МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дискурс

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филол.н., проф., Чернышова Татьяна Владимировна

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Трубникова Юлия Витольдовна

Рабочая программа дисциплины
Дискурс

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с основными проблемами общей теории дискурса, рассматриваемыми в широком контексте прагматики языкового общения, социолингвистики и теории коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии
ПК-10 способностью к созданию, редактированию, реферированию систематизированию и трансформации (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения общей теории дискурса, направления дискурс-анализа, принадлежащие разным национальным школам.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в аналитической деятельности в области исследования различных типов дискурса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.овладеть основными методами и методиками дискурс-анализа в рамках различных направлений и школ дискурс-анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Discours, discourse, дискурс: различные толкования понятия
1.1. Истоки и становление дискурс-анализа. Дискурс-анализ как парадигма в изучении языкового общения.Основные направления дискурс-анализа. Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л3.1, Л1.4, Л2.2, Л2.6
1.2. Истоки и становление дискурс-анализа Практические 2 2 ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л3.1, Л1.4, Л2.2, Л2.6
1.3. Discours, discourse, дискурс: различные толкования понятия Сам. работа 2 14 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л3.1, Л1.4, Л2.2, Л2.6
Раздел 2. Структура и содержание дискурса
2.1. Лингвистические подходы к анализу дискурса Лекции 2 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.4, Л2.2, Л1.3
2.2. Текст vs. дискурс: общее и различное в трактовке понятий Практические 2 2 ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.4, Л2.2, Л1.3
2.3. Базовые категории текста / базовые категории дискурса. Сам. работа 2 14 ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.4, Л2.2, Л1.3
Раздел 3. Типологии дискурса
3.1. Дискурс как система кодов Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-10 Л2.4, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.5, Л2.7, Л2.2
3.2. Методика анализа кодов в дискурсе Практические 2 2 ОПК-4 Л2.4, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.5, Л2.7, Л2.2
3.3. Методика анализа кодов в дискурсе Сам. работа 2 12 ОПК-4, ПК-10 Л2.4, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.5, Л2.7, Л2.2
Раздел 4. Методы дискурс-анализа
4.1. Типология дискурса. Методы дискурс-анализа Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-10 Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.7, Л1.3
4.2. Французская школа анализа дискурса Практические 2 4 ОПК-4, ПК-10 Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.7, Л1.3
4.3. Методы анализа дискурса (Льежская школа) Практические 2 2 ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.1
4.4. Методы анализа дискурса (Т.А. ван Дейк) Практические 2 4 ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.1
4.5. Анализ дискурса в отечественной психолингвистике Практические 2 2 ОПК-4, ПК-10 Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.7, Л1.3
4.6. Лингвокультурологические исследования дискурса Практические 2 4 ОПК-4, ПК-10 Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.7, Л1.3
4.7. Дискурс и жанры Практические 2 2 ОПК-4 Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.7, Л1.3
4.8. Методы дискурс-анализа Сам. работа 2 36 ОПК-4, ПК-10 Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.7, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
СМ. приложенный файл.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
СМ. приложенный файл.


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. приложенный файл.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. Е. Прохоров Действительность. Текст. Дискурс: учеб. пособие М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Земская Ю.Н. и др. Теория текста: учебное пособие М.: Флинта: Наука// ЭБС «ЛАНЬ» // ЭБС "Университетская библиотека online"2017, 2016 e.lanbook.com
Л1.3 под ред. Солганика Г.Я., Клушиной Н.И., Смирновой Н.В. Дискурс и стиль: теоретические и прикладные аспекты: монография М.: Флинта , 2014 e.lanbook.com
Л1.4 Плеханова Т.Ф. Дискурс-анализ текста. : пособие Минск // ЭБС Университетская библиотека ONLINE», 2011 biblioclub.ru
Л1.5 Чувакин А.А., Качесова И.Ю., Панченко Н.В. и др. Текст в коммуникативном пространстве современной России: монография Барнаул : Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: лекционный курс М.: «Гнозис», 2002
Л2.2 Чернышова Т.В. Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учебное пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.3 Дейк Т.А. ван Язык. Познание. Коммуникация.: сборник трудов М.: Прогресс, 1989
Л2.4 В. Е. Чернявская Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия: учеб. пособие М.: Флинта, 2006
Л2.5 Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для вузов: учеб. пособие М.: Академия, 2009
Л2.6 Миловидов В.А. От семиотики текста к семиотике дискурса: учеб. пособие Тверь, 2000
Л2.7 Силантьев И.В. Газета и роман. Риторика дискурсных смешений: монография М.: Языки славянских культур// ЭБС Университетская библиотека ONLINE»., 2006 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=73247
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Чувакин А.А. Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
Э2 www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э3 www.google.ru – поисковая система google
Э4 www.russcomm.ru - Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Э5 www.rsl.ru - сайт Российской государственной библиотеки
Э6 vak.ed.gov.ru - сайт Высшей аттестационной комиссии
Э7 "Дискурс" на ОП АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
www.gramota.ru - Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
www.google.ru – поисковая система google
www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Дискурс" рассчитан на 108 часов.
Курс представлен на Образовательном портале АлтГУ. В его состав входят лекции, практические и домашние задания, самостоятельные зачетные работы и т.под.
Начать освоение курса целесообразно с освоения лекций (см. Образовательный портал АлтГУ), ответить на тестовые вопросы к ним. К каждой теоретической лекции относится блок практических занятий, также представленных на образовательном портале АлтГУ.
Для закрепления теоретических сведений и выработки практических навыков необходимо выполнить домашние задания;
задания, связанные с реферирование научных источников.
Важной формой проверки является написание эссе по наиболее важным темам курса.
Промежуточный и заключительный этап освоения курса - проврочные тесты, также представленные на образовательном портале АлтГУ.