МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессионально-педагогическую деятельность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_Диз-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Т.В. Пойдина

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, зав.кафедрой, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессионально-педагогическую деятельность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую деятельность»: сформировать у студентов знания о содержании, структуре, форме и методах освоения квалификации педагога профессионального обучения, углубление ориентации студентов на педагогическую профессию.
Задачи дисциплины:
- сформировать в сознании студента современный образ педагога профессионального обучения;
- способствовать гибкой адаптации студентов к условиям вузовской жизни, усвоении методов самостоятельной работы в вузе, приобретению умения планировать свою учебную деятельность;
- ознакомить студентов с системой НПО и СПО, сущностью, структурой и особенностями;
- создать условия для восприятия психолого-педагогических и технологических дисциплин и понимания их роли в педагогической деятельности
- способствовать развитию навыков профессионального самовоспитания, самообразования, саморазвития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ПК-1 Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление о сущности и особенностях профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения
Знать:
-сущность и особенности подготовки профессионально-педагогических кадров, возможности овладения профессиональными навыками в вузе;
-основные требования к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки;
-основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь:
- планировать режим собственной учебной деятельности; применять эффективные способы усвоения знаний;
- пользоваться учебным планом, учебно-программной документацией, оптимально выбирать элективные дисциплины;
- определять виды педагогической деятельности; анализировать стили педагогической деятельности;
- разрабатывать и проводить профессионально-ориентационную беседу в образовательных учреждениях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Иметь навыки:
- общей интеллектуальной деятельности, технологиями работы с различного рода источниками информации;
- владения методами и формами профессионализации деятельности и личности педагога профессионального обучения;
- владения личностно ориентированными технологиями реализации профессиональных образовательных программ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Профессионально-педагогическая деятельность, ее структура и содержание
1.1. Введение. Понятие профессионально-педагогической специальности, разнообразие специализаций Лекции 1 2 ПК-1, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Подготовка эссе: Самовоспитание, его сущность и роль в овладении профессией. Подготовка к семинару Сам. работа 1 8 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Виды профессионально педагогической деятельности Практические 1 4 ПК-1, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Содержание, структура, формы и методы освоения специальности педагога профессионального обучения Лекции 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.5. Социальная миссия и профессиональные функции педагога Практические 1 2 ПК-1, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.6. Анализ нормативных документов, регламентирующих вопросы развития российского профессионального образования 1. Содержание и нормативная база обучения в вузе: цели обучения, содержание обучения, нормативная база учебного процесса. 2. Компетентностно-квалификационные требования к подготовке бакалавра, магистра профессионального обучения, их назначение и особенности. Подготовка к семинару Сам. работа 1 9 ПК-1, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.7. Личностно ориентированные технологии реализации профессиональных образовательных программ Практические 1 2 ПК-1 Л1.1
Раздел 2. Профессионально значимые личностные качества педагога
2.1. Личность педагога профессионального обучения. Общие и педагогические способности педагога Лекции 1 4 ПК-1, ОПК-1 Л1.1
2.2. Подготовка эссе: Профессиональная компетентность педагога. Подготовка к семинару Сам. работа 1 0 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Педагогические стили общения Лекции 1 0 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.4. Подготовка эссе: Аксиологический и личностно-творческий компоненты профессионально-педагогической культуры Подготовка к семинару Сам. работа 1 12 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.5. Искусство педагогического общения Лекции 1 4 ПК-1 Л2.1
2.6. Коммуникативные технологии в образовательной деятельности. Подготовка к семинару Сам. работа 1 0 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.7. Стили педагогического общения Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.8. Общая и профессиональная культура педагога. Лекции 1 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
2.9. Составление конспекта: Мотивационно-целевая деятельность педагога. Подготовка к семинару Сам. работа 1 8 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
2.10. Менеджмент как основа педагогической деятельности Практические 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Профессиональное становление педагога
3.1. Профессиональное становление педагога профессионального обучения Лекции 1 4 ПК-1, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Профессионализация деятельности и личности педагога профессиональной школы. Профессиональная карьера Практические 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Профессионально-педагогические учебные заведения. Подготовка к аттестации по дисциплине Сам. работа 1 8 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
3.4. Экзамен Экзамен 1 27 ПК-1, ОПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1 Понятия: профессия, специальность. Дифференциация педагогических специальностей.
2 Сущность и специфика профессионально-педагогической деятельности.
3 Цель и задачи профессионально-педагогической деятельности.
4 Виды профессионально-педагогической деятельности.
5 Социальная миссия и профессиональные функции педагога.
6 Педагогическая деятельность как система. Понятие педагогической системы. Структура педагогической системы.
7 Профессиональные требования к личности педагога. Позиция, профессиональные установки, педагогическая готовность.
8 Педагогическое мастерство. Слагаемые педагогического мастерства: общие и педагогические способности, педагогическое призвание.
9 Педагогическое мастерство. Слагаемые педагогического мастерства: педагогические технологии, педагогическая техника.
10 Коммуникативные способности педагога: общительность, эмпатия, распределенность внимания, перцептивные способности.
11 Профессиональная компетентность педагога: теоретическая и практическая готовность.
12 Педагогические стили общения: общие, индивидуальные. Особенности этих стилей.
13 Профессионально-педагогическое общение. Закономерности педагогического общения.
14 Личностно-ориентированное обучение, его особенности в профессиональной школе.
15 Технологии личностно-ориентированного обучения в профессиональной школе.
16 Педагогический менеджмент как основа педагогической деятельности.
17 Организационно-управленческая деятельность педагога профессионального обучения.
18 Принятие педагогических управленческих решений.
19 Методы и приемы педагогического воздействия.
20 Профессиональное становление педагога.
21 Педагогические ценности и идеалы.
22 Компоненты педагогической культуры.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Мотивация творческой активности студентов в процессе профессионального обучения.
2. Педагогический менеджмент как основа успешной педагогической деятельности.
3. Творческая индивидуальность педагога как основа формирования личности обучающегося в профессиональной школе.
4. Современный педагог – менеджер
5. Педагогический профессионализм: реалии и перспективы.
6. Профессионально-значимые качества личности педагога профессионального обучения и методы их развития.
7. Инновационные процессы в профессиональном образовании.
8. Самообразование как основа профессиональной компетентности педагога.
9. Вклад отечественных педагогов в развитие гуманистической педагогики.
10. Научно-исследовательская работа студентов как составляющая профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Усманов В. В. , Слесарев Ю. В. , Марусева И. В. Профессиональная педагогика: учебное пособие Москва, Берлин: Директ-Медиа // ЭБС "Университетская библиотека online" , 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Столяренко Алексей Михайлович Общая педагогика: учебное пособие Москва: Юнити-Дана // ЭБС "Университетская библиотека online", 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека по педагогике pedagogic.ru
Э2 Коллекция: история образования museum.edu.ru
Э3 Московский музей образования www.int-edu.ru
Э4 Российское зарубежье: образование, педагогика, культура 20-50-х гг. ХХ века pedagogics.narod.ru
Э5 Курс "Введение в профессионально-педагогическую деятельность" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- четкое и системное планирование самостоятельной работы;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.