МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История международных отношений и дипломатии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильАктуальные проблемы теории и практики международных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость14 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-1-2020
Часов по учебному плану 504
в том числе:
аудиторные занятия 192
самостоятельная работа 204
контроль 108
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 3, 4, 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 21 16 22 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24 24 24 24 24 96 96
Практические 24 24 24 24 24 24 24 24 96 96
Сам. работа 105 105 33 33 33 33 33 33 204 204
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 27 27 108 108
Итого 180 180 108 108 108 108 108 108 504 504

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Козулин Вячеслав Николаевич;к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна;

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рабочая программа дисциплины
История международных отношений и дипломатии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.07.2017г. №555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– сформировать представление об истории дипломатии и международных отношений как непрерывном процессе, сопровождающем развитие государственно-организованной цивилизации;
– обозначить факторы, способствующие формированию структур и методов международных отношений при переходе от племенной организации к государству;
– выявить цивилизационные особенности международных отношений в странах Востока и полисном мире;
- проследить формирование и трансформацию системы межгосударственных отношений в Средиземноморском регионе;
- определить основные институты, нормы и методы внешней политики древних государств;
- сформировать представление о системных закономерностях и логике процесса становления международных отношений современного типа;
- проследить процесс становления и основные этапы эволюции Вестфальской системы международных отношений в XVII-XIX вв.;
- выявить историческое наследие эпохи становления государств-наций в современных международных отношениях;
- изучить особенности и этапы протоглобализации и мировой политики XVIII-XIX вв.
- сформировать устойчивые навыки историко-политической аргументации при исследованиях на исторические и современные темы предметной области международных отношений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности и соотношения долгосрочных международно-политических тенденций и параметров современной мирополитической системы
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать основы регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических политико-психологических, социально-экономических и силовых методов;
выявлять историческое и системное своеобразие этапов эволюции международных отношений в связи с общим ходом всемирно-исторического процесса;
интерпретировать международные конфликты в дихотомии "традиционные-совремнные", "конвенциональные-универсальные"
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками комплексного многофакторного и системного анализа международных отношений в контексте всемирно-исторического процесса;
владеть основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций
системой историко-политической аргументации при изучении истории и современных международных отношений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Начало международных отношений и истории дипломатии
1.1. Предмет и задачи курса (вводная лекция) Лекции 2 2 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.2. Характер международных отношений и дипломатия Древнего Востока Лекции 2 2 Л3.1, Л1.1
1.3. Особенности международных отношений и дипломатии Древнего Востока Практические 2 4 Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Международные отношения и дипломатия Древней Греции
2.1. Международные связи и становление дипломатии в Древней Греции в архаическую и классическую эпохи (VIII–IV вв. до н.э.) Лекции 2 2 Л3.1, Л1.1
2.2. Особенности международных отношений и дипломатии древних греков Практические 2 4 Л3.1, Л1.1
2.3. Международные отношения и дипломатия в позднеклассическую и раннеэллинистическую эпоху (IV в. до н.э.) Лекции 2 2 Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Международные отношения и дипломатия Древнего Рима
3.1. Международные отношения и дипломатия Древнего Рима в период Ранней Республики Лекции 2 2 Л3.1, Л1.1
3.2. Международные отношения в Западном Средиземноморье в период Поздней Республики и Империи Лекции 2 2 Л3.1, Л1.1
3.3. Особенности международных отношений и дипломатии древних римлян Практические 2 4 Л3.1, Л1.1
Раздел 4. Международные отношения и дипломатия раннего средневековья
4.1. Международные отношения и дипломатия в конце раннего средневековья (VIII-XI вв.) Лекции 2 2 Л3.1, Л1.1
4.2. Международные отношения в Европе в период Великого переселения народов и варварских королевств Лекции 2 2 Л3.1, Л1.1
Раздел 5. Международные отношения в период развитого и позднего средневековья
5.1. Международные отношения в Европе и на Ближнем Востоке в эпоху крестовых походов (XII–XIII вв.) Лекции 2 2 Л3.1, Л1.1
5.2. Международные отношения в эпоху крестовых походов Практические 2 4 Л3.1, Л1.1
5.3. Франция и Англия в системе международных отношений в XI–XV вв. Лекции 2 2 Л3.1, Л1.1
5.4. Столетняя война Практические 2 4 Л3.1, Л1.1
5.5. Священная Римская империя и папство в международных отношениях в эпоху развитого средневековья (XII–XV вв.) Лекции 2 2 Л3.1, Л1.1
5.6. Древняя Русь в системе международных отношений Практические 2 4 Л3.1, Л1.1
5.7. Международные отношения в период позднего средневековья Лекции 2 2 Л3.1, Л1.1
5.8. Подготовка к лекциям, практическим занятиям и к экзамену Сам. работа 2 105 Л3.1, Л1.1
5.9. Экзамен 2 27 Л3.1, Л1.1
Раздел 6. Международные отношения в XVI-середине XIX вв.
6.1. Европа к началу Нового времени. Характеристика основных участников международных отношений. Лекции 3 4 Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.2. Итальянские войны. Лекции 3 2 Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.3. Развитие дипломатии в XVI-XVII вв. Лекции 3 2 Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.4. Тридцатилетняя война. Формирование Вестфальской СМО. Лекции 3 2 Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.5. Основные международные конфликты второй половины XVII-XVIII вв. Развитие дипломатии. Лекции 3 8 Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.6. Влияние Французской революции на международные отношения начала XIX в. Венский конгресс. Лекции 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.7. Лекция-дискуссия. Священный союз. Дипломатия европейских конгрессов. Лекции 3 2 Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.8. Тридцатилетняя война. Практические 3 6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.9. Конфликты XVIII в. Практические 3 6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.10. Конгрессы Священного союза. Практические 3 6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.11. Развитие дипломатии и дипломатической службы в XIX в.(подготовка докладов). Практические 3 6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.12. Подготовка к семинарским занятиям. Сам. работа 3 18 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.13. Подготовка к экзамену. Сам. работа 3 15 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.14. Экзамен 3 27 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 7. Международные отношения в XIX в.
7.1. Эволюция Венской системы международных отношений Лекции 4 2 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.2. Перегруппировка сил в Европе и складывание европейских союзов 1870-90-е гг. Лекции 4 2 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.3. Систнма европейских альянсов: сравнительная и типологическая характеристика Практические 4 6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.4. Западный мир на рубеже Х1Х-ХХ столетий и эволюция международных отношений Лекции 4 2 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.5. Империализм как фактор глобализации. Колониальная система и мировая политика Х1Х в. Лекции 4 2 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.6. Внешняя политика и дипломатия великих держав вт. пол. Х1Х в.: общее и особенное Практические 4 6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.7. Англо-германский антагонизм: природа, факторы складывания и роль в международных отношениях Лекции 4 4 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.8. США в системе международных отношений: основные направления внешней политики Лекции 4 4 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.9. Международные кризисы, конфликты и механизмы урегулирования: историческое своеобразие Лекции 4 2 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.10. Балканы в системе международных отношений во второй половине Х1Х в. Лекции 4 2 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.11. Балканы в системе МО Практические 4 6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.12. Вестфальская система и баланс сил в Х1Х в. Лекции 4 2 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.13. Формирование блоковой системы на рубеже Х1Х-ХХ в. Лекции 4 2 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.14. Блоки держав, блоковая дипломатия и проблема системного кризиса международных отношений Практические 4 6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.15. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 8 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.16. Подготовка сообщения на тему национальных особенностей внешней политики и дипломатии Сам. работа 4 8 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.17. Заполнение сравнительной таблицы "Вестфальская система и баланс сил" Сам. работа 4 8 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.18. Поготовка к выполнению тестовых заданий Сам. работа 4 9 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.19. Экзамен 4 27 Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 8.
8.1. Лекции 5 24
8.2. Практические 5 24
8.3. Сам. работа 5 33

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
Часть 1 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id =544
Часть 2 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4671
Часть 3 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1499

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4
Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Первый известный международный договор ¬– это
А. договор между Хеттским царством и Египтом XIII в. до н.э.
Б. договор между Моисеем и Египетским царем Египта XIII в. до н.э.
В. договор между Спартой и Афинами V в. до н.э.
Г. Д. договор между ахейцами и троянцами XII в. до н.э.
Ответ: А

2. Какой полис являлся лидером Пелопонесского союза?
А. Афины
Б. Спарта
В. Коринф
Г. Фивы

