Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.06.01. Социологические науки |
Направленность | Социальная структура, социальные институты и процессы |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_06_01_Соц-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 51 | 51 | 51 | 51 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.
1.1. | совершенствование теоретических, методологических, методических, инструментально-технологических и интерпретационных аспектов научной работы аспирантов по специальности 22.00.04. социальная структура, социальные институты и процессы |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
УК-5 | способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности |
УК-6 | способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития |
ОПК-1 | способностью задавать, транслировать правовые и этические нормы в профессиональной и социальной деятельности |
ОПК-2 | способностью определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности |
ПК-3 | способность составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами |
ПК-4 | способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (глубокое знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методологические подходы в анализе социальной структуры, социальных институтов и социальных процессов современные тенденции и направления методологических разработок в области социологических исследований социальной структуры, социальных институтов и социальных процессов особенности и принципы обработки и интерпретации результатов социологических исследований основы и принципы написания научных статей правовые и этические нормы преподавательской, научно-исследовательской и социальной деятельности способы и техники планирования и реализации задач профессионального и личностного развития цели преподавательской, научно-исследовательской и социальной деятельности ведущие социологические школы и направления, особенности и основания преподавания социологических дисциплин |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно организовывать и проводить социологические исследования; проводить сравнительный анализ проблем социальной структуры, социальных институтов и процессов, выделять их факторы, находить возможные пути решения; применять полученные знания на практике; разрабатывать инструментарий и процедуры сбора данных, собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать данные; планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития; формулировать, транслировать правовые и этические нормы в профессиональной и социальной деятельности; определять цели преподавательской, научно-исследовательской и социальной деятельности; транслировать общие знания в профессиональной и социальной деятельности в преподавании социологических дисциплин |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками преподавании социологических дисциплин (глубокое знание основных школ направлений, способность к социологической рефлексии); технологиями планирования и реализации исследований в области социальной структуры, социальных институтов и процессов; навыками обработки и интерпретации результатов социологических исследований; навыками следовать правовым и этическим нормам в преподавательской, научно-исследовательской, профессиональной деятельности; навыками проведения экспертной оценки исследовательских программ и результатов их реализации, разработки исследовательских программ, самостоятельной организации и проведения социологических исследований; навыками составления и презентацией проектов научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами; навыками планирования и решения задач собственного профессионального и личностного развития |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социальная структура, социальные институты и процессы | ||||||
1.1. | Общая характеристика курса | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 | Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Паспорт специальности 22.00.04. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 | Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Базовые социологические категории анализа социальной структуры общества | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 | Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Методология и методика социальной стратификации современных россиян | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 | Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Теории общественных классов | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 | Л2.2, Л2.1 |
1.6. | Социальная мобильность | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 | Л2.2, Л2.1 |
1.7. | Социальные институты и их трансформации в постсоветской России | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 | Л2.2, Л2.1 |
1.8. | Социальные процессы | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 | Л2.2, Л2.1 |
1.9. | Категории анализа социальной структуры общества и их применения в кандидатских исследованиях | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 | Л2.2, Л2.1 |
1.10. | Социальная стратификация | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 | Л2.2, Л2.1 |
1.11. | Общественные классы | Практические | 4 | 4 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 | Л2.2, Л2.1 |
1.12. | Социальная мобильность | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 | Л2.2, Л2.1 |
1.13. | Социальные институты | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 | Л2.2, Л2.1 |
1.14. | Социальные процессы | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 | Л2.2, Л2.1 |
1.15. | Социальная структура, социальные институты и процессы | Сам. работа | 4 | 51 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, УК-5, УК-6 | Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС прилагается |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС прилагается |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Немировский В. Г., Немировская А. В. | Социокультурные процессы в Сибирском регионе (Красноярский край в 2010–2014 гг.): Научные монографии | Сибирский федеральный университет, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Черняева А. С. | История и философия науки. Структура научного знания: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | СибГТУ, 2013 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и выступлений студентов: Microsoft office. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
511Д | лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц. |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая аспиранту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины аспирантам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Аспирантам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |