discuss this subject tomorrow”.
20. The woman said, “This man spoke to me on the road.”

Семестр 4
Oblique Moods
I. Supply the correct mood of the verbs in brackets. Translate into English.
1) If you (to come) between two and three yesterday you (to find) him in.
2) I feel as if my head (to be) on fire.
3) Her face looked strange, as if she (to want) to cry and (to forget) how.
4) If only he ( to be) free then!
5) It’s important that the baby (to have) all that he wants.
6) God (to save) me from such friends in future!
7) Andrew put up the collar of his coat lest he (to be recognized).
8) If I (to think) as you do I always (to feel) miserable.
9) Nobody told me about your trouble. I (to help) you if I (to hear) about it.
10) It’s time I (to turn over) a new leaf of my life.
II. Translate into English.
1) Что бы вы сказали, если бы я пригласил его провести с нами выходные?
2) Если бы ты последовал моему совету, все было бы теперь в порядке.
3) Было бы важно узнать его мнение по этому вопросу.
4) Если бы не ваши пилюли, доктор, меня бы положили в больницу.
5) Как бы вы ответили на этот вопрос?
6) У нее такой вид, как будто она не знает, что сказать.
7) Как жаль, что она мне не сестра, я бы ее очень любила.
8) Как жаль, что он уехал.
9) О, если бы я могла быть уверенной, что это так!
10) Я бы не упал, если бы не было так скользко.
11) Наденьте пальто, чтобы не простудиться.
12) Я чувствую себя очень плохо. Боюсь, как бы мне не заболеть.
13) Вам давно пора вернуть книгу в библиотеку.
14) Погода была такая плохая, что я пожалел, что вышел из дома.
15) Если бы не дождь, мы могли бы поехать сегодня за город.

Modal Verbs
I. Вставьте модальные глаголы can, may или выражение be allowed to (значение разрешения, позволения)
1. «_________ I take you home?» he said politely.
2. _________ I bring my sister to the party?
3. After they had finished their homework, the children _______ watch TV.
4. ______ we come and see you next Sunday at three o’clock in the afternoon?
5. As soon as the boy _______ leave the room, he smiled a happy smile and ran out to join his friends.
6. Libraries are quite free, and anyone ______ get books there.
7. You _____ come in when you have taken off your boots.
8. You _____ take this book. I don’t need it.
9. _____ I help you?
10. Yesterday she _____ to come home at ten o’clock.

II. Вставьте модальные глаголы must, have to, be to, should или ought to (значение обязанности, долженствования)
1. She _____ send a telegram because it was too late to send a letter.
2. You ______ learn all these words for the next lesson.
3. He ______ go to the doctor.
4. The performance ______ begin at seven o’clock.
5. Children ______ be polite talking to adults.
6. I _____ work hard to pass exams successfully.
7. The child had stomach trouble and _____ take castor oil.
8. You ____ listen to the teacher attentively.
9. You _____ apologize for your behavior.
10. There was no way out. He ____ pay a fine.

III. Вставьте модальные глаголы can, could или выражения: be able to, managed to (значение способности, возможности)
1. She _______ speak three foreign languages.
2. Last year I ________ ski but now I ________ .
3. _____ we ______ go to New York next year?
4. ______ your grandmother dance when she was young.
5. The task was very difficult but I ______ to solve it.
6. Though we had to run after the bus, we ______ catch it.
7. Nobody _____ help me.
8. Tomorrow I will be free and _____ help you.
9. He didn’t know French but he ______ understand a few words.
10. _____ you cross this river?

IV. Вставьте модальные глаголы must, may, can’t (значение уверенности, вероятности)
1. She ______ be so young. She must be no more than thirty.
2. I don’t believe you have lost your passport. You _____have put it into another bag.
3. We ____ have met before but I don’t remember it.
4. You look pale. You _____ be tired.
5. Oh, look how white and clean everything is! It _____have been snowing at night.
6. You ______ believe such a silly story.
7. She _____ have forgotten to bring the book: she simply didn’t want to bring it.
8. You language is very good. You _____ have been studying it for several years already.
9. He ____ be late but I am not sure.
10. I cannot find my notebook. I _____ have left it at school.


