МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История музыки (зарубежной)
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-234-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 201
контроль 27
Виды контроля по курсам
экзамены: 1, 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 4 4 12 12
Практические 8 8 4 4 12 12
Сам. работа 110 110 91 91 201 201
Часы на контроль 18 18 9 9 27 27
Итого 144 144 108 108 252 252

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История музыки (зарубежной)

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1010; зарегистрирован Минюстом России от 26.08.2016г., № 43448

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка высококвалифицированных музыкантов, обладающих навыками исторического мышления, понимающих закономерности развития зарубежной музыкальной культуры, умеющих в своей практической деятельности использовать знания, полученные в процессе освоения курса

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5: готовностью к эффективному использованию в профессиональной деятельности знаний в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.периоды развития музыкальной культуры
этапы эволюции художественных стилей
композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом аспекте
основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений
основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений
рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности
навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История музыкальной культуры Античности и Средневековья
1.1. Введение. Периодизация истории зарубежной музыки от истоков до начала XX века. Концепции происхождения музыки. Античная культура. Музыка западноевропейской литургии IX-XIII веков: монодия (григорианский хорал), раннее многоголосие, органум.Светская музыкальная культура Средневековья: музыкально-поэтическое искусство менестрелей. Лекции 1 2 ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л1.2, Л1.3, Л2.7
1.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Мотет XIII века", "Музыкальная стилистика и поэтика средневековых менестрелей". Прослушивание и анализ светской музыки Средневековья и культовой музыки IX-XIII вв. Сам. работа 1 2 ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л1.2, Л1.3, Л2.7
Раздел 2. История музыкальной культуры Возрождения и раннего барокко.
2.1. Музыкальная культура Ренессанса: Эпоха Ars nova во Франции и итальянское Треченто, Нидерландская школа. Светская музыкальная культура Ренессанса.Опера первой половины XVII века. Музыкальная культура Германии эпохи Реформации.Протестанский хорал. Лекции 1 2 ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л1.2, Л1.3
2.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Римская и венецианская полифонические школы", "Французская полифоническая песня и городская многоголосная песня в Италии".Прослушивание музыкальных произведений эпохи Ars nova и светской музыки эпохи Ренессанса. Сам. работа 1 2 ОПК-5 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л1.2, Л1.3
2.3. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Опера первой половины XVII века: оперное творчество К. Монтеверди, «Лирическая трагедия» Ж.Б. Люлли, опера в Англии (Г. Перселл)". Сам. работа 1 4 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.6, Л1.2, Л1.3
2.4. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Музыкальная культура Германии эпохи Реформации. Протестантский хорал". Прослушивание музыкальных произведений. Сам. работа 1 2 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.6, Л1.2, Л1.3, Л2.7
Раздел 3. Музыкальная культура барокко.
3.1. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Пассионы и оратории в творчестве Г. Шютца". Прослушивание и анализ композиционно-драматургических особенностей произведений: "История Рождества, "Страсти по Иоанну", "Страсти по Луке" Г. Шютца. Сам. работа 1 4 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.6, Л1.2, Л1.3, Л2.7
3.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Кантатно-ораториальное творчество И. С. Баха: духовные и светские кантаты, пассионы, месса". Прослушивание и анализ композиционно-драматургических особенностей "Страстей по Матфею", Мессы h-moll И. С. Баха.Подготовка к музыкальной викторине по ораториальному творчеству И. С. Баха. Сам. работа 1 12 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.6, Л1.2, Л1.3, Л2.7
3.3. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Инструментальное творчество И. С. Баха и Г. Ф. Генделя".Подготовка к музыкальной викторине по ораториальному творчеству Г. Генделя. Сам. работа 1 10 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.6, Л1.2, Л1.3
3.4. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Инструментальная музыка XVI – первой половины XVIII веков. Инструментальные школы Англии и Франции, Италии и Германии. Характеристика лидирующих инструментальных школ", "Concerto grosso в музыкальной культуре барокко. Роль А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини в развитии жанра".Прослушивание инструментальных произведений А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини. Сам. работа 1 4 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.6, Л1.2, Л1.3
3.5. Немецкое барокко: кантатно-ораториальные жанры в Германии в XVII – первой половине XVIII веков; Г. Шютц, И.С. Бах, Г.Ф. Гендель. Инструментальная музыка XVI – первой половины XVIII веков. Инструментальные школы Англии и Франции, Италии и Германии. Практические 1 2 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.6, Л1.2, Л1.3, Л2.7
3.6. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Итальянская опера XVII-XVIII веков: трагикомедия, опера-seria, опера-buffa. Основные тенденции развития и жанровые черты оперы XVII-XVIII вв". Сам. работа 1 2 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.6, Л1.2, Л1.3
3.7. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Музыкально-эстетические концепции просветителей". Выявление реформаторских принципов в опере К. В. Глюка «Орфей и Эвридика». Прослушивание оперы. Сам. работа 1 4 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.6, Л1.2, Л1.3
3.8. Музыкально-эстетические концепции просветителей (Ж. Ж. Руссо, Д.Дидро). «Орфей и Эвридика» как образец реформаторской оперы К. Глюка. Практические 1 2 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.6, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. История музыкального искусства эпохи венских классиков.
4.1. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Драматургия и форма в симфониях Й. Гайдна и В. А. Моцарта". Прослушивание и драматургический анализ "Парижских" и "Лондонских" симфонии Й. Гайдна, Симфонии №№ 39-41 В. А. Моцарта. Сам. работа 1 20 ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.6, Л1.2, Л1.3
4.2. Эстетика и основные художественные принципы Классицизма.Раннеклассический симфонизм: итальянская, берлинская и мангеймская школы. Симфоническое творчество Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Практические 1 2 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.6, Л1.2, Л1.3
4.3. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ композиционно-драматургических особенностей произведений: "Сотворение мира", "Времена года" Й. Гайдна, "Реквием" В. А. Моцарта, "Торжественная месса" Л. Бетховена.Подготовка к музыкальной викторине. Сам. работа 1 10 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.6, Л1.2, Л1.3, Л2.7
4.4. Оперное творчество В. А. Моцарта.Драматургия опер "Дон Жуан" и "Волшебная флейта".Ораториальное творчество композиторов венской классической школы. Практические 1 2 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.6, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Музыкальная культура Романтизма.
5.1. Периодизация и основные этапы развития романтизма. Музыкальная эстетика романтизма.Обзор музыкальных жанров.Характеристика творчества Ф.Шуберта (камерно-вокальное, симфоническое, камерно-инструментальное и фортепианное творчество). Становление немецкой национальной оперы. «Волшебный стрелок» К.М. фон Вебера. Инструментальные и вокальные жанры в творчестве Р. Шумана.Особенности симфонического метода Р. Шумана.Симфоническое творчество Ф. Мендельсона. "Итальянская" и "Шотландская" симфонии. Лекции 1 2 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.6
5.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Особенности развития романтизма в Германии и Австрии", "Немецкая романтическая опера после К. М. Вебер (творчество Л. Шпора, Г. Маршнера".Подготовка к викторине по опере "Волшебный стрелок" К. М. Вебера. Сам. работа 1 8 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.6
5.3. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ принципов музыкальной драматургии в вокальных циклах Р. Шумана "Круг песен", "Любовь и жизнь женщины", "Любовь поэта". Изучение темы: "Литературная, исполнительская и общественно-музыкальная деятельность Р. Шумана и Ф. Мендельсона". Сам. работа 1 6 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.6
5.4. Развития жанра симфонии во Франции во второй половине XIX века. Программный симфонизм Г. Берлиоза (черты программности в «Фантастической симфонии» и симфонии «Гарольд в Италии».) Развитие жанра симфонии в Германии и Австрии во второй половине XIX века. Симфоническое творчество И. Брамса и А. Брукнера. Программный симфонизм Ф. Листа. Лекции 1 2 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.6
5.5. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: ""Театральные" симфонические жанры в творчестве Г. Берлиоза", "Симфоническая концепция в творчестве А. Брукнера", "Веймарская и лейпцигская композиторские школы", "Драматургия сонатно-симфонического цикла Й. Брамса", "Программность как особое явление в западноевропейском музыкальном искусстве". Прослушивание и анализ произведений: "Фантастическая симфония", "Гарольд в Италии", увертюры "Римский карнавал", "Король лир", драм.симфония "Ромео и Джульетта", "Траурно-триумфальная симфония", Реквием.Подготовка к викторине по симфоническому творчеству Г. Берлиоза, И. Брамса, А. Брукнера, Ф. Листа. Сам. работа 1 20 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.6
5.6. Теория «музыкальной драмы» Р. Вагнера и ее преломление в оперном творчестве. Жанр оперы в Италии в XIX веке. Романтическая опера Дж. Россини. Оперная эстетика Дж. Верди.Лирическая опера во Франции во второй половине XIX века на примере «Фауста» Ш. Гуно. Оперное творчество Ж. Бизе. Лекции 2 2 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.6
5.7. Работа с основной и дополнительной литературой. Анализ принципов вагнеровской музыкальной драмы в операх Р. Вагнера "Летучий Голландец", "Тангейзер", "Лоэнгрин".Подготовка к викторине по оперному творчеству Р. Вагнера.Изучение работы Р. Вагнера "Опера и драма". Анализ оперно-реформаторских идей в опере "Тристан и Изольда" и тетралогии "Кольцо нибелунга". Сам. работа 2 10 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.6
5.8. Работа с основной и дополнительной литературой. Анализ драматургических особенностей опер Дж. Россини "Севильский цирюльник" и "Вильгельм Телль". Анализ драматургических особенностей опер Дж. Верди "Риголетто", "Травиата", "Аида".Изучение темы: "Жанровая специфика лирической оперы". Анализ драматургических особенностей оперы Ж. Бизе "Кармен".Подготовка к викторине по операм Дж. Россини, Дж. Верди, Ш. Гуно. Сам. работа 2 12 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.6
5.9. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Вокально-хоровые жанры XIX века: "Немецкий реквием" Й. Брамса и "Реквием Дж. Верди", "Программный симфонизм К. Сен-Санса", "Жанры инструментальной музыки в творчестве С. Франка", "Симфоническое и оперное творчество Ж. Массне", "Фортепианная и ансамблевая музыка Г. Форе".Прослушивание музыкальных произведений по теме.Характеристика творчества Б. Сметаны и А. Дворжака с точки зрения эволюции, оригинальности композиционных принципов.Подготовка к викторине по творчеству Б. Сметаны и А. Дворжака. Сам. работа 2 14 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.6, Л2.7
5.10. Вокально-хоровые жанры XIX века. Французская инструментальная школа второй половины XIX века. Творчество К. Сен-Санса, С. Франка, Ж. Массне и Г. Форе. Классический период в развитии национальных школ. Музыкальная культура Чехии. Инструментальное творчество А. Дворжака и Б. Сметаны. Практические 2 2 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.6, Л2.7
Раздел 6. Зарубежная музыка первой половины XX века
6.1. Художественно-стилевые тенденции в западноевропейской музыке на рубеже XX века.Явление позднего романтизма: творчество Г. Малера и Р. Штрауса. Импрессионизм в музыкальном искусстве. Творчество К.Дебюсси и М.Равеля. Музыкальная культура Австрии. Творчество композиторов нововенской школы (А.Шенберг, А.Берг,А. Веберн). Лекции 2 2 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.6
6.2. Изучение основной идополнительной литературы. Изучение творчества Г. Малера, Р. Штрауса, К. Дебюсси, М. Равеля, А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна. Изучение тем: "Симфоническое и фортепианное творчество К. Дебюсси", "Симфоническое, фортепианное и камерно-вокальное творчество М. Равеля". Подготовка к викторине по творчеству Е. Дебюсси и М. Равеля. Сам. работа 2 14 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.6
6.3. Изучение тем: "Музыкальная реформа А. Шенберга,"Камерно-вокальное творчество А. Шенберга", "Жанр музыкальной драмы и инструментальной миниатюры в творчестве А. Берга", "Вокальное творчество А. Веберна". Прослушивание музыкальных произведений А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна. Сам. работа 2 10 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.6
6.4. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Трактовка театральных, ораториальных и симфонических жанров в творчестве А. Онеггера", "Вокально-инструментальное, кантатно-ораториальное и оперное творчество Д. Мийо", "Камерно-вокальное и оперное творчество Ф. Пуленка". Прослушивание произведений А. Онеггера, Д. Мийо,Ф. Пуленка. Сам. работа 2 11 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.6
6.5. Музыкальная культура Франции (А.Онеггер, Д.Мийо, Ф.Пуленк). Музыкальная культура Англии (Б. Бриттен)и Испании (М. де Фалья. Музыкальная культура Италии. Веризм. (Дж.Пуччини, П.Масканьи, Р.Леонкавалло).Музыкальная культура Германии (П.Хиндемит, К.Орф). Практические 2 2 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.6
6.6. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Музыкальный театр Б. Бриттена", "Симфоническое творчество Б. Бриттена", "Оперы и балеты М. де Фалья". Прослушивание произведений Б. Бриттена, и М. де Фалья.Выявление характерных особенностей веристских опер на примере "Богемы", "Тоски", "Чио-Чио-сан" Дж. Пуччини, "Сельской чести" П. Масканьи, "Паяцы" Р. Леонкавалло). Особенности драматургии.Прослушивание опер. Сам. работа 2 10 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.6
6.7. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Оперное, камерно-вокальное и камерно-инструментальное творчество П. Хиндемита", "Кантатно-ораториальное творчество К. Орфа". Прослушивание произведений П. Хиндемита и К. Орфа. Сам. работа 2 10 ОПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Браудо Е.М. ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/E9FB27F0-DDD6-485C-813B-3620918453A1
Л1.2 Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года : учебник. В 2-х кн. Т. 2. XVIII век: Учебник для Вузов Музыка, 1983 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=42500
Л1.3 Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года : учебник. В 2 т. Т. 1. по XVIII век: Учебник для Вузов Музыка, 1983 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=42499
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Герцман Е.В. ВИЗАНТИЙСКОЕ МУЗЫКОЗНАНИЕ 3-е изд. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/2FA20BEC-7F16-4494-81B6-36116C059496
Л2.2 Герцман Е. В. ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. ПИФАГОРЕЙСКОЕ МУЗЫКОЗНАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/0F9342C9-0C39-4428-9402-F5C0D4F881A1
Л2.3 Герцман Е.В. ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. РАННИЕ ХРИСТИАНЕ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/19197EED-DDF2-4A8D-8D86-AF8421DDD1B5
Л2.4 Герцман Е. В. МУЗЫКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/853D9F08-2CF0-4730-84E4-94EF302401AF
Л2.5 Ларош Г.А. ОПЕРА. ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/F38294AE-F295-4E67-9F11-AC7CA4CAEBF3
Л2.6 Демченко А. И. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. КОНЦЕПЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/143053C0-A273-462F-8269-250040BF65CE
Л2.7 Булгакова С.Н. Эволюция формы мессы и развитие жанров духовной музыки от эпохи раннего Средневековья к XX веку : учебное пособие : Учебное пособие для Вузов ЧГИК, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=491438
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/ED2F86B0-D358-4EC0-961D-F7E15038465E
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека "Киберленинка" https://cyberleninka.ru/
Э2 Электронная библиотека "Твирпикс" https://www.twirpx.com/
Э3 Нотный архив Бориса Тараканова http://notes.tarakanov.net/
Э4 Библиотека по музыковедению http://www.library.musicfancy.net/
Э5 Курс "История музыки (зарубежной)" в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3581
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;
118Д помещение для хранения и обработки специализированных материалов Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной.
Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности:
• изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса;
• аналитическую работу с музыкальными текстами и явлениями музыкального искусства;
• подготовку сообщений и докладов по темам курса;
• прослушивание и проигрывание изучаемых музыкальных произведений.

Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное, останавливая свое внимание на следующих моментах:
• соотнесение истории музыки с событиями «гражданской» истории, техническими революциями, мировосприятием, религиозными и космогоническими представлениями человека, другими видами искусства;
• уточнение терминологии (период, этап, историческое звено, историческая фаза, граница, рубеж и т. п.);
• роль личности (композитора) в «музыкальной» истории;
• уровни периодизации, подлежащие выявлению и систематизации;
• критерии периодизации музыкально-исторического процесса.
При изучении каждой темы рекомендуется составлять конспект, чтобы наглядно систематизировать знания и классифицировать всевозможные сведения фактологического, теоретического и исторического порядка.
Важную роль в изучении дисциплины играет самостоятельное прослушивание студентами музыки. Поэтому следующим значимым этапом при подготовке к практическому занятию будет слушание музыки по теме из рекомендованного списка произведений. Слушание музыкальных произведений должно быть активным, а не пассивным – для студента важно не только запомнить звучание произведения, но и дать ему характеристику, затронув следующие аспекты: стилевое направление, композиторская школа, черты индивидуального, регионального, эпохального стиля, психологические, языковые приметы времени, касающиеся данного произведения. Именно поэтому при самостоятельном прослушивании произведений рекомендуется пользоваться клавирами и партитурами.
При подготовке сообщения или доклада для практического занятия студент должен четко сформулировать проблематику, которую он хотел бы осветить, и подробно раскрыть ряд положений (либо сделать анализ музыкального произведения), подтверждая сказанное исполнением музыкальных фрагментов. К выступлению необходимо подготовить в письменном виде подробный план излагаемого вопроса со списком изученной литературы. Главная задача студента – включить произведение или жанр в историко-стилевой контекст, ориентироваться в композиторских школах и направлениях, применять знания в области смежных видов искусств, делать выводы о традиционности или новаторстве выбранных образцов. Если сообщение посвящено творческому облику композитора, то желательно также представлять его не изолированно, а в связи с культурно-историческим процессом. Необходимо обратить внимание на правильность устной речи, которая не должна содержать элементов, не свойственных принятому литературному изложению.