Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.05. Международные отношения |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 11 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_05_МО-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 22,5 | 15,5 | 22 | |||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 72 | 72 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 | 18 | 18 | 66 | 66 |
Сам. работа | 69 | 69 | 69 | 69 | 39 | 39 | 177 | 177 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 81 | 81 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 | 108 | 108 | 396 | 396 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 17.04.2019 г. № 8а
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | – сформировать представление об истории дипломатии и международных отношений как непрерывном процессе, сопровождающем развитие государственно-организованной цивилизации; – обозначить факторы, способствующие формированию структур и методов международных отношений при переходе от племенной организации к государству; – выявить цивилизационные особенности международных отношений в странах Востока и полисном мире; - проследить формирование и трансформацию системы межгосударственных отношений в Средиземноморском регионе; - определить основные институты, нормы и методы внешней политики древних государств; - сформировать представление о системных закономерностях и логике процесса становления международных отношений современного типа; - проследить процесс становления и основные этапы эволюции Вестфальской системы международных отношений в XVII-XIX вв.; - выявить историческое наследие эпохи становления государств-наций в современных международных отношениях; - изучить особенности и этапы протоглобализации и мировой политики XVIII-XIX вв. - сформировать устойчивые навыки историко-политической аргументации при исследованиях на исторические и современные темы предметной области международных отношений |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-2 | способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ОПК-1 | умение системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умение выявлять международно-политические смысловые нагрузки проблем и процессов |
ОПК-6 | способность находить практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности и соотношения долгосрочных международно-политических тенденций и параметров современной мирополитической системы |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | понимать основы регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических политико-психологических, социально-экономических и силовых методов; выявлять историческое и системное своеобразие этапов эволюции международных отношений в связи с общим ходом всемирно-исторического процесса; интерпретировать международные конфликты в дихотомии "традиционные-совремнные", "конвенциональные-универсальные" |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть навыками комплексного многофакторного и системного анализа международных отношений в контексте всемирно-исторического процесса; владеть основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций системой историко-политической аргументации при изучении истории и современных международных отношений |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Начало международных отношений и истории дипломатии | ||||||
1.1. | Предмет и задачи курса (вводная лекция) | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
1.2. | Характер международных отношений и дипломатия Древнего Востока | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1 | |
1.3. | Особенности международных отношений и дипломатии Древнего Востока | Практические | 2 | 4 | Л3.1, Л1.1 | |
Раздел 2. Международные отношения и дипломатия Древней Греции | ||||||
2.1. | Международные связи и становление дипломатии в Древней Греции в архаическую и классическую эпохи (VIII–IV вв. до н.э.) | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1 | |
2.2. | Особенности международных отношений и дипломатии древних греков | Практические | 2 | 4 | Л3.1, Л1.1 | |
2.3. | Международные отношения и дипломатия в позднеклассическую и раннеэллинистическую эпоху (IV в. до н.э.) | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Международные отношения и дипломатия Древнего Рима | ||||||
3.1. | Международные отношения и дипломатия Древнего Рима в период Ранней Республики | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1 | |
3.2. | Международные отношения в Западном Средиземноморье в период Поздней Республики и Империи | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1 | |
3.3. | Особенности международных отношений и дипломатии древних римлян | Практические | 2 | 4 | Л3.1, Л1.1 | |
Раздел 4. Международные отношения и дипломатия раннего средневековья | ||||||
4.1. | Международные отношения и дипломатия в конце раннего средневековья (VIII-XI вв.) | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1 | |
4.2. | Международные отношения в Европе в период Великого переселения народов и варварских королевств | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1 | |
Раздел 5. Международные отношения в период развитого и позднего средневековья | ||||||
5.1. | Международные отношения в Европе и на Ближнем Востоке в эпоху крестовых походов (XII–XIII вв.) | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1 | |
5.2. | Международные отношения в эпоху крестовых походов | Практические | 2 | 4 | Л3.1, Л1.1 | |
5.3. | Франция и Англия в системе международных отношений в XI–XV вв. | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1 | |
5.4. | Столетняя война | Практические | 2 | 4 | Л3.1, Л1.1 | |
5.5. | Священная Римская империя и папство в международных отношениях в эпоху развитого средневековья (XII–XV вв.) | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1 | |
5.6. | Древняя Русь в системе международных отношений | Практические | 2 | 4 | Л3.1, Л1.1 | |
5.7. | Международные отношения в период позднего средневековья | Лекции | 2 | 2 | Л3.1, Л1.1 | |
5.8. | Подготовка к лекциям, практическим занятиям и к экзамену | Сам. работа | 2 | 69 | Л3.1, Л1.1 | |
5.9. | Экзамен | 2 | 27 | Л3.1, Л1.1 | ||
Раздел 6. Международные отношения в XVI-середине XIX вв. | ||||||
6.1. | Европа к началу Нового времени. Характеристика основных участников международных отношений. | Лекции | 3 | 4 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
