Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Русский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_РЯЛ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 11.06.2021 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова
1.1. | Ознакомление студентов с основными проблемами общей теории дискурса, рассматриваемыми в широком контексте прагматики языкового общения, социолингвистики и теории коммуникации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-4 | способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии |
ПК-10 | способностью к созданию, редактированию, реферированию систематизированию и трансформации (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные положения общей теории дискурса, направления дискурс-анализа, принадлежащие разным национальным школам. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять полученные знания в аналитической деятельности в области исследования различных типов дискурса. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | овладеть основными методами и методиками дискурс-анализа в рамках различных направлений и школ дискурс-анализа. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Discours, discourse, дискурс: различные толкования понятия | ||||||
1.1. | Истоки и становление дискурс-анализа. Дискурс-анализ как парадигма в изучении языкового общения.Основные направления дискурс-анализа. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л3.1, Л1.4, Л2.2, Л2.6 |
1.2. | Истоки и становление дискурс-анализа | Практические | 2 | 4 | ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л3.1, Л1.4, Л2.2, Л2.6 |
1.3. | Discours, discourse, дискурс: различные толкования понятия | Сам. работа | 2 | 14 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л3.1, Л1.4, Л2.2, Л2.6 |
Раздел 2. Структура и содержание дискурса | ||||||
2.1. | Лингвистические подходы к анализу дискурса | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.4, Л2.2, Л1.3 |
2.2. | Текст vs. дискурс: общее и различное в трактовке понятий | Практические | 2 | 4 | ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.4, Л2.2, Л1.3 |
2.3. | Базовые категории текста / базовые категории дискурса. | Сам. работа | 2 | 14 | ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.4, Л2.2, Л1.3 |
Раздел 3. Типологии дискурса | ||||||
3.1. | Дискурс как система кодов | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4, ПК-10 | Л2.4, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.5, Л2.7, Л2.2 |
3.2. | Методика анализа кодов в дискурсе | Практические | 2 | 2 | ОПК-4 | Л2.4, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.5, Л2.7, Л2.2 |
3.3. | Методика анализа кодов в дискурсе | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-4, ПК-10 | Л2.4, Л1.5, Л2.1, Л3.1, Л2.5, Л2.7, Л2.2 |
Раздел 4. Методы дискурс-анализа | ||||||
4.1. | Типология дискурса. Методы дискурс-анализа | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4, ПК-10 | Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.7, Л1.3 |
4.2. | Французская школа анализа дискурса | Практические | 2 | 4 | ОПК-4, ПК-10 | Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.7, Л1.3 |
4.3. | Методы анализа дискурса (Льежская школа) | Практические | 2 | 2 | ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Методы анализа дискурса (Т.А. ван Дейк) | Практические | 2 | 4 | ОПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Анализ дискурса в отечественной психолингвистике | Практические | 2 | 2 | ОПК-4, ПК-10 | Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.7, Л1.3 |
4.6. | Лингвокультурологические исследования дискурса | Практические | 2 | 4 | ОПК-4, ПК-10 | Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.7, Л1.3 |
4.7. | Дискурс и жанры | Практические | 2 | 2 | ОПК-4 | Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.7, Л1.3 |
4.8. | Методы дискурс-анализа | Сам. работа | 2 | 32 | ОПК-4, ПК-10 | Л2.4, Л3.1, Л2.3, Л1.4, Л2.7, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
СМ. приложенный файл. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
СМ. приложенный файл. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
СМ. приложенный файл. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ю. Е. Прохоров | Действительность. Текст. Дискурс: учеб. пособие | М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2016 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Земская Ю.Н. и др. | Теория текста: учебное пособие | М.: Флинта: Наука// ЭБС «ЛАНЬ» // ЭБС "Университетская библиотека online"2017, 2016 | e.lanbook.com |
Л1.3 | под ред. Солганика Г.Я., Клушиной Н.И., Смирновой Н.В. | Дискурс и стиль: теоретические и прикладные аспекты: монография | М.: Флинта , 2014 | e.lanbook.com |
Л1.4 | Плеханова Т.Ф. | Дискурс-анализ текста. : пособие | Минск // ЭБС Университетская библиотека ONLINE», 2011 | biblioclub.ru |
Л1.5 | Чувакин А.А., Качесова И.Ю., Панченко Н.В. и др. | Текст в коммуникативном пространстве современной России: монография | Барнаул : Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2011 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Красных В.В. | Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: лекционный курс | М.: «Гнозис», 2002 | |
Л2.2 | Чернышова Т.В. | Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учебное пособие | Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | Дейк Т.А. ван | Язык. Познание. Коммуникация.: сборник трудов | М.: Прогресс, 1989 | |
Л2.4 | В. Е. Чернявская | Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия: учеб. пособие | М.: Флинта, 2006 | |
Л2.5 | Тюпа В.И. | Анализ художественного текста: учеб. пособие для вузов: учеб. пособие | М.: Академия, 2009 | |
Л2.6 | Миловидов В.А. | От семиотики текста к семиотике дискурса: учеб. пособие | Тверь, 2000 | |
Л2.7 | Силантьев И.В. | Газета и роман. Риторика дискурсных смешений: монография | М.: Языки славянских культур// ЭБС Университетская библиотека ONLINE»., 2006 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=73247 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Чувакин А.А. | Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие | Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка | |||
Э2 | www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» | |||
Э3 | www.google.ru – поисковая система google | |||
Э4 | www.russcomm.ru - Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | |||
Э5 | www.rsl.ru - сайт Российской государственной библиотеки | |||
Э6 | vak.ed.gov.ru - сайт Высшей аттестационной комиссии | |||
Э7 | "Дискурс | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ru - Справочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс "Дискурс" рассчитан на 108 часов. Курс представлен на Образовательном портале АлтГУ. В его состав входят лекции, практические и домашние задания, самостоятельные зачетные работы и т.под. Начать освоение курса целесообразно с освоения лекций (см. Образовательный портал АлтГУ), ответить на тестовые вопросы к ним. К каждой теоретической лекции относится блок практических занятий, также представленных на образовательном портале АлтГУ. Для закрепления теоретических сведений и выработки практических навыков необходимо выполнить домашние задания; задания, связанные с реферирование научных источников. Важной формой проверки является написание эссе по наиболее важным темам курса. Промежуточный и заключительный этап освоения курса - проврочные тесты, также представленные на образовательном портале АлтГУ. |