Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | z53_03_02МИИ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | 2 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 4 | 4 | 12 | 12 |
Практические | 8 | 8 | 4 | 4 | 12 | 12 |
Сам. работа | 110 | 110 | 91 | 91 | 201 | 201 |
Часы на контроль | 18 | 18 | 9 | 9 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 108 | 108 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | подготовка высококвалифицированных музыкантов, обладающих навыками исторического мышления, понимающих закономерности развития зарубежной музыкальной культуры, умеющих в своей практической деятельности использовать знания, полученные в процессе освоения курса |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06 |
ОПК-1 | Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | периоды развития музыкальной культуры этапы эволюции художественных стилей композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом аспекте основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История музыкальной культуры Античности и Средневековья | ||||||
1.1. | Введение. Периодизация истории зарубежной музыки от истоков до начала XX века. Концепции происхождения музыки. Античная культура. Музыка западноевропейской литургии IX-XIII веков: монодия (григорианский хорал), раннее многоголосие, органум.Светская музыкальная культура Средневековья: музыкально-поэтическое искусство менестрелей. | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.6 | |
1.2. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Мотет XIII века", "Музыкальная стилистика и поэтика средневековых менестрелей". Прослушивание и анализ светской музыки Средневековья и культовой музыки IX-XIII вв. | Сам. работа | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.6 | |
Раздел 2. История музыкальной культуры Возрождения и раннего барокко. | ||||||
2.1. | Музыкальная культура Ренессанса: Эпоха Ars nova во Франции и итальянское Треченто, Нидерландская школа. Светская музыкальная культура Ренессанса.Опера первой половины XVII века. Музыкальная культура Германии эпохи Реформации.Протестанский хорал. | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.3 | |
2.2. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Римская и венецианская полифонические школы", "Французская полифоническая песня и городская многоголосная песня в Италии".Прослушивание музыкальных произведений эпохи Ars nova и светской музыки эпохи Ренессанса. | Сам. работа | 1 | 2 | Л2.4, Л1.2, Л3.1, Л2.7, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.3 | |
2.3. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Опера первой половины XVII века: оперное творчество К. Монтеверди, «Лирическая трагедия» Ж.Б. Люлли, опера в Англии (Г. Перселл)". | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.3 | |
2.4. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Музыкальная культура Германии эпохи Реформации. Протестантский хорал". Прослушивание музыкальных произведений. | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.6 | |
Раздел 3. Музыкальная культура барокко. | ||||||
3.1. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Пассионы и оратории в творчестве Г. Шютца". Прослушивание и анализ композиционно-драматургических особенностей произведений: "История Рождества, "Страсти по Иоанну", "Страсти по Луке" Г. Шютца. | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.6 | |
3.2. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Кантатно-ораториальное творчество И. С. Баха: духовные и светские кантаты, пассионы, месса". Прослушивание и анализ композиционно-драматургических особенностей "Страстей по Матфею", Мессы h-moll И. С. Баха.Подготовка к музыкальной викторине по ораториальному творчеству И. С. Баха. | Сам. работа | 1 | 12 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.6 | |
3.3. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Инструментальное творчество И. С. Баха и Г. Ф. Генделя".Подготовка к музыкальной викторине по ораториальному творчеству Г. Генделя. | Сам. работа | 1 | 10 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.3 | |
3.4. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Инструментальная музыка XVI – первой половины XVIII веков. Инструментальные школы Англии и Франции, Италии и Германии. Характеристика лидирующих инструментальных школ", "Concerto grosso в музыкальной культуре барокко. Роль А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини в развитии жанра".Прослушивание инструментальных произведений А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини. | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.1, Л1.3 | |
3.5. | Немецкое барокко: кантатно-ораториальные жанры в Германии в XVII – первой половине XVIII веков; Г. Шютц, И.С. Бах, Г.Ф. Гендель. Инструментальная музыка XVI – первой половины XVIII веков. Инструментальные школы Англии и Франции, Италии и Германии. | Практические | 1 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.6 | |