3. Что можно отнести к причинам Пелопоннесской войны?
А. Религиозный конфликт
Б. Внутренняя межполисная борьба
В. Изменение экономической политики
Г. Стремление к гегемонии
Ответ: Г

4. Какое государство вышло победителем в Пелопоннесской войне?
А. Афины
Б. Спарта
В. Македония
Г. Фивы
Ответ: Б

5. Какой римский император захватил и уничтожил Иерусалим?
А. Август
Б. Тиберий
В. Нерон
Г. Веспасиан
Ответ: Г

6. Верно ли утверждение, что Тридцатилетняя война была раньше Войны за испанское наследство?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

7. Какие британские владения по происхождению не были переселенческими колониями?
А. Австралия
Б. Новая Зеландия
В. Индия
Г. Канада
Д. Д. Капская колония
Ответ: В

8. Какая международная конференция подвела итоги Русско-турецкой войны 1877–1878 гг.?
А. Венский конгресс
Б. Парижский конгресс
В. Лондонская конференция
Г. Берлинский конгресс
Ответ: Г

9. Какое событие стало официальным поводом для вступления Великобритании в Первую мировую войну?
А. Австрийский ультиматум Сербии
Б. Указ о всеобщей мобилизации в России
В. Нарушение нейтралитета Бельгии
Г. Битва на Марне
Ответ: В

10. Верно ли утверждение, что Декрет о мире и «14 пунктов» В. Вильсона включали принцип права наций на самоопределение?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

11. В чем состоит суть пакта Бриана–Келлога?
А. закрепление границ между Германией и ее западными соседями
Б. урегулирование проблемы репараций с Германией
В. отказ от войны в качестве орудия национальной политики
Г. создание арбитражных органов для решения споров между Германией и ее соседями
Ответ: В

12. В Потсдамской конференции «большой тройки» (1945 г.) в качестве глав делегаций участвовали:
А. И. Сталин
Б. У. Черчилль
В. Ф. Рузвельт
Г. К. Эттли
Д. Г. Трумэн
Ответ: А, Б, Г, Д

13. Верно ли, что американские ракеты средней дальности, размещенные в Италии и Турции,
были вывезены после Карибского кризиса?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А

14. Верно ли, что в знак протеста против Мюнхенского соглашения СССР вышел из Лиги Наций?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б

15. В 1957 г. была основана международная организация для осуществления экономической
интеграции стран Западной Европы –
А. ГАТТ
Б. ОЭСР
В. ЕЭС
Г. ЕАСТ
Ответ: В
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
• «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какая греко-римская философская школа пыталась осмыслить проблемы международных отношений и дипломатии?
Ответ: Стоицизм

2. Как называется объединение городов Лация в центральной Италии VII–IV вв. до н.э., за гегемонию над которым боролся Рим.
Ответ: Латинский союз

3. Как называется собрание представителей греческих полисов, созванное в 338 г. до н.э. Филиппом II Македонским для заключения всеобщего мира и создания панэллинского союза.
Ответ: Коринфский конгресс

4. Как в Древней Греции классического периода называли политическое лидерство полиса в союзном объединении государств?
Ответ: Гегемония

5. Какой статус имели в Риме варварские союзные племена, селившиеся у границ империи и получающие жалование за охрану рубежей?
Ответ: Федераты

6. Как называлась система международных отношений, созданная по итогам Тридцатилетней войны?
Ответ: Вестфальская система

7. Какие европейские державы поддержали Османскую империю в Крымской войне против России?
Ответ: Великобритания и Франция

8. Какой военный конфликт завершил процесс объединения Германии в 1871 г.?
Ответ: Франко-прусская война

9. Какой политик, по определению современников, «объединил Германию железом и кровью»?
Ответ: О. фон Бисмарк

10. На чем основывались договоренности между Великобританией и Францией 1904 г. и между Великобританией и Россией 1907 г.?
Ответ: Соглашения основывались на урегулировании колониальных противоречий между странами.

11. На стороне какой из воюющих коалиций США вступили в Первую мировую войну?
Ответ: США вступили в войну на стороне Антанты.

