МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История музыки (отечественной)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02МИИ-1-2020
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 273
контроль 27
Виды контроля по курсам
экзамены: 2, 3

Распределение часов по курсам

Курс 2 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 4 4 8 8 12 12
Практические 4 4 8 8 12 12
Сам. работа 127 127 146 146 273 273
Часы на контроль 9 9 18 18 27 27
Итого 144 144 180 180 324 324

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История музыки (отечественной)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл.деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл.деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка высококвалифицированных музыкантов, обладающих историческим мышлением, ориентирующихся в многообразии русской музыкальной культуры и понимающих закономерности ее развития, умеющих в своей практической деятельности использовать знания, полученные в процессе освоения курса

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.периоды развития музыкальной культуры
этапы эволюции художественных стилей
композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом аспекте
основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений
основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений
рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности
навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Музыка языческой Руси и Средневековья.
1.1. Периодизация истории русской музыки от истоков до начала XX века. Музыкальная культура славянских племен и языческой Руси. Музыкальная культура русского Средневековья. Лекции 2 1 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.1
1.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Влияние Византии на древнерусскую культуру", "Церковная и светская музыка русского Средневековья". Прослушивание музыкальных произведений Средних веков. Сам. работа 2 10 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Русская музыка XVII-XVIII веков.
2.1. Русская музыкальная культура второй половины XVII века. Церковная и светская музыка эпохи.Русская музыкальная культура XVIII века: периодизация и характеристика этапов. Жанр духовного концерта.Русская опера XVIII века. Оперное творчество В. Пашкевича, Е. Фомина, Д. Бортнянского. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Развитие первого придворного музыкального театра", "Церковный раскол и его роль в развитии русской музыкальной культуры", "Основные черты канта и партесного концерта". Прослушивание музыкальных произведений XVII века. Сам. работа 2 10 Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы "Хоровой концерт в творчестве М. Березовского и Д. Бортнянского".Прослушивание и анализ концертов. Сам. работа 2 10 Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ композиции опер: "Несчастье от кареты", "Как проживешь, так и прослывешь, или Санкт-Петербургский гостиный двор", "Скупой" В. Пашкевича, "Ямщики на подставе", "Орфей" Е. Фомина, "Сокол", "Сын-соперник или Новая Стратоника" Д. Бортнянского. Сам. работа 2 10 Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Романсы русских композиторов XVIII-начала XIX вв". Прослушивание и анализ романсов. Сам. работа 2 8 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Русская музыка XIX века.
3.1. Русская музыкальная культура первой половины XIX века: характеристика периода. Формирование нового музыкального театра и идеала отечественной оперы в творчестве М.И.Глинки (патриотической и эпической ).Симфонизм М. И. Глинки.А.С.Даргомыжский — основоположник русской лирико – бытовой музыкальной драмы («Русалка»). Практические 2 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Русская музыкальная культура второй половины XIX века: общие тенденции, эстетические и творческие проблемы. Изучение темы: "Деятельность А. Н. Серова, В. В. Стасова, А. Г. Рубинштейна, Н. Г. Рубинштейна и их вклад в развитие русской музыкальной культуры". Содружество "Могучая кучка". Эстетические взгляды кучкистов. Сам. работа 2 10 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Творчество М. П. Мусоргского", "Творчество А. П. Бородина","Творчество Н. А. Римского-Корсакова", "Творчество П. И. Чайковского. Прослушивание опер М. П. Мусоргского "Борис Годунов", "Хованщина"; А. П. Бородина "Князь Игорь", Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка", "Садко", Царская невеста", Сказание о невидимом граде Китеже", П. И. Чайковского "Пиковая дама", "Евгений Онегин", "Иоланта". Подготовка к викторине по операм. Сам. работа 2 39 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Опера второй половины XIX века. Народные музыкальные драмы М. П. Мусоргского.Эпическая оперная драматургия А. П. Бородина (опера "Князь Игорь").Оперное творчество Н. А. Римского-Корсакова ("Снегурочка", "Садко", "Царская невеста", "Сказание о невидимом граде Китеже", "Золотой петушок").