МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика преподавания филологических дисциплин в высшей школе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.филол.н., проф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Гребнева М.П.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика преподавания филологических дисциплин в высшей школе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доц. С.В. Доронина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.ф.н., доц. С.В. Доронина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получить профессионально-педагогическую подготовку для преподавания филологических дисциплин в вузе; научиться планированию, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий и разработке учебно-методического обеспечения, учебных дисциплин (модулей), отдельных занятий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 владением навыками планирования, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий (лабораторные, практические и семинарские занятия) по филологическим дисциплинам (модулям) в образовательных организациях высшего образования
ПК-6 владением навыками разработки под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения, реализации учебных дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и дополнительных профессиональных программ для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию
ПК-7 рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов по филологическим дисциплинам (модулям)
ПК-8 готовностью участвовать в организации научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и ДПО, в профориентационных мероприятиях со школьниками
ПК-9 педагогической поддержке профессионального самоопределения обучающихся по программам бакалавриата и ДПО
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные нормативные образовательные документы, регулирующие образовательную деятельность по направлению «Филология» (бакалавриат); основные цели, задачи, содержание и технологии филологического образования в бакалавриате в современных условиях; соотношение теоретического и практического уровней учебной дисциплины (отдельной темы и занятия) в бакалавриате; структуру практической части дисциплины и ее место в подготовке филолога.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в учебной, научной и профессионально-педагогической деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью к самостоятельному анализу по учебной дисциплине и разработке учебно-методического обеспечения учебной дисциплины в бакалавриате.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы преподавания филологических дисциплин в вузе
1.1. Дидактические особенности преподавания филологических дисциплин в вузе (принципы, методы и технологии преподавания) (часть 1) Лекции 2 2 ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9 Л1.2
Раздел 2. Принципы, методы и технологии преподавания филологических дисциплин в вузе. Методика аудиторных форм и руководства самостоятельной работой студентов.
2.1. Принципы, методы и технологии преподавания филологических дисциплин в вузе. Методика аудиторных форм и руководства самостоятельной работой студентов (часть 2). Лекции 2 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2
2.2. ФГОС: компетентностный подход Практические 2 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9 Л1.3
2.3. Принципы, методы и технологии преподавания филологических дисциплин в вузе. Методика аудиторных форм и руководства самостоятельной работой студентов Практические 2 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.3
2.4. Лекция в системе филологического образования Практические 2 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7 Л1.3
2.5. Практические занятие и семинарские занятия в системе ВО Практические 2 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.3
2.6. Основные формы СРС. Контроль формирования компетенций Практические 2 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.3
2.7. Тестирование как форма контроля. Формы и перечень характеристик тестовых заданий Практические 2 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1
2.8. Защита проектов (методических разработок в системе Moodle). Практические 2 2 ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.1
2.9. Выполнение заданий к практическим занятиям с представлением отчетов (план СРС дан в приложениях) Сам. работа 2 54 ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложенный файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложенный файл
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложенный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред А.А. Чувакина Основы общей риторики: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2013
Л1.2 под ред. Т.В. Чернышовой, А.А. Чувакина Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 под ред. А.А. Чувакина Филология и коммуникативные науки : М.: Флинга, 2015
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата) fgosvo.ru
Э2 «Введение в теорию коммуникации»: программа учебной дисциплины (Филология и человек. 2009. №1. www.asu.ru
Э3 Ковтун Е.Н., Родионова С.Е. Промежуточная и итоговая аттестация при компетентностном подходе (Извлечения на тему «компетенции и результаты обучения») // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2013. Т. 13, вып. 4. C.109-112. http://bonjour.sgu.ru/sites/bonjour.sgu.ru/files/ 21_kovtun_rodionova_0.pdf
Э4 Богословский В.А., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н. и др. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты. М., 2010. www.osu.ru
Э5 Демидова Т.Е., Тонких А.П. Реализация проблемного обучения в вузе // Реализация проблемного обучения в вузе – Школа 2100 http://school2100.com/arc/ arch_mag_stat/ magst_04-07_02.pdf
Э6 Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М., 1991. tovievich.ru
Э7 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Э8 ТиППФДвВШ на Образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Стандартный пакет программ, имеющихся в Алтайском государственном университете.
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру»
www.google.ru – поисковая система google
www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Зачет выставляется по практическим занятиям. Для получения оценки «зачтено» требуется выполнение всех заданий, предусмотренных программой. Если студент не участвовал в занятиях, он сдает на проверку все задания, предусмотренные программой. На зачете будет проведено собеседование по литературе, указанной в планах занятий (по каждому источнику, включенному в план каждого занятия и в план лекций).