МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательский семинар 2
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость11 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-1-2020
Часов по учебному плану 396
в том числе:
аудиторные занятия 128
самостоятельная работа 268
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 3, 5, 8
курсовая работа: 2, 4, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16 22 16 22 16 23 16 12
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 16 16 18 18 16 16 18 18 16 16 18 18 16 16 10 10 128 128
Сам. работа 20 20 18 18 56 56 18 18 20 20 18 18 20 20 98 98 268 268
Итого 36 36 36 36 72 72 36 36 36 36 36 36 36 36 108 108 396 396

Программу составил(и):
ст. преп., Ульянов Павел Владимирович

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Козулин Вячеслав Николаевич

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар 2

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 История (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка и написание самостоятельной научно-исследовательской работы (курсовой)по соответствующим темам направления "История"

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-2: способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность
ПК-1: способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5: способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-6: способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию
ПК-8: способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
ПК-9: способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах
ПК-10: способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание, особенности и современные тенденции всемирно исторического процесса с учетом специфики истории западной цивилизации
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать собственную научную профессиональную позицию по актуальным проблемам истории западной цивилизации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.реконструкции, научного изложения фактического материала и его интерпретации с использованием новейших достижений исторической науки и смежных обществоведческих дисциплин.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Актуальные проблемы генезиса, эволюции и перспектив развития западной цивилизации
1.1. Актуальные источниковедческие и историографические проблемы всеобщей истории Практические 1 16 ОПК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Подготовка докладов Сам. работа 1 20 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Научно-исторический анализ основных аспектов истории западной цивилизации Практические 2 18 ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Написание курсовой работы Сам. работа 2 18 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Актуальные проблемы социально-экономической и политической истории западного общества Практические 3 8 ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Современные научно-исторические школы и историографические подходы к изучению истории западной цивилизации Практические 3 8 ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Подготовка докладов Сам. работа 3 56 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Современные требования к методологии и методике научного исторического исследования по проблемам всеобщей истории Практические 4 9 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Проблемы реализации квалификационных требований к научной исторической работе по всеобщей истории Практические 4 9 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Написание курсовой работы Сам. работа 4 18 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Научно-исторический анализ основных аспектов истории западной цивилизации Практические 5 16 ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Самостоятельный подбор и анализ информации (в том числе из Интернета) по проблемам международных отношений и мировой политики Сам. работа 5 20 ОПК-1, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.13. Научно-исторический анализ основных аспектов истории западной цивилизации Практические 6 18 ОПК-1, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.14. Написание курсовой работы Сам. работа 6 18 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.15. Проблемы реализации квалификационных требований к научной исторической работе по всеобщей истории Практические 7 16 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.16. Работа с оригинальными текстами в рамках изучения раздела Сам. работа 7 20 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.17. Научно-исторический анализ основных аспектов истории западной цивилизации Практические 8 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.18. Написание выпускной квалификационной работы Сам. работа 8 98 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Список тем курсовых работ
1. Политическая биография Чан Кайши
2. Эволюция образа Александра Македонского (от прихода к власти до окончания завоеваний)
3. Имидж России в США (2000-2008 гг.)
4. Миф о «Золотом веке» в идеологии принципата Августа
5. Нормандское завоевание Южной Италии
6. Студенческое движение протеста в Западной Германии в 1960-е годы
7. Денацификация Австрии после Второй мировой войны (1945–1949 гг.).
8. Связи Древней Греции с Северным Причерноморьем в VII—III вв. до н. э.
9. Англо-шотландские и англо-валлийские отношения в XII—XV вв.
10. Пенитенциарная система во Франции в эпоху Революции
11. Расовый вопрос в США в 1920—1970-е гг.
12. Государственный аппарат «третьего рейха»
13. Повседневная жизнь при дворе Людовика XIV
14. США, СССР и проблема Западного Берлина в 1960-е - 1970-е гг.
15. Роль Бхаратия Джаната парти в политической системе Индии
16. Международные усилия по решению камбоджийского кризиса
