МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Коррекционная педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 127
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 6

Распределение часов по курсам

Курс 6 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 127 127 127 127
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., заведующий кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Коррекционная педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., д.пс.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д.пс.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовить студентов к работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении, к эффективному их обучению и воспитанию

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПК-32 способностью осуществлять психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.2 способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.социально-педагогические проблемы детей с отклонениями в развитии и поведении
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в специфике и структуре коррекционной педагогики, обобщать и систематизировать знания по педагогическим проблемам темам курса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками, необходимыми для применения курса в учебно-воспитательном процессе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
1.1. Объект, предмет и задачи курса коррекционной педагогики Лекции 6 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний Практические 6 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Политика государства в области социальной защиты детей с отклонениями в развитии Сам. работа 6 24 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Основные положения коррекционной деятельности Лекции 6 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Принципы коррекционно-педагогической деятельности Практические 6 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Принципы коррекционно-педагогической деятельности Сам. работа 6 24 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. РЕБЕНОК С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ, ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка Лекции 6 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Возрастные и личностные особенности развития детей и подростков Сам. работа 6 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте Сам. работа 6 24 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ
4.1. Проблемы эмоционального развития в детском возрасте Лекции 6 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
4.2. Психологические «портреты» детей с проблемами в развитии Сам. работа 6 2 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
4.3. Природа детской агрессивности Сам. работа 6 24 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
5.1. Дети с задержкой психического развития Практические 6 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
5.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушениями интеллекта. Нарушения речи у детей школьного возраста Практические 6 1 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
5.3. Особенности учебной деятельности учащихся с отклонениями в развитии Сам. работа 6 27 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
5.4. Экзамен 6 9 ОПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лапп Е. А., Шипилова Е. В. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ворошнина Л.В. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА. ТВОРЧЕСКОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ В ДОУ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 коррекционная педагогика Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 коррекционная педагогика ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 коррекционная педагогика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.