МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Публичная речь
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.филол.н., зав.каф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
к.филол.н., доцент, Качесова И.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Публичная речь

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 ПОЛИТОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доц. С.В. Доронина

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.ф.н., доц. С.В. Доронина

1. Цели освоения дисциплины

1.1. Формирование представления об особенностях публичной речи; овладение умениями эффективного коммуникативного воздействия и взаимодействия с целью формирования успешной коммуникативной личности, способной к продуктивному общению в любых профессиональных и социально значимых ситуациях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ОПК-3: владением навыками осуществления эффективной коммуникации в профессиональной среде, способностью грамотно излагать мысли в устной и письменной речи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые особенности и базовые основы и принципы грамотного построения публичной речи в устной и письменной и готов к речевой коммуникации на русском языке в сфере публичного общения.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать базовые средства устной и письменной русской речи и применять базовые принципы построения публичной устной и письменной речи в профессиональной деятельности для коммуникации на русском языке в сфере публичной коммуникации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.формами устной и письменной речи и базовыми навыками грамотного построения публичной речи в устной и письменной форме для ее эффективного использования в сфере публичной коммуникации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Публичная речь: дискурчивно-риторическая характеристика
1.1. Публичная речь и публичный дискурс: содержание, структура, языковые особенности Лекции 1 2 ОК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4
1.2. Нормативные аспекты публичной речи. Языковая аномалия и языковая норма. Общее представление о языковой норме. Критерии нормы. Сигналы наличия ошибки в речи. Последствия нарушения норм. Практические 1 2 ОК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4
1.3. Язык и речь как источник речевых конфликтов в публичной коммуникации Сам. работа 1 8 ОК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.4. Публичная речь в структурно-логическом, содержательном и композиционном аспектах. Лекции 1 2 ОК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.5. Структура логичной речи и правила ее построения Практические 1 2 ОК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.6. Текст как запечатленная мысль: структурно-логический и композиционный анализ Сам. работа 1 8 ОК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4
1.7. Речевые риски в публичной коммуникации: функции, схема, содержание понятия. Лекции 1 2 ОК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4
1.8. Побудительные речевые акты и последствия их использования в публичной коммуникации Практические 1 4 ОК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4
1.9. Речевое поведение политика: лингвоправовой аспект Сам. работа 1 10 ОК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.10. Технологии подготовки к публичным выступлениям. Лекции 1 2 ОК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.11. Культура ведения полемики Практические 1 2 ОК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.12. Великие ораторы современности Сам. работа 1 6 ОК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Коммуникативные технологии в риторике
2.1. Основы состязательной коммуникации и их роль подготовке публичной речи. Лекции 1 2 ОК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.2. Предпосылки состязательной коммуникации Практические 1 2 ОК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.3. Психологический и логические предпосылки состязательной коммуникации Сам. работа 1 6 ОК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.4. Языковые предпосылки состязательной коммуникации Практические 1 2 ОК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.5. Суггестия и рационализация как элементы воздействия в публичной коммуникации Сам. работа 1 4 ОК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.6. Этикетные нормы деловой и публичной речи Практические 1 2 ОК-5, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.7. Нормы политического речевого этикета Сам. работа 1 4 ОК-5, ОПК-3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Язык и речь. Виды речевой деятельности.
Функции языка и речи. Публичная речь: определение, особенности
Основы подготовки публичной речи. Алгоритм подготовки к выступлению.
Технологии подготовки к публичным выступлениям. Формирование мнения об ораторе
Подготовка к вопросно-ответной части публичной речи
Аудиовизуальное сопровождение публичной речи
Исполнение речи. Речевое мышление вместо чтения текста.
Основные компоненты техники речи: интонация, голос, дыхание, дикция
Темп речи и ее смысловое восприятие. Значение паузы в речи
Ошибки начинающего оратора
Подготовка и презентация публичной речи
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Написать начало публичной речи на заданную тему.
2. Найти стилистические приемы в текстах речей известных политиков.
3. Сравнить презентационные техники выступлений разных политиков.
4. Разработать систему аргументов в защиту позиции.
5. Разработать систему контраргументов для опровержения.
5.3. Фонд оценочных средств
См.прикрепленный файл
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и культура речи: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2010
Л1.2 Москвин В.П Риторика и теория аргументации : Юрайт, 2020 https://pay.urait.ru/book/ritorika-i-teoriya-argumentacii-467201
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ипполитова Н. А. Риторика: учебник М.: Проспект, 2009
Л2.2 Г.Г. Хазагеров, Е.Е. Корнилова Риторика для делового человека : учеб. пособие М. : Флинта : Московский психолого-социальный институт // ЭБС "Лань", 2018 https://e.lanbook.com/book/109590
Л2.3 Москвин В.П. Аргументативная риторика: учеб. пособие Ростов н/Дону, 2008
Л2.4 Стернин, Иосиф Абрамович Практическая риторика: учеб. пособие для студентов вузов М. : Академия, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Муштук О.З. Слагаемые адресного подхода к подходу // http://www.elitarium.ru/2012/06/22/adresnyj_podkhod_k_auditorii.html
Э2 Львов М.Р. Пробуждение и поддержание интереса слушателей // http://www.elitarium.ru/2012/03/07/podderzhanie_interesa_slushatelej.html
Э3 Измайлова М.А. Влияние и контроль с помощью формулирования и постановки вопросов // http://www.elitarium.ru/2011/08/17/vlijanie_kontrol_postanovka_voprosov.html
Э4 Евтихов О.В. Напутсвие оратору // http://www.elitarium.ru/2011/06/03/naputstvie_oratoru.html
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Методические рекомендации студентам