17. Региональные и военные конфликты 1950-1970-х в системе блокового противостояния (СССР-США)
18. Внутренняя политика Великобритании в Южно-Африканском Союзе в период с 1918 по 1931 годы
19. Расизм и антисемитизм в идеологии национал-социализма: исторические истоки
20. Теория идеального государства в сочинениях Цицерона и Саллюстия
21. Исмаил Гаспринский и мусульманское движение в Российской империи конец XIX – начала XX века
22. Идеи и попытки возрождения Халифата в XX – XXI веке
23. Сербский и хорватский национальные проекты: формирование и попытки осуществления (вторая половина XIX в.)
24. Отношения России и Великобритании на Балканах и Ближнем Востоке с 1878 по 1915 гг.
25. Особенности германской модернизации (вторая половина XIX — начало XX в.)
26. Влияние Политбюро ЦК РКП(б) на советско-германские отношения в 1924 г.
27. Социально-экономическое развитие Британских островов от кельтских времен до нормандского завоевания
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств находится в приложении.
Приложения
Приложение 1.   ФОС История НИС.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сиренов А.В., Твердюкова Е.Д., Филюшкин А.И. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/934CC5C0-7B33-4372-B59E-474723169044
Л1.2 Азарская М. А., Поздеев В. Л. Научно-исследовательская работа в вузе: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ПГТУ, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=461553
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Научно-исследовательская работа: Учебная литература для ВУЗов СКФУ, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=459119
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учебная дисциплина «Научно-исследовательская работа» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2219
Э2 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1888
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курсовая работа по всеобщей истории представляет собой предусмотренное учебным планом и программой подготовки по направлению история самостоятельное научное исследование актуальной в научном и политическом отношении проблемы. Тематика курсовых работ соответствует содержанию фундаментальных и специальных дисциплин и отражает требования ФГОС к формируемым в процессе научно-исследовательской работы студента компетенциям.
Кафедра всеобщей истории междунардных отношений в начале учебного года представляет примерный список тем, из которых студент выбирает свою тему, руководствуясь собственными интересами и рекомендациями научного руководителя. Исследование по выбранной теме осуществляется под научным руководством преподавателя кафедры научного руководителя) на протяжении всего учебного года и завершается оформлением его результатов в виде цельного текста, оформленного в соответствии с установленными требованиям ГОСТ. Промежуточные научные результаты студент представляет в виде сообщений на занятиях спецсеминара.
Исследование по теме курсовой работы осуществляется последовательно, проходя следующие этапы: (1) выбор темы, (2)формирование информационной базы, подбор источников и специальной научной литературы, (3) разработка плана/структуры основной части работы с проектами названий глав и их разделов, (4) систематизация и критический анализ материала источников и исследований, (5) написание текста основной части, Введения и Заключения, (6) окончательное оформление текста и научного аппарата (сносок, списка источников и литературы), (7) представление курсовой работы научному руководителю.
Структура курсовой работы имеет универсальный для научного исследования любого уровня характер и включает введение, основную часть (главы и разделы), заключение, список использованных источников и литературы, приложения и иллюстрации (при необходимости). Во Введении предусматриваются следующие обязательные структурные элементы: (1) постановка проблемы и обоснование ее актуальности, (2) объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, (3) систематизированный обзор источников и научно литературы по теме, промежуточный вывод о степени изученности проблемы, (4) краткая характеристика структуры – глав и разделов. При распределение материала между главами рекомендуется избегать диспропорций и исходить из принципа соответствия структуры основной части поставленным задачам. Цель и задачи исследования должны быть реализованы в основном изложении и сформулированы в виде обобщений и выводов в Заключении.
Важнейшим направлением работы является поиск, подбор и критический анализ источников по избранной теме с учетом ее специфики и степени доступности самих источников. При формировании информационной базы работы обязательно проконсультироваться с научным руководителем. При этом следует использовать сложившиеся универсальные принципы систематизации источников (по основным группам) и источниковедческого анализа с учетом специфики конкретной научной проблемы. Самостоятельный поиск и обработка первоисточников и научной литературы является обязательным профессиональным навыком, формирование которого предусмотрено требованиями ФГОС, и важнейшим критерием оценки научно-исследовательской работы студента.
Важным критерием оценки курсовой работы также является его соответствие стилистическим требованиям к научному тексту: работа должна быть написана академическим языком, научные термины должны корректно использоваться и соответствовать теме по смыслу, при цитировании обязательны кавычки, при непрямом цитировании других авторов или первоисточников обязательны ссылки. Плагиат недопустим. При редактировании текста необходимо ориентироваться на замечания и рекомендации научного руководителя. Требования к объему курсовой работы определяются кафедрой всеобщей истории и международных отношений и уровнем исследовательской работы – в зависимости от года и формы обучения (от 1 до 3 для бакалавров).