МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Коммуникации в конфликте

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 144
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 144 144 144 144
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Пустовалова Е.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Коммуникации в конфликте

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология(уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить основные аспекты коммуникативных отношений в конфликте; освоить стратегии и тактики организации коммуникации в конфликте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира в контексте организации коммуникации
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук при анализе коммуникации в конфликте
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применения и использования категориального аппарата гуманитарных и социальных наук для исследования возможностей коммуникации в управлении конфликтом

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические основы коммуникативного взаимодействия в конфликте
1.1. Коммуникативное пространство и его организация Лекции 5 6 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Коммуникативное пространство и его организация Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Коммуникативное пространство и его организация Сам. работа 5 10 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Коммуникативная личность. Гендерные различия в коммуникативных процессах Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Коммуникативная личность. Гендерные различия в коммуникативных процессах Сам. работа 5 16 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.6. Уровни организации коммуникации Лекции 5 4 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.7. Уровни организации коммуникации Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.8. Уровни организации коммуникации Сам. работа 5 20 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Основные аспекты коммуникативного взаимодействия в конфликте
2.1. Роль коммуникации в конфликтной ситуации Практические 5 6 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Роль коммуникации в конфликтной ситуации Сам. работа 5 20 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.3. Основные стратегии общения в конфликте Лекции 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.4. Основные стратегии общения в конфликте Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.5. Основные стратегии общения в конфликте Сам. работа 5 30 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.6. Тактики выстраивания эффективной коммуникации в конфликторазрешении Лекции 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.7. Тактики выстраивания эффективной коммуникации в конфликторазрешении Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.8. Тактики выстраивания эффективной коммуникации в конфликторазрешении Сам. работа 5 20 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.9. Барьеры коммуникации, их виды и способы устранения Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.10. Барьеры коммуникации, их виды и способы устранения Сам. работа 5 16 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.11. Техники организации конструктивного взаимодействия в коммуникации Лекции 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.12. Техники организации конструктивного взаимодействия в коммуникации Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.13. Техники организации конструктивного взаимодействия в коммуникации Сам. работа 5 12 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Понятийный аппарат в теории коммуникации. Информация. Коммуникативный акт. Код
2. Естественные коммуникативные системы
3. Искусственные коммуникативные системы
4. Семиотический уровень организации коммуникации
5. Лингвистический уровень организации коммуникации
6. Паралингвистический уровень организации коммуникации.
7. Металингвистический уровень организации коммуникации.
8. Синтетический уровень организации коммуникации.
9. Межличностная коммуникация.
10. Современное общество как общество коммуникаций.
11. Роль коммуникации в конфликтной ситуации
12. Основные стратегии общения в конфликте
13. Межгрупповая коммуникация.
14. Тактики выстраивания эффективной коммуникации в конфликторазрешении
15. Барьеры коммуникации, их виды и способы устранения
16. Специфика коммуникативных систем
17. Особенности вербальной коммуникации
18. Специфика невербальной коммуникации
19. Техники организации конструктивного взаимодействия в коммуникации
20. Коммуникативная личность и параметры ее моделирования.
21. Гендерные различия в коммуникативных процессах
22. Основные направления исследования коммуникации
23. Связь теории коммуникации с другими отраслями знания
24. Общая теория знаков Ч.Пирса и Ч.Морриса
25. Основные положения теории речевых актов
26. Различные подходы к моделированию дискурса
27. Виды невербальных коммуникативных средств
28. Научный дискурс как коммуникативная единица
29. Основные черты коммуникативных систем синтетического уровня.
30. Коммуникативная личность и параметры ее моделирования
31. Развитие коммуникативной активности детей
32. Коммуникативная диагностика девиантного поведения
33. Требования к проведению социолингвистического анкетирования.
34. Контент-анализ как метод изучения СМИ.
35. Фокус-группы и глубинные интервью в аналитической деятельности конфликтолога
Практические задания
1. Подготовка примера барьеров коммуникации, которые влияют на разрешение конфликта
2. Создание схемы коммуникативных связей между коммуникантами в процессе медиации
3. Сравнение основных характеристик языковой и коммуникативной личности в контексте их роли в процессе конфликторазрешения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Личность в системе коммуникации
2. Коммуникатор и социологические способы его изучения
3. Роли коммуникантов в конфликте
4. Коммуникативная личность и параметры ее моделирования
5. Массовая культура и массовая коммуникация
6. Различные подходы к описанию функций массовой коммуникации
7. Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бунтовская, Л. Л. Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/26BFDC59-52CF-4ECE-99EF-AF93429190AB
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Охременко, И. В. Конфликтология: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/069EAB33-F8AE-43DB-939E-C3FCC47C2C28
Л2.2 Дмитриев, А. В. Провокация. Введение в теорию : монография М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.3 Черкасская, Г. В. Управление конфликтами : учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/547CD80D-6F5C-4015-81FA-D9FD88174351
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socioline.ru/node/842
Э2 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов,электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э4 http://ru.wikipedia.org/wiki/конфликтология.
Э5 Курс в Moodle "Коммуникации в конфликте" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.