7. His manners … not very polite.
8. The goods we sell… of a very good quality.
9. All the furniture around the house…modern.
10. Where… my shorts?
III. Образуйте степени сравнения от следующих прилагательных:
popular, nervous, clumsy, difficult, far, friendly, warm, tall, ambitious, slim.
IV. Заполните пропуски местоимениями:
А) притяжательными
1. I know Mr. Watson but I don’t know … wife.
2. Alice and Tom live in London. … son lives in Australia.
3. I like tennis. It’s … favourite sport.
B) личными
1. “Do you know that man?” – “Yes, I work with …”
2. Where are the tickets? I can’t find …
3. We’re going out. You can come with …
C) some, any, no и их производными
1. There are …boys in the garden because they are at school.
2. I can see …on the snow but I don’t know what it is.
3. Did he say … about it?
D) much, many, (a) little, (a) few
1. At the conference we met…people whom we knew well.
2. There are very …old houses left in our street.
3. She gave him …water to wash his hands and face.
V. Вставьте артикль, если необходимо:
1. I want … seat in a first-class sleeper, please. – I’m sorry, … seat is taken.
2. …life is impossible without …water.
3. Do you mind my opening …window?
4. They’ve got … son and …daughter. …son is five. …daughter is two.
5. There are some things … gentleman can’t do.
6. He told her he hated … doctors.
7. … weather over … Baltic was said to be worsening every hour.
8. He told me how he had discovered … statue, buried in … sand of …Sahara.
9. She showed me … pictures taken in … Swiss Alps.
10. In … morning I went as usual to … school.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы рефератов
1 семестр
The Role of a Family in People’s Life
Family Problems: Causes and Ways to Solve Them
2 семестр
Higher Education in Great Britain
The People that Glorified My Profession
3 семестр
The Role of Sociology in the Society
Famous Sociologists
4 семестр
Youth and their Problems in the Society
Youth Organizations in Russia and Abroad

Примерные темы сочинений / эссе

1 семестр Problems of a Modern Family
People I Admire Most of All
Are Attractive People Always the Happiest People?
2 семестр Is It Difficult to Be a Student?
Pros and Cons of Higher Education in Russia.
Culture Shock: Reality or Make-Believe?
3 семестр My social role in the society
Could I be a leader: in which group and why?
4 семестр Brain drain: what is a phenomenon?
Have children to work or not?

Примерные темы проектных работ

1 семестр
An Ideal Family as I See It
My Family Tree
Horoscopes: Do They Really Influence People’s Lives?
Things that Make People Happy
2 семестр
American Colleges and Universities
The Most Famous Graduates of ASU
The Sights of Barnaul
The Place I Would Like to Live In
3 семестр
Famous sociologists
Social roles of successful people
Deviant behavior
4 семестр
Teenage problems and the ways to solve them
Woman’s status in the society
Old people: what can we do for them?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
- контрольные вопросы и задания;
- письменные работы;
- проектные работы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ляляев С.В., Скрипунова И.А. Reader on Sociology: Английский язык для социологов: учебно-методическое пособие Флинта, БЭС "Лань", 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вельчинская В.А. Грамматика английского языка: учеб. метод. пособие Издательство "ФЛИНТА" ЭБС ЛАНЬ, 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Английский язык (для студентов гуманитарного профиля)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.oxfordlearnersdictionaries.com/ Oxford Dictionaries Online
http://www.multitran.ru Онлайн-словари «Мультитран»
http://dictionary.cambridge.org Dictionary.com: онлайн-словари и переводчики
http://dictionary.reference.com TheFreeDictionary.com: онлайн-словари и переводчики
http://www.thefreedictionary.com YourDictionary.com: онлайн-словари и переводчики
http://www.yourdictionary.com Webster's Online Dictionary
http://www.websters-online-dictionary.org
http://www.listen-to-english.com Аудио-видеофайлы для изучающих английский язык
http://www.onestopenglish.com Аудиокниги
http://www.eslgold.com Аутентичный материал для чтения: тексты, статьи, новости
http://www splcenter. org Развитие навыков письменной речи

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
513Д лаборатория "Лингафонный кабинет фмкфип"- учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; интерактивная доска в комплекте; рабочее место преподавателя в комплекте (стол, ПК, гарнитура); 20 рабочих мест студента в комплекте (стол, гарнитура, цифровой пульт); специализированное коммутационное устройство «Норд Ц» в комплекте; компьютер: модель Инв. №0160604664 - 1 единица; проектор: марка SMART модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SmartBoard модель SB480iv3 - 1 единица; монитор: марка ViewSonic модель VA1948M-LED - 1 единица; микросистема преподавателя Panasonic SA-PM07; учебно-наглядные пособия, карты
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При итоговой аттестации обучаемых учитываются показатели балльно-рейтинговой системы. Те обучаемые, которые не набирают достаточное количество баллов для автоматического получения зачета или экзамена, проходят аттестацию в традиционной форме.
На зачет выносятся следующие вопросы:
1. Чтение и пересказ несложного оригинального текста по изученной тематике без словаря с предварительной подготовкой. Объем 1 500п.з. за 45 мин.
2. Перевод активных слов и словосочетаний на английский язык и составление предложений с ними (8-10 предложений без подготовки).
3. Беседа по одной из пройденных тем.

