Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_ЗР-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | Цель курса состоит в том, чтобы раскрыть специфику сферы международных отношений и особенности науки, исследующей эту сферу. Основными задачами курса являются: - Выявление истоков и эволюции науки о международных отношениях; - Характеристика ведущих научных школ и соответствующих теорий; - Обозначение тенденций в развитии науки международных отношений (ТМО); - Определение главных проблем международной жизни и подходов к их решению; |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4 |
УК-1 | Способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
ОПК-3 | Способность выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные характеристики среды международной и информационной безопасности и основные подходы в современной теории международных отношений |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявлять, систематизировать и проводить сравнительный анализ современных школ, концепций и теоретико-методологических подходов в рамках теории международных отношений, вызовов международной безопасности и современного информационного общества |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками определения угроз информационной, международной и национальной безопасности, а также классификацией современных течений, концепций и подходов к изучению международных отношений |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Международные отношения в контексте теоретического осмысления | ||||||
1.1. | Теория международных отношений как наука. Объект и предмет ТМО | Лекции | 3 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 2. Раздел 2. Вопросы международных отношений в Античности и раннее Новое время | ||||||
2.1. | Проблемы войны и мира в трудах античных авторов и в Новое время | Лекции | 3 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.2. | Понятие "справедливой войны" в Античности и Новое время | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.3. | Традиции политического реализма и идеализма в ТМО | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 3. Раздел 3. Реализм в теории международных отношений | ||||||
3.1. | Классический реализм | Лекции | 3 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.2. | Реалистская парадигма в ТМО после окончания Холодной войны | Практические | 3 | 2 | ||
Раздел 4. Раздел 4. Идеалистическая парадигма в ТМО | ||||||
4.1. | Классический идеализм | Лекции | 3 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
4.2. | Эволюция либерализма в ХХ в. Неолиберализм | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 5. Раздел 5. Материалистическая парадигма в ТМО | ||||||
5.1. | Марксизм | Лекции | 3 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
5.2. | Марксизм и неомарксизм | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 6. Раздел 6. Европейские школы теории международных отношений | ||||||
6.1. | Система и международное сообщество в Английской школе | Лекции | 3 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
6.2. | Французская социологическая школа | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 7. Раздел 7. Отечественная наука о международных отношениях | ||||||
7.1. | Советская наука о международных отношениях | Лекции | 3 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
7.2. | Современная российская наука и теоретические подходы к международным отношениям | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
7.3. | Китайские авторы о ТМО | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 8. Раздел 7. Постпозитивистские парадигмы в ТМО | ||||||
8.1. | Радикальный и умеренный постпозитивизм/постмодернизм в ТМО | Лекции | 3 | 4 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
8.2. | Критическая теория | Лекции | 3 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
8.3. | Конструктивизм | Практические | 3 | 2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
8.4. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 3 | 36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
8.5. | Подготовка к экзамену | Сам. работа | 3 | 30 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Причины и характер войны в Ираке 2003 г. с точки зрения античных авторов 2. Борьба с международным терроризмом в начале XXI в.: обоснование справедливости с точки зрения Гуго Гроция. 3. Как оценили бы причины Второй мировой войны гуманисты XVI века? 4. Пелопонесская война с точки зрения постмодернистов. 5. Причины, результаты и вероятность предотвращения Семилетней войны с точки зрения китайских авторов ТМО. 6. Война в Нагорном Карабахе с точки зрения неомарксизма. 7. Вестфальская система международных отношений: оценка с позиции феминизма. 8. Венская система международных отношений с точки зрения Английской школы ТМО. 9. Как охарактеризовали бы Аврелий Августин и Фома Аквинский Балканские войны 1912 - 1913 гг.? 10. Опиумные войны с точки зрения постструктуралистов |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Цыганков П.А. - отв. ред. | ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Ивонина О.И., Ивонин Ю.П. | ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Поздняков А.И. - отв. ред., Белозёров В.К. - отв. ред., Васильева М.М. - отв. ред. | СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | АлтГУ, Ист. фак., Каф. всеобщей истории и международных отношений | Теория международных отношений: метод. указания и программа курса для студентов направлений "Международные отношения" и "Зарубежное регионоведение" | Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Учебная дисциплина "Теория международных отношений" на Едином образовательном портале АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершѐнность выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |