МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Всемирная история

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Козулин Вячеслав Николаевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Всемирная история

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.04.2016г. №465)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление об истории международных отношений и внешней политики России, помочь им понять логику и закономерности процесса становления и развития глобальной системы международных отношений и дать студентам целостное представление о международных отношениях на основе системного подхода.
1.2. Задачи изучения дисциплины
1. Познакомить студентов с классическими документальными источниками и доступными основными научными исследованиями по истории международных отношений; дать студентам навыки самостоятельного поиска материалов по международным отношениям.
2. Сформировать у студентов четкое представление о понятийном аппарате курса. Для этого предполагается, в частности, объяснение и закрепление таких понятий как глобальная и периферийные системы международных отношений; системообразующие факторы системы международных отношений; конфронтационность и кооперационность; соотношение понятий; центры силы; стабильность и паритет; глобализация и диверсификация мировых политических процессов.
3. Показать студентам логику формирования и функционирования систем международных отношений, дать общее представление о векторах развития международных отношений.
4. Дать студентам общее представление о знаковых феноменах, событиях и персоналиях истории международных отношений и внешней политики России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать:
-содержание исторических процессов и наиболее значимые исторические факты и явления, даты и события в их исторической взаимосвязи и в значимых цивилизационных последствиях для всемирной истории;
-содержание основных материальных и нематериальных источников истоических знаний о прошлом мировых цивилизаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь:
-самостоятельно выявлять отличительные особенности каждого из периодов в истории западной цивилизации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами:
-сравнительного анализа этапов всемирной истории;
-анализа истоков и содержания основных цивилизационных достижений западной цивилизации с точки зрения поступательного развития (исторического прогресса) и всемирно-исторических последствий;
-выявления причинно-следственных связей в историческом развитии Запада;
-сравнительного анализа региональной и национальной (страноведческой) специфики в каждом из периодов истории западной цивилизации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Всемирная история как учебная дисциплина
1.1. Всемирная история как учебная дисциплина Лекции 1 2 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Историческая наука и особенности исторического знания: предмет, задачи, различные концепции истории Практические 1 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Древние цивилизации Ближнего Востока
2.1. Древние цивилизации Ближнего Востока Лекции 1 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Древние цивилизации Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии
3.1. Древние цивилизации Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии Лекции 1 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Древняя Греция в доэллинистический период
4.1. Древняя Греция в доэллинистический период Лекции 1 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Специфика истории стран Древнего Востока (на примере Египта)
5.1. Специфика истории стран Древнего Востока (на примере Египта) Практические 1 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Эпоха эллинизма
6.1. Эпоха эллинизма Лекции 1 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Древний Рим в царский период и эпоху Республики. особенности древнеримской цивилизации
7.1. Древний Рим в царский период и эпоху Республики. особенности древнеримской цивилизации Лекции 1 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Завоевания Древнего Рима и формирование Римской империи
8.1. Завоевания Древнего Рима и формирование Римской империи Лекции 1 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Греко-римская цивилизация античной эпохи (Древняя Греция)
9.1. Греко-римская цивилизация античной эпохи (Древняя Греция) Практические 1 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Великое переселение народов и формирование новых государств на обломках Римской империи
10.1. Великое переселение народов и формирование новых государств на обломках Римской империи Лекции 1 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 11. Греко-римская цивилизация античной эпохи (Древний Рим)
11.1. Греко-римская цивилизация античной эпохи (Древний Рим) Практические 1 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 12. Особенности цивилизации западноевропейского Средневековья
12.1. Особенности цивилизации западноевропейского Средневековья Лекции 1 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
12.2. Актуальные вопросы средневековой истории Практические 1 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1
12.3. Средневековая исламская цивилизация Лекции 1 4 ОК-2 Л1.2, Л2.1
12.4. Особенности развития государства Византия Практические 1 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 13. Культура эпохи Возрождения
13.1. Культура эпохи Возрождения Лекции 1 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 14. Становление европейской цивилизации Нового времени и ее основные черты
14.1. Становление европейской цивилизации Нового времени и ее основные черты Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1
14.2. Эпоха Просвещения Лекции 1 2 Л1.1
Раздел 15. Великие потрясения ХХ в. Тоталитарные режимы и пути развития мировой цивилизации на рубеже ХХ—XXI вв.
15.1. Великие потрясения ХХ в. Тоталитарные режимы и пути развития мировой цивилизации на рубеже ХХ—XXI вв. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1
15.2. Мировые войны XX века Практические 1 2 ОК-2
15.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 63 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
15.4. Экзамен 1 27 ОК-2 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы эссе и рефератов