По окончанию посдеднего семестра студенты сдают экзамен. На экзамен выносятся следующие вопросы:
1. чтение и реферирование аутентичного текста (объём - 2.0-2.5 тыс. п. зн.);
2. беседа с преподавателем по одной из тем семестра.
Примерные темы:
1. Do teenagers have enough free time. What are their time activities?
2. Do men and women have equal rights in Russia? Give some reasons.
3. Why do children have to work? Is it legal to use children’s labor?
4. Develop the situation: “Children grow up too fast in the modern society”
5. Teens pregnancy, is this phenomenon usual in our society? Prove it.
6. Develop the situation: “Children grow up too fast in the modern society”
7. Give the reasons of teenage stresses and some ways to overcome them.
8. Give the reasons of divorce and its influence on children. Give some advice to cope with it.
9. Answer the question: “Why do children run away?” The consequences of running way.
Таким образом, по окончанию курса студент должен владеть иностранным языком на уровне A2 - B1 с точки зрения общепринятой Европейской системы уровней владения языком.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Целью организации самостоятельной работы по иностранному языку у студентов является совершенствование иноязычных компетенций, развитие познавательной активности, формирование интереса к постоянной работе над языком в течение всей жизни, что в конечном итоге позволит студенту реализоваться в профессиональном плане на международном уровне. Самостоятельная работа является важнейшей составляющей освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям и к экзамену, обеспечивающей углубленное изучение тем дисциплины, являясь неотъемлемой частью всего образовательного процесса по иностранному языку в целом. Организация самостоятельной работы по иностранному языку складывается из самостоятельной работы студента на практических занятиях, выполнения домашних заданий, организации автономного изучения иностранных языков, планируемого самим студентом, а также подготовки презентаций, рефератов, сообщений, проектных заданий с использованием мультимедийных средств и внеаудиторного чтения. Самостоятельная работа студентов бакалавриата предусматривает следующие аспекты иноязычной деятельности:
• работу с лексикой, совершенствование словарного запаса студента по иностранному языку с помощью пособий, разработанных кафедрой и рекомендованных преподавателем;
• работу с грамматикой по пособиям и электронным контентам;
• подготовку монологического и диалогического высказывания с помощью учебно- методических пособий, разработанных кафедрой и аутентичных учебников;
• совершенствование навыков аудирования с использованием материалов, рекомендованных преподавателем
• внеаудиторное чтение (помощь в подборе литературы и консультирование по особо сложным моментам перевода осуществляется преподавателем).

Реферат.
Важной составляющей самостоятельной работы студентов является написание реферата на иностранном языке по теме на выбор. Работа над рефератом требует глубокого изучения источников, овладения разными видами чтения, реферирования и аннотирования текста на иностранном языке.В высшем учебном заведении реферат – это индивидуальная научно-исследовательская работа студента, раскрывающая суть исследуемой проблемы с различных позиций и точек зрения, с формированием самостоятельных выводов. Содержание реферата, как правило, носит проблемно-тематический характер, содержащий анализ дополнительной литературы.
Основными требованиями к композиции реферата являются объективность (отбор и изложение только той информации, которая содержится в первичном тексте), полнота (отражение всех существенных идей и положений, составляющих основное научно-тематическое содержание оригинала) и адекватный стиль (унифицированная система употребления ключевой терминологии, терминологических словосочетаний, информационно насыщенных фрагментов и языковых средств, взятых из первоисточника
Тему реферата определяет либо преподаватель, либо сам студент. Это позволит обучаемому найти наиболее интересную для себя тему и будет способствовать получению более глубоких и прочных знаний, как по иностранному языку, так и по изучаемой специальности.
Во введении реферата необходимо сформулировать цели работы, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с этой целью.
В основной части реферата раскрывается содержание реферативной работы, которая включает как теоретический, так и практический аспекты исследуемой проблемы. Основная часть реферата делится на главы (разделы), пункты и подпункты в соответствии с логической структурой изложения. Главы, разделы и пункты должны иметь заголовки. При этом необходимо, чтобы заголовки точно соответствовали содержанию относящихся к ним текстов. В заключительной части работы формулируются общие выводы из всего сказанного, показывается, какие вопросы удалось рассмотреть более-менее полно, какие рассмотрены лишь частично. Намечается область дальнейших исследований. Заключение должно содержать выводы, отвечающие тем целям и задачам, которые были сформулированы во введении. Объем реферата 8-10 страниц.


