МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы филологического исследования коммуникации
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.филол.н., проф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
к.филол.н., проф., Десятов В.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы филологического исследования коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент С.В. Доронина

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент С.В. Доронина

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучаемых целостного представления о совокупности методов и приемов анализа языка и созданных посредством языка текстов, разработанных в отечественной и зарубежной филологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: способностью демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования
ПК-1: владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения и методы социальных и гуманитарных наук в профессиональной деятельности, составляющие основу современной научной парадигмы в области филологии,основные прогностические сценарии и модели научного филологического исследования в зависимости от изучаемых коммуникативных и социокультурных ситуаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук в профессиональной деятельности, эффективно применять на практике знания о современной научной парадигме в области филологии и динамике ее развития, применять на практике и в собственной исследовательской деятельности прогнозирование сценариев и моделей научного филологического исследования в зависимости от изучаемых коммуникативных и социокультурных ситуаций, применять на практике и в собственной исследовательской деятельности основные навыки организации и управления научно-исследовательскими и производственными работами при решении конкретных задач в соответствии с профилем магистерской программы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными положениями и методами социальных и гуманитарных наук в профессиональной деятельности, системой методологических принципов и методических приемов филологического исследования, системой прогнозирования сценариев и моделей научного филологического исследования в зависимости от изучаемых коммуникативных и социокультурных ситуаций,системой основных навыков организации и управления научно-исследовательскими и производственными работами при решении конкретных задач в соответствии с профилем магистерской.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Метод как путь исследования.
1.1. Понятие метода в лингвистике. Метод как путь исследования: общая характеристика Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Понятие метода в лингвистике. Метод как путь исследования: общая характеристика Практические 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.3. Метод как путь исследования. Сам. работа 1 20 ОПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 2. Текст как объект анализа.
2.1. Подходы к анализу текста: системоцентрический и антропоцентрический. Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Текст как объект анализа Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.4
Раздел 3. Дискурс как текст в контексте и как событие.
3.1. Основные подходы к тексту в рамках коммуникативно-дискурсивного анализа. Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.2
3.2. Исследования дискурса в русистике. Практические 1 4 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Дискурс как текст в контексте и как событие. Сам. работа 1 20 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Текст как объект анализа. Сам. работа 1 20 ОПК-3, ПК-1 Л3.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Основные направления современной филологии и виды анализа продуктов речевой коммуникации.
4.1. Разнообразие коммуникативных подходов к изучению социокультурного пространства коммуникативных взаимодействий: неориторический, прагматический, когнитивный и личностный. Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-1 Л3.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Актуальные направления современной лингвистики в аспекте методики исследования. Практические 1 4 ОПК-3, ПК-1 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.4
4.3. «Теория речевых актов»: общая характеристика. Практические 1 4 ОПК-3, ПК-1 Л3.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Смысловой анализ продуктов речевой коммуникации. Практические 1 4 ОПК-3, ПК-1 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.5. Интерпретационный анализ и его разновидности. Практические 1 4 ОПК-3, ПК-1 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.6. Экспериментальные методики в изучении речевой коммуникации. Практические 1 4 ОПК-3, ПК-1 Л3.1, Л2.2, Л1.2
4.7. Основные направления современной филологии и виды анализа продуктов речевой коммуникации. Сам. работа 1 21 ОПК-3, ПК-1 Л3.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
СМ. приложенный файл.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
СМ. приложенный файл.
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. приложенный файл.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_МФИК_РЯЛ_2020.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чернышова Т.В. Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учебное пособие АлтГУ, Барнаул, 2014
Л1.2 Даниленко В.П. Методы лингвистического анализа: курс лекций: курс лекций М.: Флинта, 2011 // ЭБС «Лань», 2012, 2016 https://e.lanbook.com/book/84583
Л1.3 под ред. А.А. Чувакина Филология и коммуникативные науки : М.: Флинга, 2015
Л1.4 Фокина М.А. Филологический анализ текста : учебное пособие : учебное пособие Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013 ЭБС «Университетская библиотека online»: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275635
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чувакин А.А., Качесова И.Ю., Панченко Н.В. и др. Текст в коммуникативном пространстве современной России: монография Барнаул : Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2011 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/248
Л2.2 Каменская О.Л. Текст и коммуникация: монография М.: Высшая школа // ЭБС«Университетская библиотека online», 1990 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=52956
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Чувакин А.А. Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru
Э2 Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru
Э3 Поисковая система google - www.google.ru
Э4 Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru
Э5 Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/
Э6 Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/
Э7 www.rsl.ru - сайт Российской государственной библиотеки
Э8 vak.ed.gov.ru - сайт Высшей аттестационной комиссии
Э9 Курс "Методы филологического исследовани я коммуникации" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=117
Э10 Курс "МФИК" на ОП АлтГУ
Э11 Методы филологического исследования коммуникации https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=117
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Методы филологического исследования коммуникации» имеет своей целью дать обучаемым целостное представление о совокупности методов и приемов анализа языка и созданных посредством языка текстов, разработанных в отечественной и зарубежной филологии. В задачи дисциплины входит:
1) представить систему методологических принципов и методических приемов филологического исследования;
2) ознакомить студентов с основными методами и приемами анализа продуктов речевой коммуникации;
3) охарактеризовать особенности различных методов и приемов, применяемых в современной отечественной и зарубежной филологической науке.
Порядок начисления баллов по дисциплине.
(магистратура, 1 к.)
Лекции – 8 час.; практические занятия – 28 час.; самостоятельная работа - 36 час.

Лекции №1 - 4 Посещение. Каждая лекция – 2 балла, итого 8 баллов.
Практические занятия
Выполнение письменных заданий (10 заданий – каждое максимум 2 балла – итого 20).
Самостоятельная аудиторная работа,3 работы – каждая по 6 баллов - 18 баллов.
Реферирование научной литературы по выбору студентов: 24 баллов.
Итоговый контроль: Экзамен - 30 баллов.
ВСЕГО баллов: 100