12. «Все свободные люди, где бы они ни жили, являются гражданами Берлина. Поэтому, как свободный человек, я могу с гордостью заявить: Ich bin ein Berliner». Кто произнес эти слова?
Ответ: Президент США Джон Кеннеди.

13. Назовите международную организацию, основанную согласно положений Версальского договора.
Ответ: Лига Наций.

14. Благодаря чему удалось избежать ядерной войны между СССР и США?
Ответ: Согласно наиболее распространенной точке зрения, избежать ядерной войны удалось благодаря осознанию американским и советским правительствами угрозы нанесения неприемлемого ущерба для каждой из сверхдержав в случае обмена ядерными ударами.

15. Внимательно прочитайте отрывок из документа: «Подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу Организации Объединенных Наций и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире. Все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие ...». Какой международный процесс основывался на этих положениях?
Ответ: Процесс деколонизации.

16. Что такое «железный занавес»?
Ответ: Это политическое клише, введённое в активное обращение Уинстоном Черчиллем 5 марта 1946 года в его «фултонской речи». Оно обозначало информационный, политический и пограничный барьер, которым отделил СССР и его страны-сателлиты от демократических стран Запада.

17. Участниками ОВД были Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия и Югославия. Какая из стран включена в этот список по ошибке?
Ответ: Югославия.

18. Как называлась международная коммунистическая организация, распущенная в 1956 г.?
Ответ: Информбюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ).

19. С каким процессом в международных отношениях было связано принятие Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г.?
Ответ: Принятие Хельсинского Акта означало кульминацию разрядки международной напряженности между Западом и Востоком.

20. Какое значение имела Атлантическая хартия 1941 г.?
Ответ: Атлантическая хартия была принята на британским премьером У. Черчиллем и президентом США Ф. Д. Рузвельтом. Позже к хартии присоединились СССР и другие страны антигитлеровской коалиции. Хартия была призвана определить устройство мира после победы союзников во Второй мировой войне. Она послужила основой для создания послевоенного политического и экономического миропорядка.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
«Отлично» (зачтено): Ответ: полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ: полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ: неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ: не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Пунические войны охватывают промежуток времени:
А. 264–255 гг. до н.э.
Б. 264–146 гг. до н.э.
В. 146–27 гг. до н.э.
Г. 509–264 гг. до н.э.
Ответ: Б

2. Верно ли утверждение, что Спарта была крупным завоевателем и проводила самую агрессивную внешнюю политику в Древней Греции?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б

3. На какие цели Афины взымали с союзников взнос форос?
А. Строительство и содержание союзного флота
Б. Оплата Афинам услуг по организации обороны
В. Дань Афинам
Г. Штраф за несоблюдение союзнических обязательств
Ответ: А

4. Какой полис никогда не претендовал на гегемонию в Древней Греции?
А. Афины
Б. Спарта
В. Фивы
Г. Олимпия
Ответ: Г

5. Сколько древнегреческих полисов известно современным ученым?
А. Около 1000
Б. Около 100
В. Около 20
Г. Около 12000
Ответ. А

6. В какой период Россия приобрела статус великой державы (империи)?
А. XVII веке
Б. XVIII веке
В. XIX веке
Ответ: Б

7. Внешнеполитическая концепция какой страны включала принцип «Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы»?
А. Франция
Б. Соединенные Штаты Америки
В. Нидерланды
Г. Великобритания
Д. Пруссия
Ответ: Б

8. Верно ли утверждение, что революционная Франция проводила политику территориальных захватов?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б

9. Верно ли утверждение, что Россия до 1812 г. не входила в состав антифранцузских коалиций?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б

10. Какие новые цели появились во внешней политике европейских стран в новое время?
А. Обеспечение династических интересов
Б. Религиозные и конфессиональные цели
В. Обеспечение суверенитета и безопасности границ
Г. Территориальные захваты
Ответ: В

11. Какие организации / институты не относили к европейскому интеграционному процессу?
А. Организация европейского экономического сотрудничества
Б. Совет Европы
В. Европейский Совет
Г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе
Д. Европейское политическое сотрудничество
Ответ: В, Д

12. В чем состояли главные противоречия между сверхдержавами после Второй мировой войны?
А. разногласия в определении судеб освобожденных от фашизма народов, решении территориальных вопросов
Б. соперничество в экономической области
В. разногласия по вопросу о наказании нацистских преступников и искоренении нацизма в Германии
Г. разногласия по вопросу о создании системы коллективной безопасности в Европе
Ответ: А