Эссе.
Студентам предлагается также написание эссе(объемом 500 слов) по каждой из пройденных тем. Примерные темы для написания эссе на 1 курсе связаны с жизнью студента, учебой в университете, семьей, Россией, страной изучаемого языка, городами и достопримечательностями стран, родным городом студента и т.д. На 2 курсе на передний план выходят темы, связанные с будущей профессией.


1 - Методические рекомендации для студентов по подготовке презентации в программе Power Point.
1. Приступая к подготовке презентации, выберите тему. Изучите имеющиеся источники по выбранной вами теме. Это могут быть пособия, учебники, интернет ресурсы и т.п. Использование нескольких источников позволит вам избежать шаблонности. Помните, что ваша презентация – продукт индивидуального творчества.
2. При поиске информации лучше ориентироваться на тексты, созданные на изучаемом вами иностранном языке. Это позволит вам избежать лишних языковых ошибок, которые с большой долей вероятности будут присутствовать в переводимых вами текстах. Если вы пользуетесь электронными переводчиками, не забывайте, что ни одна программа не дает безошибочного перевода. Учитывайте, что полученный таким образом текст требует самой тщательной доработки.
3. В плане содержания презентация должна представлять собой краткое, доступное для понимания аудитории изложение выбранной вами темы. Избегайте слишком длинных предложений со сложной структурой, большого количества терминов. Текст должен быть понятен не только вам, но и слушателям. Ваше выступление должно звучать не более 5 минут.
4. Определитесь с количеством и содержанием слайдов. Слайдов должно быть не менее 15. Не выносите много текстовой информации на экран. Используйте схемы, картинки, таблицы, иллюстрации, т.е. все то, что поможет вам высказаться последовательно, развернуто, выразительно. Помните, что основная функция компьютерной презентации состоит в том, чтобы сделать ваше выступление более наглядным и убедительным.
5. Ваше выступление должно состоять из вступления, где вы обозначаете тему проекта и озвучиваете основные положения; главной части с развитием озвученных положений, логически связанных между собой, и заключения с выводами. Последний слайд должен содержать информацию об использованных при работе с проектом источниках. Помните о том, что ваша презентация должна сопровождаться речью только на иностранном языке.
6. Помните, успех презентации во многом обусловлен ее подготовленностью. Перед выступлением еще раз убедитесь в правильности произносимых вами слов, будьте готовы к возможным вопросам по содержанию вашего выступления. Вы должны четко понимать все то, о чем вы говорите.


2 - Обязательным компонентом самостоятельной работы студентов бакалавриата является самостоятельное чтение. Внеаудиторное чтение готовит студента к овладению навыками работы с текстами разного уровня сложности, к непрерывному образованию, к дальнейшей научно – исследовательской деятельности. При работе над внеаудиторным чтением студентам рекомендуются газетные и журнальные статьи, Интернет – источники, научно – популярные тексты, монографии, диссертации. При выборе источника для самостоятельного чтения студенты консультируются с преподавателем, так как студент не всегда может определить свои возможности, берясь за очень сложный в лексическом и грамматическом отношении текст. Работа над внеаудиторным чтением формирует у студента навыки работы с разными видами чтения, обогащает студента знанием терминологии спецтекста, готовит студента к логичному оформлению высказывания и возможному выступлению на научной конференции, совершенствует иноязычные компетенции студента. Обязательным условием успешной работы над данным видом иноязычной деятельности является опрос каждого студента на занятиях или консультациях с обязательным анализом ответа преподавателем. В каждом семестре студент должен прочитать и сделать реферирование текстов печатных или электронных англоязычных СМИ объемом 10 тыс. печ. зн. (т.е. 40 тыс. печ.зн. за четыре семестра). Форма контроля – собеседование.

План реферирования прочитанного материала
1. The headline of the article (material, extract…) is… (The article is headlined..., The headline of the article I’ve read is…)
2. The author of the article is…
3. The extract is taken from…
4. The main idea of the material is… The article is devoted to… The article deals with… The extract touches upon… The purpose of the article is to give the reader some information on… The aim of the article is to provide a reader with some material on…
5. Give a summary of the material you have read (no more than 10-20 sentences)
6. State the main problem discussed in the article.
7. Speak on the conclusion the author comes to.
8. Express your own point of view on the problem discussed.
Для получения зачета по каждому семестру достаточно набрать 20 баллов (что соответствует традиционной отметке «3»). Все заработанные в течение курса баллы суммируются и учитываются при выставлении итоговой отметки за курс.