Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Русский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_РЯЛ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.ф.н., доц. С.В. Доронина
1.1. | дать обучаемым представление о текстах, обладающих признаками конфликтности, и возможностях их исследования с использованием методов лингвистического анализа |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ОПК-4 | способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии |
ПК-1 | владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | предмет лингвоконфликтологии: базовое содержание основных проблем, связанных с юридизацией речевых конфликтов в разных сферах языка и методы и приемы самостоятельного проведения научных и экспертных исследований в области лингвоконфликтологии, связанные с анализом и квалификацией конфликтных текстов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять базовые знания в области теории и практики лингвоконфликтологии, связанные с юридизацией речевых конфликтов, базовые методы и приемы самостоятельного проведения научных и экспертных исследований в области речевых конфликтов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | базовые знания в области теории и практики лингвоконфликтологии, связанные с юридизацией речевых конфликтов, и демонстрировать их в процессе практической и аналитико-экспертной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Конфликтология: общие понятия | ||||||
1.1. | Предмет и задачи конфликтологии как области научного знания и практической деятельности. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.4, Л3.1 |
1.2. | Предпосылки возникновения и основные этапы развития конфликтологии. Структурные элементы конфликта | Практические | 3 | 4 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.4, Л3.1, Л2.2 |
1.3. | Конфликтность как стабилизирующий и дестабилизирующий фактор | Практические | 3 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.4, Л3.1, Л2.2 |
1.4. | Общие понятия конфликтологии | Сам. работа | 3 | 54 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.4, Л3.1 |
Раздел 2. Лингвоконфликтология как особый раздел лингвистики | ||||||
2.1. | Линвоконфликтология: содержание понятия | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.4, Л3.1, Л1.2, Л1.5 |
2.2. | Язык и речь как источник конфликтных ситуаций | Практические | 3 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.5 |
2.3. | Проблемы юридизации речевых конфликтов | Практические | 3 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.4, Л3.1, Л2.2, Л1.2 |
2.4. | Речевые конфликты в сфере массовой коммуникации и их разновидности | Практические | 3 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.1, Л1.3 |
2.5. | Речевой конфликт в рекламной коммуникации.Признаки недостоверной рекламы | Практические | 3 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.1 |
2.6. | Понятие о речевых конфликтах в сфере политики | Практические | 3 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | Л2.2, Л2.3 |
2.7. | Речевые конфликты в разных институциональных сферах | Сам. работа | 3 | 34 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.4, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
СМ. приложенный файл. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
СМ. приложенный файл. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
СМ. приложенный файл. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Чернышова Т.В. | Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учебное пособие | АлтГУ, Барнаул, 2014 | |
Л1.2 | под ред. Т.В. Чернышовой, А.А. Чувакина | Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие | Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Чернышова Т.В. | Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учебное пособие | Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.4 | под ред. В. П. Ратникова | Конфликтология: учеб. для вузов | М.: ЮНИТИ-[ДАНА] // ЭБС "Университетская библиотека online", 2009 | |
Л1.5 | под ред. А.А. Чувакина | Филология и коммуникативные науки : | М.: Флинга, 2015 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под редакцией Н.Д. Голева. | Юрислингвистика-9: истина в языке и праве: межвуз. сб. науч. ст. | Барнаул, 2008 | |
Л2.2 | Бринев К.И. | Теоретическая лингвистика и судебная лингвистическая экспертиза: монография | Барнаул // ЭБС "Лань" , 2017 | e.lanbook.com |
Л2.3 | Под ред. Н.Д. Голева | Юрислингвистика-6: Инвективное и манипулятивное функционирование языка: : Межвуз. сб. науч. тр. | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Чувакин А.А. | Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие | Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» | |||
Э2 | www.russcomm.ru - Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | |||
Э3 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка | |||
Э4 | http://e.lanbook.com/ ЭБС «Лань» | |||
Э5 | ЭБС «Университетская библиотека online» | www.biblioclub.ru | ||
Э6 | ЭБС «Еlibrary.ru» | elibrary.ru | ||
Э7 | сайт Российской государственной библиотеки | www.rsl.ru | ||
Э8 | сайт Высшей аттестационной комиссии | vak.ed.gov.ru | ||
Э9 | ЭБС «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э10 | сайт Российской государственной библиотекисайт Российской государственной библиотеки | www.rsl.ru | ||
Э11 | Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | www.russcomm.ru | ||
Э12 | Справочно-информационный портал «Грамота.ру» | www.gramota.ru | ||
Э13 | ЭУМК "Лингвоконфликтология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Цель дисциплины – дать обучаемым представление о текстах, обладающих признаками конфликтности, и возможностях их исследования с использованием методов лингвистического анализа, сформировать и развить у будущего специалиста комплекс знаний, умений, способностей, инициатив, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач в сфере конфликтного функционирования языка. Изучение курса предполагает: 1) освоение теоретического материала по основным темам. 2) овладение навыками распознания конфликтного текста: а) функционирующего в разных типах дискурса; б)соответствующего разным категориям дел в УК, ГК, АК РФ; 3) овладение базовыми приемами описания конфликтного текста в лингвистическом аспекте. Материалы курса представлены на Образовательном портале АлтГУ и предполагают самостостельную работу обучаемых в объеме 88 часов, включая чтение и реферирования научной и научно-практической литературы, выполнение домашних и самостоятельных заданий, прохождение аудиторного зачетного теста. |