МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История нового и новейшего времени

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_ДиА-3-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рабочая программа дисциплины
История нового и новейшего времени

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Ю.Г. Чернышов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Ю.Г. Чернышов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "История нового и новейшего времени» является формирование у студентов целостного представления о развитии западного общества в период XVII по ХХ вв., изучение закономерностей и основных этапов модернизации, формирование понимания логики развития революционных эпох, а также роли различных социальных слоёв, личностей и идей в истории.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-11 способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие закономерности всемирно-исторического процесса и сохранения исторического наследия
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять и обобщать закономерности всемирно-исторического процесса с уважительным отношением к национально-историческому наследию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения универсальных методов научного анализа исторической информации и сохранения исторического наследия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Основные понятие курса Лекции 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.2. Подготовка к практическому занятию "Английская буржуазная революция середины XVII в." Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.3. Английская революция середины XVII в. Лекции 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.4. Английская буржуазная революция середины XVII в. Практические 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.5. Война за независимость в Северной Америке и образование США Лекции 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.6. Подготовка к практическому занятию "Война за независимость североамериканских колоний" Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.7. Война за независимость североамериканских колоний Практические 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.8. Германия в XVI - XVIII в. Лекции 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.9. Подготовка к практическому занятию "Франко-прусская война 1870-1871 гг. и объединение Германии" Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.10. Франко-прусская война и объединение Германии Практические 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.11. Великая французская революция Лекции 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.12. Чтение дополнительной литературы по теме "Великая французская революция" Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.13. Франция в период Консульства и Первой империи Лекции 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.14. Гражданская война в США. Отмена рабства Лекции 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.15. Подготовка к практическому занятию "Гражданская война и отмена рабства в США" Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.16. Гражданская война и отмена рабства в США Практические 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.17. Блоковая дипломатия и международные кризисы начала ХХ в. Лекции 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.18. Происхождение Первой мировой войны Лекции 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.19. Чтение дополнительной литературы по теме "Первая мировая война" Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.20. Экономическая стабилизация в 1920-е Лекции 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.21. Подготовка к практическому занятию "Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Новый курс Ф.Д.Рузвельта" Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.22. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Новый курс Ф.Д. Рузвельта Практические 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.23. Фашизм в европейских странах Лекции 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.24. Подготовка к практическому занятию "Итальянский фашизм (1919-1929 гг.)" Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.25. Итальянский фашизм (1919-1929 гг.) Практические 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.26. НТР и постиндустриальное общество Лекции 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.27. Подготовка к практическому занятию "Режим Ш.де Голля во Франции" Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.28. Режим Ш.де Голля во Франции Практические 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.29. Неоконсерватизм в странах Европы и Америки Лекции 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.30. Подготовка к практическому занятию "Реформы М. Тэтчер и британское общество" Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.31. Реформы М. Тэтчер и британское общество Практические 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.32. Режим «народной демократии» в странах Восточной Европы и его крах Лекции 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.33. Подготовка к практическому занятию "Бархатная революция 1989 г. в Чехословакии" Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.34. Бархатная революция 1989 г. в Чехословакии Практические 1 2 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1
1.35. Подготовка к зачету Сам. работа 1 46 ОК-2, ОК-11 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Питулько Г.Н. - Отв. ред. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ИСТОРИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новая и новейшая история стран Европы и Америки : Учебная литература для ВУЗов СКФУ, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт "Военная литература" militera.lib.ru
Э2 Проект "Исторические материалы" istmat.info
Э3 Электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М. Ломоносова www.hist.msu.ru
Э4 Учебная дисциплина «История нового и новейшего времени» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.