13. Какую проблему должна была решить реализация «плана Дауэса»?
А. введение санкций против СССР
Б. вывод французских войск из Рура
В. финансовая стабилизация Германии
Г. ревизия Версальского договора
Ответ: В

14. Какие три события из перечисленных ниже свидетельствовали об отказе Германии от выполнения положений Версальского мирного договора?
А. введение в Германии всеобщей воинской повинности
Б. возрождение германского военного флота и создание тяжелых вооружений
В. прекращение Германией репарационных платежей
Г. оккупация Германией Эльзаса и Лотарингии
Д. включение вольного города Данцига в состав Германии
Ответ: А, Б, Д

15. Какие события означали завершение формирования «мирового социалистического лагеря»?
А. создание Организации Варшавского Договора
Б. завершение корейской войны
В. утверждение коммунистических режимов в Восточной Европе и образование КНР
Г. реализация «плана Маршалла» и создание НАТО
Ответ: В

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
• «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какой договор положил конец персидским войнам?
Ответ: Каллиев мир

2. Как называется вой¬на ита¬лий¬ских пле¬мён про¬тив Рима (91–88 или 90–88 до н. э.), которая велась за предос¬тав¬ле¬нии со¬юз¬ни¬кам прав римского гра¬ж¬дан¬ст¬ва?
Ответ: Союзническая война

3. Что такое империя?
Ответ: Империя в широком смысле — это большое государство, которое обычно включает в себя множество, народов и стран под единым правлением или контролем. Империи стремятся к расширению своей власти и влияния за пределами своих исходных границ путем завоевания новых земель.
Империи могут иметь различные формы правления, но тяготеют к монархии. Империи часто характеризуются централизованным управлением, контролем над экономическими ресурсами и культурным влиянием на завоеванные территории. Нередко внутри империи допускается разнообразие форм зависимости и механизмов контроля различных территорий.

4. Что такое войны диадохов?
Ответ: Войны приемников Александра Македонского после его смерти в 323 году до н.э. Эти войны охватили период с 322 по 281 год до н.э.
После смерти Александра его огромная империя была разделена между его преемниками, такими как Антигон, Кассандр, Птолемей, Селевк и Лисимах, стали правителями различных регионов бывшей империи.
Войны диадохов были серией вооруженных конфликтов и дипломатических маневров за контроль над разными частями империи. Эти войны привели к формированию нескольких новых государств и царств, таких как Птолемеевская Египетская династия в Египте, Селевкидская династия в Сирии, а также Антигонидская династия в Македонии.
Войны диадохов завершились, когда основные государства договорились о разделе сфер влияния и признали друг друга. Формирование новых государств в ходе этих войн в значительной степени определило политическую карту ближневосточного региона на следующие века.

5. Что такое «Великое переселение народов»?
Ответ: «Великое переселение народов» — это массовые миграции и перемещения народов и этнических групп в разных частях Европы и близлежащих территориях. с IV по VII вв. н.э.

6. Какой договор после Тридцатилетней войны утвердил принцип равенства суверенитетов и соблюдения границ?
Ответ: Вестфальский договор

7. Какие европейские государства первыми в раннее новое время создали колониальные империи?
Ответ: Испания и Португалия

8. Как называлась система договоренностей между великими державами разрешать конфликты мирным, дипломатическим путем, созданная после Венского конгресса?
Ответ: «Европейский концерт»

9. Какая держава стала инициатором и лидером создания Тройственного союза?
Ответ: Германия

10. Какой регион называли «пороховым погребом Европы» накануне Первой мировой войны?
Ответ: Балканы

11. Что такое «холодная война»?
Ответ: «Холодная война» – глобальное геополитическое, военное, экономическое и идеологическое противостояние в середине 1940-х – 1980-е гг. между СССР и союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками, с другой. Эта конфронтация не была войной в международно-правовом смысле. Одной из главных составляющих конфронтации была идеологическая борьба – как следствие противоречия между капиталистической и коммунистической моделями государственного строя.