3.6. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Итальянская опера XVII-XVIII веков: трагикомедия, опера-seria, опера-buffa. Основные тенденции развития и жанровые черты оперы XVII-XVIII вв". | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.1, Л1.3 | |
3.7. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Музыкально-эстетические концепции просветителей". Выявление реформаторских принципов в опере К. В. Глюка «Орфей и Эвридика». Прослушивание оперы. | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.3 | |
3.8. | Музыкально-эстетические концепции просветителей (Ж. Ж. Руссо, Д.Дидро). «Орфей и Эвридика» как образец реформаторской оперы К. Глюка. | Практические | 1 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.3 | |
Раздел 4. История музыкального искусства эпохи венских классиков. | ||||||
4.1. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Драматургия и форма в симфониях Й. Гайдна и В. А. Моцарта". Прослушивание и драматургический анализ "Парижских" и "Лондонских" симфонии Й. Гайдна, Симфонии №№ 39-41 В. А. Моцарта. | Сам. работа | 1 | 20 | Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.3 | |
4.2. | Эстетика и основные художественные принципы Классицизма.Раннеклассический симфонизм: итальянская, берлинская и мангеймская школы. Симфоническое творчество Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. | Практические | 1 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.3 | |
4.3. | Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ композиционно-драматургических особенностей произведений: "Сотворение мира", "Времена года" Й. Гайдна, "Реквием" В. А. Моцарта, "Торжественная месса" Л. Бетховена.Подготовка к музыкальной викторине. | Сам. работа | 1 | 10 | Л1.2, Л3.1, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.6 | |
4.4. | Оперное творчество В. А. Моцарта.Драматургия опер "Дон Жуан" и "Волшебная флейта".Ораториальное творчество композиторов венской классической школы. | Практические | 1 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.3 | |
Раздел 5. Музыкальная культура Романтизма. | ||||||
5.1. | Периодизация и основные этапы развития романтизма. Музыкальная эстетика романтизма.Обзор музыкальных жанров.Характеристика творчества Ф.Шуберта (камерно-вокальное, симфоническое, камерно-инструментальное и фортепианное творчество). Становление немецкой национальной оперы. «Волшебный стрелок» К.М. фон Вебера. Инструментальные и вокальные жанры в творчестве Р. Шумана.Особенности симфонического метода Р. Шумана.Симфоническое творчество Ф. Мендельсона. "Итальянская" и "Шотландская" симфонии. | Лекции | 1 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5 | |
5.2. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Особенности развития романтизма в Германии и Австрии", "Немецкая романтическая опера после К. М. Вебер (творчество Л. Шпора, Г. Маршнера".Подготовка к викторине по опере "Волшебный стрелок" К. М. Вебера. | Сам. работа | 1 | 8 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5 | |
5.3. | Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ принципов музыкальной драматургии в вокальных циклах Р. Шумана "Круг песен", "Любовь и жизнь женщины", "Любовь поэта". Изучение темы: "Литературная, исполнительская и общественно-музыкальная деятельность Р. Шумана и Ф. Мендельсона". | Сам. работа | 1 | 6 | Л1.2, Л3.1, Л2.5 | |
5.4. | Развития жанра симфонии во Франции во второй половине XIX века. Программный симфонизм Г. Берлиоза (черты программности в «Фантастической симфонии» и симфонии «Гарольд в Италии».) Развитие жанра симфонии в Германии и Австрии во второй половине XIX века. Симфоническое творчество И. Брамса и А. Брукнера. Программный симфонизм Ф. Листа. | Лекции | 1 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5 | |
5.5. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: ""Театральные" симфонические жанры в творчестве Г. Берлиоза", "Симфоническая концепция в творчестве А. Брукнера", "Веймарская и лейпцигская композиторские школы", "Драматургия сонатно-симфонического цикла Й. Брамса", "Программность как особое явление в западноевропейском музыкальном искусстве". Прослушивание и анализ произведений: "Фантастическая симфония", "Гарольд в Италии", увертюры "Римский карнавал", "Король лир", драм.симфония "Ромео и Джульетта", "Траурно-триумфальная симфония", Реквием.Подготовка к викторине по симфоническому творчеству Г. Берлиоза, И. Брамса, А. Брукнера, Ф. Листа. | Сам. работа | 1 | 20 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5 | |
5.6. | Теория «музыкальной драмы» Р. Вагнера и ее преломление в оперном творчестве. Жанр оперы в Италии в XIX веке. Романтическая опера Дж. Россини. Оперная эстетика Дж. Верди.Лирическая опера во Франции во второй половине XIX века на примере «Фауста» Ш. Гуно. Оперное творчество Ж. Бизе. | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5 | |
