МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория международных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Теория международных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса состоит в том, чтобы раскрыть специфику сферы международных отношений и особенности науки, исследующей эту сферу.
Основными задачами курса являются:
- Выявление истоков и эволюции науки о международных отношениях;
- Характеристика ведущих научных школ и соответствующих теорий;
- Обозначение тенденций в развитии науки международных отношений (ТМО);
- Определение главных проблем международной жизни и подходов к их решению;


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ОПК-3 Способность выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные характеристики среды международной и информационной безопасности и основные подходы в современной теории международных отношений
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять, систематизировать и проводить сравнительный анализ современных школ, концепций и теоретико-методологических подходов в рамках теории международных отношений, вызовов международной безопасности и современного информационного общества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками определения угроз информационной, международной и национальной безопасности, а также классификацией современных течений, концепций и подходов к изучению международных отношений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Международные отношения в контексте теоретического осмысления
1.1. Теория международных отношений как наука. Объект и предмет ТМО Лекции 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Вопросы международных отношений в Античности и раннее Новое время
2.1. Проблемы войны и мира в трудах античных авторов и в Новое время Лекции 3 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Понятие "справедливой войны" в Античности и Новое время Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Традиции политического реализма и идеализма в ТМО Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Реализм в теории международных отношений
3.1. Классический реализм Лекции 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Реалистская парадигма в ТМО после окончания Холодной войны Практические 3 2
Раздел 4. Раздел 4. Идеалистическая парадигма в ТМО
4.1. Классический идеализм Лекции 3 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Эволюция либерализма в ХХ в. Неолиберализм Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Раздел 5. Материалистическая парадигма в ТМО
5.1. Марксизм Лекции 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Марксизм и неомарксизм Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Раздел 6. Европейские школы теории международных отношений
6.1. Система и международное сообщество в Английской школе Лекции 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Французская социологическая школа Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Раздел 7. Отечественная наука о международных отношениях
7.1. Советская наука о международных отношениях Лекции 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Современная российская наука и теоретические подходы к международным отношениям Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.3. Китайские авторы о ТМО Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Раздел 7. Постпозитивистские парадигмы в ТМО
8.1. Радикальный и умеренный постпозитивизм/постмодернизм в ТМО Лекции 3 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Критическая теория Лекции 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.3. Конструктивизм Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.4. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 36 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.5. Подготовка к экзамену Сам. работа 3 30 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Причины и характер войны в Ираке 2003 г. с точки зрения античных авторов
2. Борьба с международным терроризмом в начале XXI в.: обоснование справедливости с точки зрения Гуго Гроция.

3. Как оценили бы причины Второй мировой войны гуманисты XVI века?

4. Пелопонесская война с точки зрения постмодернистов.

5. Причины, результаты и вероятность предотвращения Семилетней войны с точки зрения китайских авторов ТМО.

6. Война в Нагорном Карабахе с точки зрения неомарксизма.

7. Вестфальская система международных отношений: оценка с позиции феминизма.

8. Венская система международных отношений с точки зрения Английской школы ТМО.

9. Как охарактеризовали бы Аврелий Августин и Фома Аквинский Балканские войны 1912 - 1913 гг.?
10. Опиумные войны с точки зрения постструктуралистов
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Цыганков П.А. - отв. ред. ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ивонина О.И., Ивонин Ю.П. ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Поздняков А.И. - отв. ред., Белозёров В.К. - отв. ред., Васильева М.М. - отв. ред. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Ист. фак., Каф. всеобщей истории и международных отношений Теория международных отношений: метод. указания и программа курса для студентов направлений "Международные отношения" и "Зарубежное регионоведение" Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учебная дисциплина "Теория международных отношений" на Едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.