12. Дайте определение термину «сверхдержава».
Ответ: Сверхдержава – очень мощное государство с огромным политическим, экономическим и военным потенциалами, обладающее превосходством над большинством других государств, которое позволяет ему осуществлять гегемонию не только в своем регионе, но и в самых отдаленных точках планеты.

13. Назовите основные особенности Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.
Ответ: Версальско-Вашингтонская система международных отношений была установлена после Первой мировой войны и имела несколько основных особенностей. Вот основные черты этой системы. 1) Версальский мирный договор: Основой Версальско-Вашингтонской системы стал Версальский мирный договор, заключенный в 1919 г. после окончания Первой мировой войны. Этот договор устанавливал новые границы и территориальные изменения, а также накладывал ряд ограничений на Германию, включая военные, экономические и политические условия. 2) Договоры с союзниками Германии: В рамках Версальско-Вашингтонской системы были заключены договоры с союзниками Германии, которые регулировали их взаимоотношения и устанавливали новые политические и экономические условия после войны. 3) Вашингтонская конференция: В 1921–1922 гг. состоялась Вашингтонская конференция, на которой были заключены соглашения между гг. державами. Они касались ограничения вооружений, морской безопасности, распределения колоний и торговых интересов. Все это было направлено на снижение напряженности и предотвращение будущих конфликтов. 4) Принципы мирного урегулирования: Версальско-Вашингтонская система основывалась на принципах мирного урегулирования и предотвращения войн. Она стремилась создать международный порядок, основанный на сотрудничестве и дипломатии, с целью предотвратить повторение кровопролитных конфликтов, подобных Первой мировой войне. 5) Лига Наций: Версальско-Вашингтонская система также предусматривала создание Лиги Наций, первой международной организации, которая имела целью урегулирование споров между государствами и поддержание мира. Лига Наций была создана на основе принципов коллективной безопасности и сотрудничества.

14. Что предполагала идея создания системы коллективной безопасности в Европе в 1920–1930-е гг.?
Ответ: Система коллективной безопасности – это механизм, созданный с целью обеспечения безопасности и мира на международном или региональном уровне. Она предполагает, что государства сотрудничают и взаимодействуют друг с другом для предотвращения конфликтов, угроз и агрессии. В рамках такой системы государства обязуются сотрудничать, совместно реагировать на потенциальные угрозы и принимать коллективные меры для поддержания мира и безопасности. В период между двумя мировыми войнами идея системы коллективной безопасности была активно обсуждаема, однако не удалось полностью реализовать такую систему, которая могла бы предотвратить войну. Вместо этого были предприняты некоторые шаги в направлении ее создания: действовала Лига Наций, подписан пакт Бриана–Келлогга и т. д. Некоторые страны, включая СССР, преследовали политику коллективной безопасности, стремясь создать систему взаимодействия и сотрудничества между государствами для предотвращения конфликтов и угроз. Однако эти и другие инициативы системы коллективной безопасности не смогли предотвратить Вторую мировую войну.

15. В чем заключался ядерный паритет между СССР и США?
Ответ: Ядерный паритет – ситуация, когда противостоящие государства-сверхдержавы (и их союзники) обладают сравнимыми возможностями стратегических ударных ядерных сил. Поскольку одновременно сверхдержавы имели и крупнейшие вооружённые силы (основой которых и является ядерное оружие) и стратегический паритет, данное понятие фактически тождественно военно-стратегическому паритету. Эти понятия лежали в основе «холодной войны», хотя несколько по-разному отражались в военных доктринах ядерных держав в разное время.

16. Каковы были цели Движения Неприсоединения?
Ответ: Цели Движения Неприсоединения были направлены на укрепление независимости и суверенитета государств, а также на поддержку развивающихся стран. Основные цели организации включали: 1) нейтралитет и неучастие в военных блоках; 2) защита интересов развивающихся стран; 3) продвижение мира и недискриминации; защита национальной независимости. Движение Неприсоединения было основано на принципах мирного сосуществования и сотрудничества между государствами, независимо от их идеологических различий.

17. В чем заключался Карибский (Кубинский) кризис 1962 г.?
Ответ: Карибский кризис – исторический термин, определяющий чрезвычайно напряжённое политическое, дипломатическое и военное противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами в октябре 1962 года, которое было вызвано тайной переброской и размещением на Кубе военных частей и подразделений Вооружённых Сил СССР, техники и вооружения, включая ядерное оружие. Кризис мог привести к глобальной ядерной войне. Кризис был разрешен в результате дипломатических шагов двух сверхдержав.