5.7. | Работа с основной и дополнительной литературой. Анализ принципов вагнеровской музыкальной драмы в операх Р. Вагнера "Летучий Голландец", "Тангейзер", "Лоэнгрин".Подготовка к викторине по оперному творчеству Р. Вагнера.Изучение работы Р. Вагнера "Опера и драма". Анализ оперно-реформаторских идей в опере "Тристан и Изольда" и тетралогии "Кольцо нибелунга". | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5 | |
5.8. | Работа с основной и дополнительной литературой. Анализ драматургических особенностей опер Дж. Россини "Севильский цирюльник" и "Вильгельм Телль". Анализ драматургических особенностей опер Дж. Верди "Риголетто", "Травиата", "Аида".Изучение темы: "Жанровая специфика лирической оперы". Анализ драматургических особенностей оперы Ж. Бизе "Кармен".Подготовка к викторине по операм Дж. Россини, Дж. Верди, Ш. Гуно. | Сам. работа | 2 | 12 | Л1.2, Л3.1, Л2.5 | |
5.9. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Вокально-хоровые жанры XIX века: "Немецкий реквием" Й. Брамса и "Реквием Дж. Верди", "Программный симфонизм К. Сен-Санса", "Жанры инструментальной музыки в творчестве С. Франка", "Симфоническое и оперное творчество Ж. Массне", "Фортепианная и ансамблевая музыка Г. Форе".Прослушивание музыкальных произведений по теме.Характеристика творчества Б. Сметаны и А. Дворжака с точки зрения эволюции, оригинальности композиционных принципов.Подготовка к викторине по творчеству Б. Сметаны и А. Дворжака. | Сам. работа | 2 | 14 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6 | |
5.10. | Вокально-хоровые жанры XIX века. Французская инструментальная школа второй половины XIX века. Творчество К. Сен-Санса, С. Франка, Ж. Массне и Г. Форе. Классический период в развитии национальных школ. Музыкальная культура Чехии. Инструментальное творчество А. Дворжака и Б. Сметаны. | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6 | |
Раздел 6. Зарубежная музыка первой половины XX века | ||||||
6.1. | Художественно-стилевые тенденции в западноевропейской музыке на рубеже XX века.Явление позднего романтизма: творчество Г. Малера и Р. Штрауса. Импрессионизм в музыкальном искусстве. Творчество К.Дебюсси и М.Равеля. Музыкальная культура Австрии. Творчество композиторов нововенской школы (А.Шенберг, А.Берг,А. Веберн). | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5 | |
6.2. | Изучение основной идополнительной литературы. Изучение творчества Г. Малера, Р. Штрауса, К. Дебюсси, М. Равеля, А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна. Изучение тем: "Симфоническое и фортепианное творчество К. Дебюсси", "Симфоническое, фортепианное и камерно-вокальное творчество М. Равеля". Подготовка к викторине по творчеству Е. Дебюсси и М. Равеля. | Сам. работа | 2 | 14 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5 | |
6.3. | Изучение тем: "Музыкальная реформа А. Шенберга,"Камерно-вокальное творчество А. Шенберга", "Жанр музыкальной драмы и инструментальной миниатюры в творчестве А. Берга", "Вокальное творчество А. Веберна". Прослушивание музыкальных произведений А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна. | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.2, Л3.1, Л2.5 | |
6.4. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Трактовка театральных, ораториальных и симфонических жанров в творчестве А. Онеггера", "Вокально-инструментальное, кантатно-ораториальное и оперное творчество Д. Мийо", "Камерно-вокальное и оперное творчество Ф. Пуленка". Прослушивание произведений А. Онеггера, Д. Мийо,Ф. Пуленка. | Сам. работа | 2 | 11 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5 | |
6.5. | Музыкальная культура Франции (А.Онеггер, Д.Мийо, Ф.Пуленк). Музыкальная культура Англии (Б. Бриттен)и Испании (М. де Фалья. Музыкальная культура Италии. Веризм. (Дж.Пуччини, П.Масканьи, Р.Леонкавалло).Музыкальная культура Германии (П.Хиндемит, К.Орф). | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.5 | |
6.6. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Музыкальный театр Б. Бриттена", "Симфоническое творчество Б. Бриттена", "Оперы и балеты М. де Фалья". Прослушивание произведений Б. Бриттена, и М. де Фалья.Выявление характерных особенностей веристских опер на примере "Богемы", "Тоски", "Чио-Чио-сан" Дж. Пуччини, "Сельской чести" П. Масканьи, "Паяцы" Р. Леонкавалло). Особенности драматургии.Прослушивание опер. | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.2, Л3.1, Л2.5 | |
