Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_ПиПДП-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 6 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 127 | 127 | 127 | 127 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д.пс.н., профессор
1.1. | подготовить студентов к работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении, к эффективному их обучению и воспитанию |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности |
ПК-11 | способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
ПК-12 | способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи |
ПК-32 | способностью осуществлять психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер |
ПСК-4.1 | способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска |
ПСК-4.2 | способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия |
ПСК-4.3 | способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | социально-педагогические проблемы детей с отклонениями в развитии и поведении |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в специфике и структуре коррекционной педагогики, обобщать и систематизировать знания по педагогическим проблемам темам курса |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | практическими умениями и навыками, необходимыми для применения курса в учебно-воспитательном процессе |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ | ||||||
1.1. | Объект, предмет и задачи курса коррекционной педагогики | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний | Практические | 6 | 1 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Политика государства в области социальной защиты детей с отклонениями в развитии | Сам. работа | 6 | 24 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||||||
2.1. | Основные положения коррекционной деятельности | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Принципы коррекционно-педагогической деятельности | Практические | 6 | 1 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Принципы коррекционно-педагогической деятельности | Сам. работа | 6 | 24 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. РЕБЕНОК С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ, ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||||
3.1. | Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Возрастные и личностные особенности развития детей и подростков | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте | Сам. работа | 6 | 24 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ | ||||||
4.1. | Проблемы эмоционального развития в детском возрасте | Лекции | 6 | 1 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Психологические «портреты» детей с проблемами в развитии | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Природа детской агрессивности | Сам. работа | 6 | 24 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ | ||||||
5.1. | Дети с задержкой психического развития | Практические | 6 | 1 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушениями интеллекта. Нарушения речи у детей школьного возраста | Практические | 6 | 1 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Особенности учебной деятельности учащихся с отклонениями в развитии | Сам. работа | 6 | 27 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Экзамен | 6 | 9 | ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
прилагается |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лапп Е. А., Шипилова Е. В. | КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ворошнина Л.В. | КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА. ТВОРЧЕСКОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ В ДОУ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | коррекционная педагогика | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) | ||
Э2 | коррекционная педагогика | ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru | ||
Э3 | коррекционная педагогика | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов. В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков. Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на: - расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам; - усвоение умений и навыков практической работы; - развитие умений самопознания и саморазвития. Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий: - формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах; - формулирование резюме по прочитанному материалу; - составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями; - составление краткого конспекта текста. |