18. Приведите пример биполярной международной системы.
Ответ: Биполярная международная система – это термин, используемый в политологии для описания системы международных отношений, в которой существуют две супердержавы или государства, которые обладают значительной экономической, военной и политической силой. Такая система характеризуется политическим и военным противостоянием между этими двумя государствами. Примером биполярной системы была эпоха «холодной войны», когда Соединенные Штаты и Советский Союз являлись двумя главными противоборствующими силами.

19. В чем состояла суть политики «умиротворения»?
Ответ: Её суть заключается в урегулировании искусственно разжигаемых государством-агрессором международных споров и разрешения конфликтов посредством сдачи стороне, ведущей агрессивную политику, второстепенных и малозначимых, с точки зрения авторов этой доктрины, позиций и вопросов. Термин наиболее часто употребляется для обозначения внешней политики британского правительства в 1933–1939 гг. (ее проявление достигло своего пика в период 1937–1939 гг.). Данная политика привела к окончательной деградации Версальской системы, Лиги Наций и системы коллективной безопасности, а также радикальному изменению баланса сил в Европе, ослаблению геополитических позиций Великобритании и Франции и, в конечном счете, к усилению Германии во главе с А. Гитлером.

20. Что такое «14 пунктов Вильсона»?
Ответ: Четырнадцать пунктов Вильсона – проект условий мирного соглашения, завершающего Первую мировую войну, разработанный президентом США Вудро Вильсоном и представленный Конгрессу 8 января 1918 года. Проект включал сокращение вооружений, вывод немецких частей из России и Бельгии, провозглашение независимости Польши и создание «общего объединения наций» (получившего название Лига Наций). Неохотно одобренная союзниками США, эта программа легла в основу Версальского мира. 14 пунктов Вильсона были альтернативой разработанному Лениным Декрету о мире, который был неприемлемым для западных держав.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
«Отлично» (зачтено): Ответ: полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ: полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ: неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ: не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы эссе
1. Форин Офис и британская дипломатическая традиция.
2. Имперская внешняя политика и роль британской дипломатии в формировании блоков держав.
3. Дипломатия О.Бисмарка.
4. Дипломатическое обеспечение мирового курса Германии.
5. Особенности российской дипломатии.
6. Российские министры иностранных дел и формирование дипломатической традиции.
7. Французская дипломатия и проблема безопасности.
8. Формирование активной внешней политики США и её дипломатическое обеспечение.
9. Роль малых стран в европейской политике на примере балканской дипломатии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета / экзамена по всему изученному курсу.
Промежуточная аттестация для части 1 заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи зачета.
Тест части 1 размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=514932
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 15.

Промежуточная аттестация для части 2 заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи зачета.
Тест части 2 размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4671
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 10.

Промежуточная аттестация для части 3 заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи зачета.
Тест части 3 размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=115212
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 12.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена:
«отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Н. Козулин Теория и история дипломатии (Древний мир и Средние века) [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Батюк В.И. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Власов Н.А. - Отв. ред. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Новая и новейшая история стран Европы и Америки : Учебная литература для ВУЗов СКФУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. В. Монина Великая французская революция [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Ист. фак., Каф. всеобщей истории и международных отношений Теория и история дипломатии (Дипломатия и международные отношения в Древнем мире и в Средние века): метод. указания и программа курса для студентов направления <Международные отношения> Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Центр антиковедения СПбГУ centant.pu.ru
Э2 История Древнего Рима www.ancientrome.ru
Э3 Interactive Ancient Mediterranean (карты Средиземноморского региона в древности) iam.classics.unc.edu
Э4 Oriental Institution Site Maps (карты древнего Ближнего Востока) oi.uchicago.edu
Э5 Первая мировая война : библиографический указатель www.bfrz.ru
Э6 30-летняя война. Первый общеевропейский конфликт. www.youtube.com
Э7 7 - летняя война 1756-1763 гг ok.ru
Э8 Учебная дисциплина «История международных отношений и дипломатии» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.