6.7. | Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Оперное, камерно-вокальное и камерно-инструментальное творчество П. Хиндемита", "Кантатно-ораториальное творчество К. Орфа". Прослушивание произведений П. Хиндемита и К. Орфа. | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.2, Л3.1, Л2.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ливанова Т.Н. | История западноевропейской музыки до 1789 года : учебник. В 2-х кн. Т. 2. XVIII век: Учебник для Вузов | Музыка, 1983 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Браудо Е.М. | ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. Учебник: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Ливанова Т.Н. | История западноевропейской музыки до 1789 года : учебник. В 2 т. Т. 1. по XVIII век: Учебник для Вузов | Музыка, 1983 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Герцман Е.В. | ВИЗАНТИЙСКОЕ МУЗЫКОЗНАНИЕ 3-е изд. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Герцман Е. В. | ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. ПИФАГОРЕЙСКОЕ МУЗЫКОЗНАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Ларош Г.А. | ОПЕРА. ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.4 | Герцман Е.В. | ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. РАННИЕ ХРИСТИАНЕ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.5 | Демченко А. И. | ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. КОНЦЕПЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.6 | Булгакова С.Н. | Эволюция формы мессы и развитие жанров духовной музыки от эпохи раннего Средневековья к XX веку : учебное пособие : Учебное пособие для Вузов | ЧГИК, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.7 | Герцман Е. В. | МУЗЫКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Каган М.С. | МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека "Киберленинка" | cyberleninka.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека "Твирпикс" | www.twirpx.com | ||
Э3 | Нотный архив Бориса Тараканова | notes.tarakanov.net | ||
Э4 | Библиотека по музыковедению | www.library.musicfancy.net | ||
Э5 | Курс "История музыки (зарубежной) в "Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
118Д | помещение для хранения и обработки специализированных материалов | Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски) |
106Д | помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) | Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.; |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
004Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт. |
В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности: • изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса; • аналитическую работу с музыкальными текстами и явлениями музыкального искусства; • подготовку сообщений и докладов по темам курса; • прослушивание и проигрывание изучаемых музыкальных произведений. Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное, останавливая свое внимание на следующих моментах: • соотнесение истории музыки с событиями «гражданской» истории, техническими революциями, мировосприятием, религиозными и космогоническими представлениями человека, другими видами искусства; • уточнение терминологии (период, этап, историческое звено, историческая фаза, граница, рубеж и т. п.); • роль личности (композитора) в «музыкальной» истории; • уровни периодизации, подлежащие выявлению и систематизации; • критерии периодизации музыкально-исторического процесса. При изучении каждой темы рекомендуется составлять конспект, чтобы наглядно систематизировать знания и классифицировать всевозможные сведения фактологического, теоретического и исторического порядка. Важную роль в изучении дисциплины играет самостоятельное прослушивание студентами музыки. Поэтому следующим значимым этапом при подготовке к практическому занятию будет слушание музыки по теме из рекомендованного списка произведений. Слушание музыкальных произведений должно быть активным, а не пассивным – для студента важно не только запомнить звучание произведения, но и дать ему характеристику, затронув следующие аспекты: стилевое направление, композиторская школа, черты индивидуального, регионального, эпохального стиля, психологические, языковые приметы времени, касающиеся данного произведения. Именно поэтому при самостоятельном прослушивании произведений рекомендуется пользоваться клавирами и партитурами. При подготовке сообщения или доклада для практического занятия студент должен четко сформулировать проблематику, которую он хотел бы осветить, и подробно раскрыть ряд положений (либо сделать анализ музыкального произведения), подтверждая сказанное исполнением музыкальных фрагментов. К выступлению необходимо подготовить в письменном виде подробный план излагаемого вопроса со списком изученной литературы. Главная задача студента – включить произведение или жанр в историко-стилевой контекст, ориентироваться в композиторских школах и направлениях, применять знания в области смежных видов искусств, делать выводы о традиционности или новаторстве выбранных образцов. Если сообщение посвящено творческому облику композитора, то желательно также представлять его не изолированно, а в связи с культурно-историческим процессом. Необходимо обратить внимание на правильность устной речи, которая не должна содержать элементов, не свойственных принятому литературному изложению. |