Самостоятельная работа студента состоит из нескольких отдельных блоков: анализ лекционного материала; подготовка к семинарским занятиям; чтение и реферирование литературы; подготовка к зачету.
Анализ лекционного материала. Пройденный на лекциях материал, как правило, носящий теоретико-методологический характер, требует обязательной самостоятельной рефлексии студента. Для более эффективного освоения курса целесообразно анализировать лекционный материал следующим образом: повторно прочитав конспект лекции, необходимо пристальное внимание уделить ключевым понятиям темы, обратившись к рекомендованной учебной литературе. Следующий шаг – поиск подтверждающих и критических аргументов к каждой изученной теме. Указанные аргументы должны представлять как минимум два базовых видения: обыденный, жизненный опыт студента и научные аргументы других теорий. Весьма полезно фиксировать в конспектах лекций найденные аргументы для последующего содержательного анализа и обсуждения на семинарах. Обращение к жизненному опыту студента преследует цель внести вклад в формирование политического мышления, позволяющего видеть общее в частном и необычное в банальном.
Поиск студентом критических аргументов помогает развитию специфических навыков и умений, весьма актуальных в условиях мультипарадигмальности современного мира, является основой формирования у студентов научного подхода, требующего известного скептицизма. Основное требование к найденным аргументам – они должны быть тщательно обоснованы.
Подготовка к семинарским занятиям. Поскольку активность студента на семинарах является предметом его продвижения в освоении курса, подготовка к семинарским занятиям требует ответственного отношения. В связи с указанным требованием целесообразно иметь отдельную тетрадь для докладов на семинарах. Не допускается также и распределение вопросов к семинару среди студентов группы, в результате которого отдельный студент является не готовым к конструктивному обсуждению «не своего» вопроса. Все вопросы к семинару должны быть письменно проработаны каждым студентом. Для более эффективной подготовки к семинарским занятиям целесообразно активно использовать ресурсы сети Интернет, список которых приведен в рабочей программе. Можно обращаться и к другим Интернет-ресурсам, однако, в любом случае необходимо выдерживать единое требование – исчерпывающая ссылка, обеспечивающая возможность проверки источника информации, обязательна.
Чтение учебной литературы. Изучение учебной литературы к курсу (как основной, так и дополнительной) является важнейшим требованием и основным индикатором освоения содержания курса. Основные методические рекомендации к чтению литературы следующие:
• Не рекомендуется пропускать чтение вступления, введения и других вспомогательных частей текста, выступающих в качестве инструментов, организующих навигацию по тексту и позволяющих более глубоко понять авторский замысел.
• Весьма продуктивным является чтение текста с параллельным выписыванием основных теоретических постулатов, авторской аргументации, интересных примеров и других фрагментов текста в виде цитат. Цитаты должны быть точными, с указанием автора текста, страницы и полного описания источника.


Задания для самостоятельной работы студентов

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Функции языка и речи. Публичная речь: определение, особенности
Что такое язык и речь?
Какие виды речевой деятельности Вы знаете?
Перечислите функции языка и речи.
Охарактеризуйте национальную систему языка.
Дайте определение публичной речи.
Перечислите особенности публичной речи.

Основы подготовки публичной речи. Алгоритм подготовки к выступлению. Технологии подготовки к публичным выступлениям. Формирование мнения об ораторе
Охарактеризуйте алгоритм подготовки к выступлению.
Охарактеризуйте каждый из этапов алгоритма.
Какие технологии подготовки к публичным выступлениям вам известны?
Как формируется мнение об ораторе?
Подготовка к вопросно-ответной части публичной речи
Что представляет собой вопросно-ответная часть публичного выступления?
Каким требованиям должна отвечать вопросно-ответная часть публичного выступления?

Аудиовизуальное сопровождение публичной речи
Каковы особенности аудиовизуального сопровождения публичной речи?
Что такое электронные презентации?
Перечислите достоинства и недостатки презентаций.
Каким требованиям должна отвечать презентация?

Исполнение речи. Речевое мышление вместо чтения текста. Основные компоненты техники речи: интонация, голос, дыхание, дикция
В чем особенность речевого мышления?
Охарактеризуйте основные компоненты техники речи: интонация, голос, дыхание, дикция.

Темп речи и ее смысловое восприятие. Значение паузы в речи
Что представляет быстрота речи?
Что представляет длительность звучания отдельных слов?
В чем состоит сложность восприятия быстрой, вялой монотонной речи?
Каков оптимальный темп речи?
Что такое пауза?
Охарактеризуйте нужные моменты для пауз в публичной речи.

Ошибки начинающего оратора
Охарактеризуйте основные ошибки начинающего оратора.