МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Коммуникации в конфликте

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология конфликта и межнациональных отношений
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СК-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Пустовалова Е.В.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Сергиенко А.М.

Рабочая программа дисциплины
Коммуникации в конфликте

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить основные аспекты коммуникативных отношений в конфликте; освоить стратегии и тактики организации коммуникации в конфликте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4 Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
ОПК-1 Способен обоснованно отбирать и использовать современные информационно-коммуникационные технологии для решения профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные коммуникативные технологии, необходимые для решения конфликтологических проблем
3.2.Уметь:
3.2.1.применять современные коммуникативные технологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования достижений в области коммуникации при урегулировании конфликтов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические основы коммуникативного взаимодействия в конфликте
1.1. Коммуникативное пространство и его организация Лекции 1 2 ОПК-1, УК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Коммуникативное пространство и его организация Сам. работа 1 10 ОПК-1, УК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.3. Коммуникативная личность. Гендерные различия в коммуникативных процессах Практические 1 4 ОПК-1, УК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.4. Коммуникативная личность. Гендерные различия в коммуникативных процессах Сам. работа 1 10 ОПК-1, УК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.5. Уровни организации коммуникации Сам. работа 1 12 ОПК-1, УК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Основные аспекты коммуникативного взаимодействия в конфликте
2.1. Роль коммуникации в конфликтной ситуации Лекции 1 2 ОПК-1, УК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Роль коммуникации в конфликтной ситуации Сам. работа 1 14 ОПК-1, УК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Основные стратегии общения в конфликте Сам. работа 1 22 ОПК-1, УК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.4. Тактики выстраивания эффективной коммуникации в конфликторазрешении Практические 1 4 ОПК-1, УК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.5. Тактики выстраивания эффективной коммуникации в конфликторазрешении Сам. работа 1 10 ОПК-1, УК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.6. Барьеры коммуникации, их виды и способы устранения Практические 1 2 ОПК-1, УК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.7. Техники организации конструктивного взаимодействия в коммуникации Сам. работа 1 12 ОПК-1, УК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Понятийный аппарат в теории коммуникации. Информация. Коммуникативный акт. Код
2. Естественные коммуникативные системы
3. Искусственные коммуникативные системы
4. Семиотический уровень организации коммуникации
5. Лингвистический уровень организации коммуникации
6. Паралингвистический уровень организации коммуникации.
7. Металингвистический уровень организации коммуникации.
8. Синтетический уровень организации коммуникации.
9. Межличностная коммуникация.
10. Современное общество как общество коммуникаций.
11. Роль коммуникации в конфликтной ситуации
12. Основные стратегии общения в конфликте
13. Межгрупповая коммуникация.
14. Тактики выстраивания эффективной коммуникации в конфликторазрешении
15. Барьеры коммуникации, их виды и способы устранения
16. Специфика коммуникативных систем
17. Особенности вербальной коммуникации
18. Специфика невербальной коммуникации
19. Техники организации конструктивного взаимодействия в коммуникации
20. Коммуникативная личность и параметры ее моделирования.
21. Гендерные различия в коммуникативных процессах
22. Основные направления исследования коммуникации
23. Связь теории коммуникации с другими отраслями знания
24. Общая теория знаков Ч.Пирса и Ч.Морриса
25. Основные положения теории речевых актов
26. Различные подходы к моделированию дискурса
27. Виды невербальных коммуникативных средств
28. Научный дискурс как коммуникативная единица
29. Основные черты коммуникативных систем синтетического уровня.
30. Коммуникативная личность и параметры ее моделирования
31. Развитие коммуникативной активности детей
32. Коммуникативная диагностика девиантного поведения
33. Требования к проведению социолингвистического анкетирования.
34. Контент-анализ как метод изучения СМИ.
35. Фокус-группы и глубинные интервью в аналитической деятельности конфликтолога

Практические задания
1. Подготовка примера барьеров коммуникации, которые влияют на разрешение конфликта
2. Создание схемы коммуникативных связей между коммуникантами в процессе медиации
3. Сравнение основных характеристик языковой и коммуникативной личности в контексте их роли в процессе конфликторазрешения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Личность в системе коммуникации
2. Коммуникатор и социологические способы его изучения
3. Роли коммуникантов в конфликте
4. Коммуникативная личность и параметры ее моделирования
5. Массовая культура и массовая коммуникация
6. Различные подходы к описанию функций массовой коммуникации
7. Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дмитриев, А. В. Провокация. Введение в теорию : монография М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Черкасская, Г. В. Управление конфликтами : учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/547CD80D-6F5C-4015-81FA-D9FD88174351
Л2.2 Черепанова, Е. С. Философия конфликта: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/5BEBC11A-DAE0-485B-AA10-0DC12D6B47A0
Л2.3 Охременко, И. В. Конфликтология: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/069EAB33-F8AE-43DB-939E-C3FCC47C2C28
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socioline.ru/node/842
Э2 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов,электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э4 http://ru.wikipedia.org/wiki/конфликтология.
Э5 Курс в Moodle «Коммуникации в конфликте для магистрантов» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.