Оперное творчество П. И. Чайковского: жанровое разнообразие, соотношение драматического и музыкального начал. Практические 2 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Симфонические жанры в русской музыке второй половины XIX века. Программный симфонизм «кучкистов». Истоки и основные принципы симфонизма П. И. Чайковского. Симфония-драма в творчестве П.И. Чайковского. Лекции 2 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ симфонических произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского.Прослушивание и анализ симфонических произведений П. И. Чайковского: Симфонии №1, №4, №5, №6, увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта", "Франческа да Римини, "1812 год". Подготовка к музыкальной викторине по симфоническим произведениям композиторов "Могучей кучки" и П. И. Чайковского. Сам. работа 2 30 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4.Русская музыка рубежа XIX – XX веков.
4.1. Русская музыкальная культура рубежа веков: характеристика периода.Авангард в русской музыке начала века: Н. Рословец, ранний С.Прокофьев, М. Матюшин, А.Лурье, Н. Обухова и др. Новое направление в русской духовной музыке(А.Кастальский, П.Чесноков, А.Гречанинов, С.Смоленский). Лекции 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
4.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы "Творчество композиторов-авангардистов начала века". Прослушивание и анализ музыкальных произведений по теме. Сам. работа 3 8 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
4.3. Симфоническая музыка на рубеже XIX-XX веков. Обзор творчества А.К. Глазунова, С.И. Танеева, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова. Лекции 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.2
4.4. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Творчество А. К. Глазунова", "Творчество С. И. Танеева". Прослушивание и анализ симфонических произведений композиторов:Симфония № 5 А. К. Глазунова,Симфония № 4 С. И. Танеева.Подготовка к викторине по симфоническому творчеству А. К. Глазунова и С. И. Танеева. Сам. работа 3 18 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.5. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Творчество А. Н. Скрябина", "Творчество С. В.Рахманинова". Прослушивание симфонических произведений композиторов: Симфония № 3 c-moll («Божественная поэма»), «Поэма экстаза», "Прометей" А. Н. Скрябина;Симфония № 3 С. В. Рахманинова.Подготовка к музыкальной викторине по симфоническим произведениям А. А. Скрябина и С. В. Рахманинова. Сам. работа 3 18 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.6. Русский симфонизм рубежа веков: жанровые черты - тип тематизма, драматургия симфонического цикла. Практические 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.7. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Симфоническое творчество А. К. Лядова".Прослушивание и анализ симфонических произведений А. К. Лядова: "8 русских народных песен", "Баба Яга", "Кикимора", "Волшебное озеро".Подготовка к викторине по симфоническим произведениям А. К. Лядова. Сам. работа 3 8 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.2
4.8. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Вокальные жанры в творчестве композиторов на рубеже веков". "Развитие традиций вокальной лирики: жанровая классификация и формы соотношения слова и музыки", "Камерная опера". Сам. работа 3 8 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.9. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Камерно-инструментальное творчество русских композиторов рубежа веков". Прослушивание произведений С. В. Рахманинова, А. С. Аренского,А. К. Глазунова, С. И. Танеева. Сам. работа 3 6 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.10. Жанры камерно-инструментальной музыки в творчестве отечественных композиторов рубежа веков.Фортепианная миниатюра в творчестве русских композиторов на рубеже веков: А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера. Практические 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
Раздел 5. Отечественная музыка первой половины XX века
5.1. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Творчество И. Ф. Стравинского", "Музыкальный театр И. Ф. Стравинского","Драматургия балетов И. Ф. Стравинского". Прослушивание и анализ балетов "Петрушка" и "Весна Священная". Подготовка к музыкальной викторине по балетам И. Ф. Стравинского. Сам. работа 3 10 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1
5.2. Основные этапы развития советской музыкальной культуры. Лекции 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1
5.3. Изучение темы: "Симфония в творчестве Н. Я. Мясковского.Симфонии №№ 5,6,21".Прослушивание и анализ симфоний композитора. Подготовка к музыкальной викторине по симфониям Н. Я. Мясковского. Сам. работа 3 10 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1
