МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная структура, социальные институты и процессы
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.06.01. Социологические науки
НаправленностьСоциальная структура, социальные институты и процессы
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_06_01_Соц-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор социологических наук, профессор, Максимова Светлана Геннадьевна

Рецензент(ы):
кандидат социологических наук, доцент, Ноянзина Оксана Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Социальная структура, социальные институты и процессы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.06.01 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №899)

составлена на основании учебного плана:
39.06.01 Социологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.совершенствование теоретических, методологических, методических, инструментально-технологических и интерпретационных аспектов научной работы аспирантов по специальности 22.00.04. социальная структура, социальные институты и процессы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью задавать, транслировать правовые и этические нормы в профессиональной и социальной деятельности
ОПК-2: способностью определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности
ПК-3: способность составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами
ПК-4: способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (глубокое знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии)
УК-5: способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности
УК-6: способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологические подходы в анализе социальной структуры, социальных институтов и социальных процессов
современные тенденции и направления методологических разработок в области социологических исследований социальной структуры, социальных институтов и социальных процессов
особенности и принципы обработки и интерпретации результатов социологических исследований
основы и принципы написания научных статей
правовые и этические нормы преподавательской, научно-исследовательской и социальной деятельности
способы и техники планирования и реализации задач профессионального и личностного развития
цели преподавательской, научно-исследовательской и социальной деятельности
ведущие социологические школы и направления, особенности и основания преподавания социологических дисциплин
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно организовывать и проводить социологические исследования;
проводить сравнительный анализ проблем социальной структуры, социальных институтов и процессов, выделять их факторы, находить возможные пути решения; применять полученные знания на практике;
разрабатывать инструментарий и процедуры сбора данных, собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать данные;
планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития;
формулировать, транслировать правовые и этические нормы в профессиональной и социальной деятельности;
определять цели преподавательской, научно-исследовательской и социальной деятельности;
транслировать общие знания в профессиональной и социальной деятельности в преподавании социологических дисциплин
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками преподавании социологических дисциплин (глубокое знание основных школ направлений, способность к социологической рефлексии);
технологиями планирования и реализации исследований в области социальной структуры, социальных институтов и процессов;
навыками обработки и интерпретации результатов социологических исследований;
навыками следовать правовым и этическим нормам в преподавательской, научно-исследовательской, профессиональной деятельности;
навыками проведения экспертной оценки исследовательских программ и результатов их реализации, разработки исследовательских программ, самостоятельной организации и проведения социологических исследований;
навыками составления и презентацией проектов научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами;
навыками планирования и решения задач собственного профессионального и личностного развития

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная структура, социальные институты и процессы
1.1. Общая характеристика курса Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 Л2.1, Л2.2
1.2. Паспорт специальности 22.00.04. Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 Л2.1, Л2.2
1.3. Базовые социологические категории анализа социальной структуры общества Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 Л2.1, Л2.2
1.4. Методология и методика социальной стратификации современных россиян Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 Л2.1, Л2.2
1.5. Теории общественных классов Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 Л2.1, Л2.2
1.6. Социальная мобильность Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 Л2.1, Л2.2
1.7. Социальные институты и их трансформации в постсоветской России Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 Л2.1, Л2.2
1.8. Социальные процессы Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 Л2.1, Л2.2
1.9. Категории анализа социальной структуры общества и их применения в кандидатских исследованиях Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 Л2.1, Л2.2
1.10. Социальная стратификация Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 Л2.1, Л2.2
1.11. Общественные классы Практические 4 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 Л2.1, Л2.2
1.12. Социальная мобильность Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 Л2.1, Л2.2
1.13. Социальные институты Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 Л2.1, Л2.2
1.14. Социальные процессы Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 Л2.1, Л2.2
1.15. Социальная структура, социальные институты и процессы Сам. работа 4 51 ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Черняева А. С. История и философия науки. Структура научного знания: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СибГТУ, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=428847
Л2.2 Немировский В. Г., Немировская А. В. Социокультурные процессы в Сибирском регионе (Красноярский край в 2010–2014 гг.): Научные монографии Сибирский федеральный университет, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=435607
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и выступлений студентов: Microsoft office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая аспиранту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины аспирантам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Аспирантам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.