МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория международных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы теории и практики международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 69
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 69 69 69 69
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Теория международных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.07.2017г. №555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса состоит в том, чтобы раскрыть специфику сферы международных отношений и особенности науки, исследующей эту сферу.
Основными задачами курса являются:
- Выявление истоков и эволюции науки о международных отношениях;
- Характеристика ведущих научных школ и соответствующих теорий;
- Обозначение тенденций в развитии науки международных отношений (ТМО);
- Определение главных проблем международной жизни и подходов к их решению;


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ОПК-3 Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ПК-2 Способен применять теории международных отношений для оценки современных международных проблем
ПК-3 Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном(ых) языке(ах)
ПК-5 Способен понимать логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные характеристики среды международной и информационной безопасности и основные подходы в современной теории международных отношений
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять, систематизировать и проводить сравнительный анализ современных школ, концепций и теоретико-методологических подходов в рамках теории международных отношений, вызовов международной безопасности и современного информационного общества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками определения угроз информационной, международной и национальной безопасности, а также классификацией современных течений, концепций и подходов к изучению международных отношений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Международные отношения в контексте теоретического осмысления
1.1. Теория международных отношений как наука. Объект и предмет ТМО Лекции 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Тема 2. Вопросы международных отношений в Античности и раннее Новое время
2.1. Проблемы войны и мира в трудах античных авторов и в Новое время Лекции 3 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Проблемы войны и мира в трудах античных авторов и в Новое время Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Традиции политического реализма и идеализма в ТМО Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Тема 3. Реализм в теории международных отношений
3.1. Классический реализм Лекции 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Эволюция реалистской парадигмы 1930-е - 1950-е гг. Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Реалистская парадигма в ТМО после окончания Холодной войны Практические 3 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Тема 4. Идеалистическая парадигма в ТМО
4.1. Классический идеализм Лекции 3 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Эволюция либерализма в ХХ в. Неолиберализм Практические 3 4 Л3.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Тема 5. Материалистическая парадигма в ТМО
5.1. Марксизм Лекции 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Марксизм и неомарксизм Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Тема 6. Европейские школы теории международных отношений
6.1. Система и международное сообщество в Английской школе Лекции 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Французская социологическая школа Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Тема 7. Наука о международных отношениях в странах "Не-Запада": традиции и новые тенденции
7.1. Российская наука о международных отношениях Лекции 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Современная российская наука и теоретические подходы к международным отношениям Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.3. Китайские авторы о ТМО Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Тема 8. Постпозитивистские парадигмы в ТМО
8.1. Радикальный и умеренный постпозитивизм/постмодернизм в ТМО Лекции 3 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Критическая теория Лекции 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.3. Конструктивизм Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.4. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 37 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.5. Подготовка к экзамену Сам. работа 3 32 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.6. Экзамен 3 27 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Причины и характер войны в Ираке 2003 г. с точки зрения античных авторов.

2. Борьба с международным терроризмом в начале XXI в.: обоснование справедливости с точки зрения Гуго Гроция.

3. Как оценили бы причины Второй мировой войны гуманисты XVI века?

4. Пелопонесская война с точки зрения постмодернистов.

5. Причины, результаты и вероятность предотвращения Семилетней войны с точки зрения китайских авторов ТМО.

6. Война в Нагорном Карабахе с точки зрения неомарксизма.

7. Вестфальская система международных отношений: оценка с позиции феминизма.

8. Венская система международных отношений с точки зрения Английской школы ТМО.

9. Как охарактеризовали бы Аврелий Августин и Фома Аквинский Балканские войны 1912 - 1913 гг.?
10. Опиумные войны с точки зрения постструктуралистов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Цыганков П.А. - отв. ред. ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ивонина О.И., Ивонин Ю.П. ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Поздняков А.И. - отв. ред., Белозёров В.К. - отв. ред., Васильева М.М. - отв. ред. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Ист. фак., Каф. всеобщей истории и международных отношений Теория международных отношений: метод. указания и программа курса для студентов направлений "Международные отношения" и "Зарубежное регионоведение" Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учебная дисциплина "Теория международных отношений" на Едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.