6.2. | Итальянские войны. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
6.3. | Развитие дипломатии в XVI-XVII вв. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
6.4. | Тридцатилетняя война. Формирование Вестфальской СМО. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
6.5. | Основные международные конфликты второй половины XVII-XVIII вв. Развитие дипломатии. | Лекции | 3 | 8 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
6.6. | Влияние Французской революции на международные отношения начала XIX в. Венский конгресс. | Лекции | 3 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
6.7. | Лекция-дискуссия. Священный союз. Дипломатия европейских конгрессов. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
6.8. | Тридцатилетняя война. | Практические | 3 | 6 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
6.9. | Конфликты XVIII в. | Практические | 3 | 6 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
6.10. | Конгрессы Священного союза. | Практические | 3 | 6 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
6.11. | Развитие дипломатии и дипломатической службы в XIX в.(подготовка докладов). | Практические | 3 | 6 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
6.12. | Подготовка к семинарским занятиям. | Сам. работа | 3 | 35 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
6.13. | Подготовка к экзамену. | Сам. работа | 3 | 34 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
6.14. | Экзамен | 3 | 27 | Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 | ||
Раздел 7. Международные отношения в XIX в. | ||||||
7.1. | Эволюция Венской системы международных отношений | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
7.2. | Перегруппировка сил в Европе и складывание европейских союзов 1870-90-е гг. | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
7.3. | Систнма европейских альянсов: сравнительная и типологическая характеристика | Практические | 4 | 6 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
7.4. | Западный мир на рубеже Х1Х-ХХ столетий и эволюция международных отношений | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
7.5. | Империализм как фактор глобализации. Колониальная система и мировая политика Х1Х в. | Лекции | 4 | 4 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
7.6. | Внешняя политика и дипломатия великих держав вт. пол. Х1Х в.: общее и особенное | Практические | 4 | 4 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
7.7. | Англо-германский антагонизм: природа, факторы складывания и роль в международных отношениях | Лекции | 4 | 4 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
7.8. | США в системе международных отношений: основные направления внешней политики | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
7.9. | Международные кризисы, конфликты и механизмы урегулирования: историческое своеобразие | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
7.10. | Балканы в системе международных отношений во второй половине Х1Х в. | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
7.11. | Балканы в системе МО | Практические | 4 | 4 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
7.12. | Вестфальская система и баланс сил в Х1Х в. | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
7.13. | Формирование блоковой системы на рубеже Х1Х-ХХ в. | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
7.14. | Блоки держав, блоковая дипломатия и проблема системного кризиса международных отношений | Практические | 4 | 4 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
7.15. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 4 | 8 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
7.16. | Подготовка сообщения на тему национальных особенностей внешней политики и дипломатии | Сам. работа | 4 | 8 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
7.17. | Заполнение сравнительной таблицы "Вестфальская система и баланс сил" | Сам. работа | 4 | 11 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
7.18. | Поготовка к выполнению тестовых заданий | Сам. работа | 4 | 12 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | |
7.19. | Экзамен | 4 | 27 | Л1.2, Л1.3, Л1.4 | ||
Раздел 8. |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы эссе 1. Форин Офис и британская дипломатическая традиция. 2. Имперская внешняя политика и роль британской дипломатии в формировании блоков держав. 3. Дипломатия О.Бисмарка. 4. Дипломатическое обеспечение мирового курса Германии. 5. Особенности российской дипломатии. 6. Российские министры иностранных дел и формирование дипломатической традиции. 7. Французская дипломатия и проблема безопасности. 8. Формирование активной внешней политики США и её дипломатическое обеспечение. 9. Роль малых стран в европейской политике на примере балканской дипломатии. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. Н. Козулин | Теория и история дипломатии (Древний мир и Средние века) [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Батюк В.И. | ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Власов Н.А. - Отв. ред. | ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.4 | Новая и новейшая история стран Европы и Америки : Учебная литература для ВУЗов | СКФУ, 2016 | biblioclub.ru | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л. В. Монина | Великая французская революция [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | АлтГУ, Ист. фак., Каф. всеобщей истории и международных отношений | Теория и история дипломатии (Дипломатия и международные отношения в Древнем мире и в Средние века): метод. указания и программа курса для студентов направления <Международные отношения> | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Центр антиковедения СПбГУ | centant.pu.ru | ||
Э2 | История Древнего Рима | www.ancientrome.ru | ||
Э3 | Interactive Ancient Mediterranean (карты Средиземноморского региона в древности) | iam.classics.unc.edu | ||
Э4 | Oriental Institution Site Maps (карты древнего Ближнего Востока) | oi.uchicago.edu | ||
Э5 | Первая мировая война : библиографический указатель | www.bfrz.ru | ||
Э6 | 30-летняя война. Первый общеевропейский конфликт. | www.youtube.com | ||
Э7 | 7 - летняя война 1756-1763 гг | ok.ru | ||
Э8 | Учебная дисциплина «История международных отношений и дипломатии» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершѐнность выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |