Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_КиКЯ-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 13 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко
1.1. | Цель: выявить и проанализировать основные этапы истории Тибетас древнейших времен и до наших дней. Задачи: – сформировать представление об основных этапах истории развития Тибета; – определить внутренние и внешние факторы, повлиявшие на становления государственности Тибета; – дать характеристику государственно-административного и хозяйственного устройства Тибета; – показать особенности тибетской духовной культуры, мировоззренческие и идеологические комплексы; – выявить ведущих политических и религиозных лидеров Тибета; – привить уважительное отношение к иной социально-культурной традиции. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ОПК-3 | способность объяснять основные тенденции и закономерности исторического развития региона специализации (включая отдельные страны) в контексте всемирно-исторического процесса |
ПК-10 | готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | знать основные этапы и причины формирования и развития истории Тибета; ведущих политических и религиозных лидеров Тибета, сыгравших большую роль в формирование тибетского этноса |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | объяснять специфику политических, социальных и демографических процессов Китая и Тибета, определять роль Тибета в историческом развитии Китая |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | научно-исследовательской работы применения методов системного анализа |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Естественно-географическое и историко-культурное обитание тибетского этноса | ||||||
1.1. | Тибет в древности. | Практические | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Особенности природно-климатических условий Тибета | Лекции | 7 | 1 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Подготовка к семинару | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Древний и средневековый период истории Тибета | ||||||
2.1. | Становление тибетского государства в эпоху древности. Проникновение и укрепление буддизма в регион. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Тибет в древности и раннем средневековье. | Практические | 7 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Основные тенденции развития Тибета в эпоху средневековья | Лекции | 7 | 1 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Подготовка к семинару | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Тибет в XVII- нач.ХХI в. | ||||||
3.1. | Институционализация буддизма и сложение тибетского теократического государства. | Лекции | 7 | 1 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Маньчжурское влияние в Тибете | Лекции | 7 | 1 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Подготовка семинара | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Маньчжурское влияние в Тибете | Практические | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.5. | Завоевание маньчжурами Тибета и проблема политического статуса Тибета в ХVIII в. | Практические | 7 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.6. | Государственно-административное устройство Тибета в XIX в. | Лекции | 7 | 1 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.7. | Подготовка к семинару. | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.8. | Тибет в русско-британских отношениях в конце XIX в. | Лекции | 7 | 1 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.9. | Внутренняя и внешняя политика XIII Далай-ламы. Борьба за независимость Тибета | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.10. | Тибет после образования КНР | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.11. | Вопрос о политическом статусе Тибета в 1914–1949 гг. и позиции держав. | Практические | 7 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.12. | Интеграция Тибетского района в состав КНР | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.13. | Подготовка к семинару. | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Формирование тибетской народности. Ярлунская династия. 2. Становление и укрепление тибетской государственности при Сонцэн Гампо VII в. 3. Активизация внешней политики Тибета при династии Гар. Война Тибета с Китаем 655–730 гг. 4. Тибето-китайская война 737–822 гг. Завершение внешнеполитического могущества Тибета 5. Формирование школ тибетского буддизма: Кадампа, Кагьюпа и Сакья. Буддизм в тибетской культуре. 6. Тибетский религиозный канон и система жанров тибетской литературы 7. Объединение Тибета под властью Сакья. Падение власти Сакья 8. Тибет во времена правления в монгольской династии Юань (1280–1368 гг.). 9. Сложение теократического Тибетского государства. Правление Далай-ламы V и Сангье Гьяцо 10. Становление института далай-лам (XIV в.) 11. Религиозные и политические лидеры Тибета и их роль в тибето-китайских отношениях XVII–XVIII вв. 12. Буддийские монастыри Тибета как политические, религиозные и экономические центры 13. Государственно-административное устройство Тибета XIX в. 14. Англо-русская политика в Тибете 15. Внешняя политика Российской империи по отношению к Тибету (XIX в.) 16. Попытка Цинов установления контроля над Тибетом и деятельность Далай-ламы XIII 17. Тибет в 20-х – начале 40-х годов XX в. Смерть Далай-ламы XIII 18. Установление контактов между правительствами Тибета и Китая 19. Тибет в 1949–1951 гг. Соглашение между Китаем и Тибетом. Политика КПК и со-здание тибетских автономных округов и уездов 20. Тибет в 1951–1959 гг. Политика «единого фронта» в Тибете. Антикитайское дви-жение 1959 г. 21. Реформы в Тибете. Создание Тибетского автономного района. 1959–1965 гг. 22. Дальнейшая интеграция Тибета в составе КНР 1966–1969 гг. 23. Тибетский автономный район КНР в эпоху реформ (после 1978 г.) 24. Тибетский автономный район КНР на рубеже XX и XXI вв. 25. Статус Тибета и позиция мировых держав XIX–XX вв. 26. Правительство Тибета в изгнании. Дхарамсала. Религиозная и политическая дея-тельность Далай-ламы XIV. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1.Проникновение и распространение буддизма в Тибете 2.Борьба религиозных партий в Тибете. Победа «желтошапочников» 3.Г. Цибиков – как исследователь Тибета 4.Агван-Доржи и его роль в русско-тибетских отношениях 5.Политика Англии в Тибете на рубеже ХIХ – ХХ вв. 6.Политика Цинской империи в Тибете в ХVIII – ХIХ вв. 7.Международно-правовой статус Тибета в 20–30-е гг. ХХ в. 8.Восстание в Тибете в 1959 г. и позиция великих держав 9.Погребальная культура и похоронные ритуалы Тибета 10.Административно-хозяйственная система буддийских монастырей Тибета 11.Религиозные и политические лидеры Тибета (XVII – XVIII вв.) 12.Тибето-китайские отношения (XXVII – XVIII вв 13.Русско-тибетские отношения (начало XX в.) – 14.Тибет в составе КНР 15.Оккупация Лхасы Китаем (1910 г.) 16.Политика Далай-ламы XIII и проблема суверенитета Тибета 17.Конфессиональный фактор во внешней политике тибетского правительства 18.Британо-тибетские отношения и военная экспедиция Янгхасбенда (1903 г.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС по курсу "История Тибета" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=522 Примерные тестовые задания: 1. Бод-па это: 1. тибетцы 2. люди Бод 3. божество тибетского пантеона Ответ: _______________ 2. Назовите старое китайское название Тибета 1.Туфа 2. Туба 3. Тёбёт Ответ: _______________ 3. Завершение процесса консолидации тибетских племен произошло в: 1. VI в. 2. VII в. 3. IX в. Ответ: _______________ 4. Ордалии применялись в тибетских системах: 1. центрального правительства 2. судопроизводства 3. землепользования Ответ: ¬¬¬¬_______________ 5. Ценпо это: 1. пища 2. правитель 3. вид военного Ответ: ________________ Примерный контрольный вопрос по курсу. Дайте ответ: Кто утвердил в Тибете тантрическую астролого-астрономическую систему Калачакра (Колесо времени)? Примерное контрольное задание по курсу: Изучите тему о политике Китайской республики в Тибете в первой половине ХХ в. Укажите основные методы политики Китая в отношении Тибета в 1911–1950 гг. Выделите не менее трех методов. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И. В. Анисимова [и др.] | История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Элбакян Е. С. | ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Васильев Л.С. | ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская национальная библиотека | www.nlr.ru | ||
Э2 | Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова | www.hist.msu.ru | ||
Э3 | Введение в буддизм / электронный ресурс о буддизме | buddhism.org.ru | ||
Э4 | Введение в буддологию: курс лекций | anthropology.ru | ||
Э5 | История Тибета и современность / Портал о странах и народах | www.portalostranah.ru | ||
Э6 | Курс в Moodle "История Тибета" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В ходе изучения дисциплины «История Тибета» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, этнографии региона. Дисциплина состоит из 3 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (18 часов лекционных и 18 часа практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (36 часа). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время. Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы. На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление. Web - сопровождением аудиторных занятий является электорнный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=522 Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания.Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах.Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания и тест, расположенный в теме. Каждый раздел завершается итоговым тестом. Итоговая аттестация происходит в виде зачета. Итоговая оценка складывается из: Посещаемость аудиторных занятий 5 - 10 Активность работы на занятиях 5 - 15 Самостоятельная работа студентов (через систему Moodle)25 - 50 Итоговая аттестация 15 - 25 Итоговая сумма баллов за курс 50 - 100 49 баллов и менее - «незачет». 50 - 100 баллов – «зачет». Баллы за посещаемость Устанавливается следующее соответствие посещаемости занятий (% присутствия от общего числа аудиторных часов по данной дисциплине) баллам БРС: менее 50% занятий - 0 баллов; 50%-85% занятий - 5 баллов; 86%-100% занятий - 10 баллов. Проверка посещаемости осуществляется преподавателем в начале занятия. Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут. Баллы за активность студента на занятии Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. Данный вид работы оценивается в max 3 балла за одно занятие. Баллы за самостоятельную работу студентов через систему Moodle 0 баллов - самостоятельная работа не выполнена либо все задания выполнены на неудовлетворительную оценку; 10 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей; 20 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки; 40 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки; 50 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки. |