1. Основные подходы к изучению истории мировых цивилизаций в современной исторической науке.
2. Цивилизация: понятие и основные научные теории современной науки.
3. Основные этапы и научные направления становления цивилизационной теории.
4. Современные научные взгляды на проблемы цивилизационного устройства общества.
5. Проблемы взаимоотношений цивилизации и религии в истории человечества и их отражение в исторической науке.
6. Проблемы взаимоотношений цивилизации и государства и их отражение в исторической науке.
7. Понятие центра и периферии цивилизации и их отражение в трудах историков и философов.
8. Основные научные концепции о динамике развития цивилизаций.
9. А.Дж. Тойнби о типах и основных принципах изучения цивилизаций.
10. Н.Я. Данилевский о структуре и основных чертах цивилизаций.
11. Русская философская, историческая и политическая мысль о проблемах цивилизаций, о роли и месте России в мировом сообществе.
12. Теория Л.Н. Гумилева: этногенез и биосфера Земли.
13. Историческая наука о проблематике цивилизации и войны.
14. Цивилизационные проблемы модернизации в истории человечества.
15. Проблемы взаимодействия цивилизаций в исторической науке и современном обществе.
16. Основные научные теории о проблемах цивилизации и теории мировых систем в условиях глобализации.
17. Основные черты и особенности развития цивилизаций Древнего Востока.
18. Мир в отсутствие цивилизаций: первобытная культура и ее особенности.
19. Шумеро-Вавилонская цивилизация.
20. Цивилизация Древнего Египта.
21. А.Дж. Тойнби об истории и перспективах еврейской цивилизации (по кн.: «Цивилизация перед судом истории»)
22. Особенности цивилизации Древнего Китая.
23. Феномен цивилизаций Древней Индии.
24. Цивилизация Японии.
25. Мир доколумбовых цивилизаций Америки (империи ацтеков, майя, инков).
26. Легенды и мифы цивилизаций древнего мира (Древний Восток и доколумбова Америка).
27. Античные цивилизации Средиземноморья.
28. Цивилизация Древней Греции.
29. Выдающиеся люди (правители, герои, ученые) Древней Греции.
30. Этруски в истории античных цивилизаций
31. Цивилизация Древнего Рима.
32. Выдающиеся люди (политики, полководцы, ученые) Древнего Рима.
33. Особенности формирования и развития христианской цивилизации средневековой Западной Европы.
34. Эпоха Возрождения как связь запада с цивилизациями античности и переход к новому времени.
35. Выдающиеся люди средневековой Западной Европы.
36. Цивилизация Византии.
37. Великие географические открытия и их влияние на развитие цивилизаций Запада и Востока.
38. Особенности становления и развития арабо-исламской цивилизации.
39. Особенности развития дальневосточных цивилизаций в эпоху Средневековья.
40. Цивилизация Африки: научные знания, теории и перспективы развития народов африканского континента.
41. Особенности развития западноевропейской цивилизации в эпоху Нового времени и становления индустриальных обществ.
42. Эпоха колониального владычества: проблемы Запада и Востока.
43. Современные проблемы развития цивилизаций, их взаимоотношений в ХХ веке и в начале третьего тысячелетия.
44. А.Дж. Тойнби о контактах между цивилизациями и современные взгляд и проблемы третьего тысячелетия.
45. Выдающиеся люди западной цивилизации эпохи нового и новейшего времени (политики, ученые, полководцы, люди искусства и мира техники).
46. Войны в истории цивилизации ХХ века: причины, итоги и исторические уроки.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Питулько Г.Н. - Отв. ред. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ИСТОРИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л1.2 Питулько Г. Н., Полохало Ю. Н., Стецкевич Е. С., Шишкин В. В. ; Под ред. Питулько Г.Н. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под общ. ред. Кудрявцевой Т.В. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 History Channel www.historychannel.com
Э2 The History Net www.thehistorynet.com
Э3 Учебная дисциплина «Всемирная история» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э4 Учебная дисциплина «Всемирная история (практические занятия)» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс всемирной истории является частью так называемого базового гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин наряду с отечественной историей, философией, иностранными языками, политологией, мировой экономикой и государственным правом (России и зарубежных стран).
Среди основных задач курса (иначе говоря компетенций, которыми должны овладеть студенты в ходе его изучении) — приобретение навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремления найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений, а также осознание роли гуманистических ценностей для развития и сохранения современной цивилизации.
Учебно-методические задачи курса:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать:
-содержание исторических процессов и наиболее значимые исторические факты и явления, даты и события в их исторической взаимосвязи и в значимых цивилизационных последствиях для всемирной истории;
-содержание основных материальных и нематериальных источников истоических знаний о прошлом мировых цивилизаций.
Уметь:
-самостоятельно выявлять отличительные особенности каждого из периодов в истории западной цивилизации.
Владеть методами:
-сравнительного анализа этапов всемирной истории;
-анализа истоков и содержания основных цивилизационных достижений западной цивилизации с точки зрения поступательного развития (исторического прогресса) и всемирно-исторических последствий;
-выявления причинно-следственных связей в историческом развитии Запада;
-сравнительного анализа региональной и национальной (страноведческой) специфики в каждом из периодов истории западной цивилизации.Форма работы — лекционная, практическая (семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов.
При самостоятельном изучении тем курса целесообразно:
— ознакомиться с методическим обеспечением изучаемой дисциплины, включающей тематический план и программу курса;
— просмотреть конспект лекций;
— руководствоваться рекомендованной учебной литературой, которая имеется в фондах университетской библиотеки;
— использовать возможности сайта библиотеки университета и другие информационные ресурсы Интернета.
При изучении учебного материала необходимо, прежде всего, разобраться в основных понятиях и терминах данной темы, используя для этого словари, учебники и учебные пособия.
Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом. При изучении тем дисциплины рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов.
Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных преподавателем глав или разделов учебных пособий, а затем переходить к ознакомлению с научными монографиями и статьями по теме. Полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Такая практика формирует навыки отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений.
Собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов.
Ресурсы сети Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым темам, написания эссе, рефератов.
При подготовке к экзамену следует ориентироваться на программу курса и учитывать распределение материала между лекционным курсом, семинарскими занятиями и самостоятельным изучением. Перечень тем и вопросов для самостоятельного изучения предлагается в начале изучения дисциплины. При подготовке ответа на экзамене необходимо учитывать содержание соответствующих вопросам разделов программы, это является важным критерием итоговой оценки.