МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История русско-китайских отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Анисимова И.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История русско-китайских отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «История русско-китайских отношений» является формирование у студентов комплексного представления о истории взаимоотношений России и Китая с XVII до начала XX вв., способности анализировать меняющийся контекст этих отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способность выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ОПК-4 Способность устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные события в становлении и развитии российско-китайских отношений в XVII – нач. XX вв., причины и факторы развития двусторонних отношений, основные направления сотрудничества, имеющиеся проблемы и противоречия
3.2.Уметь:
3.2.1.определять причинно-следственные связи исторических событий, уметь анализировать актуальные сюжеты истории русско-китайских отношений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности и учебно-организационной работе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Внешняя политика и дипломатия императорского Китая
1.1. Внешняя политика и дипломатия императорского Китая Лекции 5 1 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Стратегемная дипломатия императорского Китая Практические 5 1 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Традиционная дипломатия Китая (ритуалы, традиции, практики) Сам. работа 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Установление первых контактов русского государства с Китаем (первая половина XVII века)
2.1. Установление первых контактов русского государства с Китаем(первая половина XVII века) Лекции 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Российско-китайские отношения в XVII в Практические 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Посольство Ф. И. Головина. Нерчинский договор 1689 г. Посольство И. Петлина в Минский Китай Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Русско-китайские отношения во второй половине XVII в.
3.1. Русско-китайские отношения во второй половине XVII в. Лекции 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Русско-китайские отношения на рубеже 17-18 вв. Кяхтинский договор Практические 5 1 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Становление русско-китайской торговли Сам. работа 5 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Российско-китайские отношения в первой половине ХVIII
4.1. Российско-китайские отношения в первой половине ХVIII Лекции 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
4.2. Джунгаро-цинские отношения и политика России (конец XVII – начало XVIII вв.) Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Разгром цинской империей джунгарского ханства и сближение России и Китая в Центральной Азии
5.1. Разгром Цинской империи Джунгарского ханства и сближение владений России и Китая в Центральной Азии Лекции 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.2. Разгром Цинской империи Джунгарского ханства и позиция России Практические 5 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
5.3. Джунгаро-цинская война 1729-1733 гг. и первые посольства Цинской империи в Россию Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Русско-китайские отношения в конце ХVIII – первой половине XIX вв.
6.1. Русско-китайские отношения в конце ХVIII – первой половине XIX вв. Лекции 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
6.2. Взаимоотношения Россия и Китая во второй половине XVIII – начале XIX вв. Практические 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
6.3. Миссия Ю. А. Головкина в Китай и причины ее неудачи Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Завершение разграничения между Россией и Китаем на Дальнем Востоке
7.1. Завершение разграничения между Россией и Китаем на Дальнем Востоке Лекции 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
7.2. Опиумные войны» против Китая и позиция России Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Россия и Китай в Центральной Азии (вторая половина XIX века)
8.1. Россия и Китай в Центральной Азии (вторая половина XIX века) Лекции 5 1 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
8.2. Восстания в Синьцзяне в 1860-1870 –е гг. и позиция России Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Раздел Китая на «сферы влияния» и позиция России (конец XIX – нач. XX вв.)
9.1. Раздел Китая на «сферы влияния» и позиция России (конец XIX – нач. XX вв.) Лекции 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
9.2. Илийский кризис». Ливадийский и Петербургский договоры Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
9.3. Русско-китайский договор 1896 года. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
9.4. Восстание ихэтуаней в Китае и занятие русскими войсками Маньчжурии Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 10. Русско-китайские отношения накануне и в период синьхайской революции
10.1. Русско-китайские отношения накануне и в период синьхайской революции Практические 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
10.2. Синьхайская революция в Китае и поддержка Россией национально-освободительного движения в Монголии и Синьцзяне. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Китаецентризм и его влияние на внешнюю политику Китая
2. Структура дипломатических ведомств и дипломатический церемониал традиционного Китая
3. Установление первых контактов Русского государства с Китаем. Посольство И. Петлина.
4. Русско-китайские отношения во второй половине 17 века. Посольства Ф. Байкова, Н. Спафария и др.
5. Посольство Ф. И. Головина. Нерчинский договор 1689 г.
6. Русско-китайские отношения на рубеже 17-18 вв. Посольство И. Идеса.
7. Русско-китайские переговоры о торговле и разграничении. Кяхтинский договор 1728 г.
8. Джунгаро-цинская война 1729-1733 гг. и первые посольства Цинской империи в Россию.
9. Разгром Цинской империей Джунгарского ханства и политика России
10. Деятельность Русской духовной миссии в Пекине
11. Русско-китайские отношения в конце XVIII – начале XIX вв. Миссия Ю. А. Головкина
12. Сближение владений Российской и Цинской империй в Центральной Азии в середине XIX века. Чугучакский договор 1864 г.
13. «Опиумные войны» против Китая и позиция России
14. Завершение разграничения между Россией и Китаем на Дальнем Востоке (Айгунский, Тяньцзиньский и Пекинский договоры).
15. Восстания в Синьцзяне в 1860-1870 –е гг. и позиция России.
16. «Илийский кризис». Санкт- Петербургский договор 1881 г.
17. Раздел Китая на «сферы влияния». Русско-китайский договор 1896 года
18. Восстание ихэтуаней в Китае и занятие русскими войсками Маньчжурии
19. Русско-китайские отношения накануне и в период Синьхайской революции
20. Синьхайская революция в Китае и поддержка Россией национально-освободительного движения в Монголии и Синьцзяне
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.1. Установление русско-китайских отношений в Центральной Азии.
2. Разгром цинской империей джунгарского ханства и сближение России и Китая в Центральной Азии.
3. Начало русско-китайского разграничения в Центральной Азии. Чугучакский протокол 1864 г.
4. Мусульманские восстания в Синьцзяне и политика России.
5. Войны Англии и Франции против Китая и позиция Россия (40-50-е гг. 19 в.).
6. Завершение разграничения между Россией и Китаем на Дальнем Востоке. Пекинский дополнительный договор (1860). Санкт-Петербургский договор (1881 ).
7. Раздел Китая на «сферы влияния» и позиция России (конец 19 – начало 20 вв.)
8. Русско-китайские отношения накануне и в период синьхайской революции
9. Система «номинального вассалитета» и ее атрибуты.
10. Русско-китайские отношения во второй половине 17 века
11. Русско-китайские отношения на рубеже 17-18 вв. Кяхтинский договор.
12. Джунгаро-цинская война 1729-1733 гг. и первые посольства Цинской империи в Россию.
13. Разгром Цинской империи Джунгарского ханства и позиция России.
14. Миссия Ю. А. Головкина в Китай и причины ее неудачи.
15. Деятельность русской духовной миссии в Китае.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Батюк В.И. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Власов Н.А. - Отв. ред. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Муратшина К. Г. ; под науч. ред. Михайленко В.И. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Дацышен В. Г. История российско-китайских отношений в конце XIX – начале ХХ вв.: Научные монографии Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт Дальнего Востока Российской Академии Наук [ http://www.ifes-ras.ru/]
Э2 Научная электронная библиотека [ http://elibrary.ru/defaultx.asp]
Э3 "Восточная литература". Документы. Китай // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/china.htm
Э4 Курс в Moodle "История русско-китайских отношений" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Институт Дальнего Востока Российской Академии Наук. Режим доступа: http://www.ifes-ras.ru/
Научная электронная библиотека. Режим доступа: http://elibrary.ru
"Восточная литература". Документы. Китай. Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/china.htm

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
306бМ специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану, определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.