5.4. Изучение тем: "Творчество С. С. Прокофьева", "Фортепианное творчество С. С. Прокофьева, "Оперное творчество С. С. Прокофьева". Прослушивание и анализ симфоний №5, №7 Прокофьева.Подготовка к музыкальной викторине по симфониям С. С. Прокофьева.Прослушивание и анализ произведений: Концерт для фортепиано с оркестром № 5, сонаты, оперы "Игрок", "Любовь к трем апельсинам", "Война и мир".Подготовка к музыкальной викторине по операм С. С. Прокофьева. Сам. работа 3 16 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1
5.5. Симфоническое творчество С. С. Прокофьева. Музыкальный театр С. С. Прокофьева Практические 3 2 Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.6. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ симфоний Д. Д. Шостаковича.Подготовка к музыкальной викторине по симфоническому творчеству Д. Д. Шостаковича.Прослушивание и анализ опер Д. Д. Шостаковича: "Нос", "Катерина Измайлова". Подготовка к музыкальной викторине по операм Д. Д. Шостаковича. Сам. работа 3 16 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1
5.7. Симфоническое творчество Д. Д. Шостаковича.Оперное творчество Д. Д. Шостаковича. Особенности драматургии опер "Катерина Измайлова", "Нос". Практические 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.8. Кантатно-ораториальные жанры в отечественной музыке XX века. Лекции 3 2 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.9. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ музыкальных произведений кантатно-ораториальных жанров XX века.Изучение тем: "Особенности драматургии кантаты С. С. Прокофьева "Александр Невский"", "Трактовка жанра в симфонии-действе В.А. Гаврилина "Перезвоны"". Сам. работа 3 8 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1
5.10. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Обзор творчества Г. В. Свиридова и Р. К. Щедрина".Прослушивание и анализ произведений Г. В. Свиридова ("Поэма памяти С. Есенина") и Р.К. Щедрина (балет "Конек-Горбунок, опера "Мертвые души"). Сам. работа 3 8 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.11. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Новая фольклорная волна: творчество В. А. Гаврилина и Б.И. Тищенко".Прослушивание и анализ музыкальных произведений В. А. Гаврилина (балет "Анюта") и Б. И. Тищенко (балет "Ярославна). Сам. работа 3 8 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1
5.12. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Камерно-инструментальные жанры в отечественной музыке XX века". Сам. работа 3 4 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лозинская В. П. Русская музыка с древнейших времен до середины XX века: Научные монографии Сибирский федеральный университет, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Браудо Е.М. ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Скребков С. С. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ. ХОРОВАЯ МУЗЫКА XVII - НАЧАЛА XVIII ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Банникова И. И. История отечественной музыки XX века (1917-2000 гг.): Учебники и учебные пособия для ВУЗов Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ширяева О.Ф. Жанр симфонической картины в творчестве отечественных композиторов: учебное пособие по дисциплине «История отечественной музыки» : учебное пособие: Учебное пособие для Вузов ЧГИК, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Демченко А. И. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. КОНЦЕПЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л3.2 Левашева Е.М. История русской музыки: в 10 т. Т.10В. 1890-1917. Кн.2.: Учебное пособие Языки славянских культур, 2011 biblioclub.ru
Л3.3 Левашева Е.М. История русской музыки : в 10 т. Т.10В.1890—1917. Кн. 1. : Учебное пособие Языки славянских культур, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека "Киберленинка" https://cyberleninka.ru/ cyberleninka.ru
Э2 Электронная библиотека "Твирпкс", учебники и научные труды по Истории музыки https://www.twirpx.com/files/art/music/history/ www.twirpx.com
Э3 Нотный архив Бориса Тараканова http://notes.tarakanov.net/ notes.tarakanov.net
Э4 Библиотека по музыковедению http://www.library.musicfancy.net/ www.library.musicfancy.net
Э5 Курс в Moodle "История музыки (отечественной)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
118Д помещение для хранения и обработки специализированных материалов Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски)
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной.
Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности:
• изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса;
• аналитическую работу с музыкальными текстами и явлениями музыкального искусства;
• подготовку сообщений и докладов по темам курса;
• прослушивание и проигрывание изучаемых музыкальных произведений.

Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное, останавливая свое внимание на следующих моментах:
• соотнесение истории музыки с событиями «гражданской» истории, техническими революциями, мировосприятием, религиозными и космогоническими представлениями человека, другими видами искусства;
• уточнение терминологии (период, этап, историческое звено, историческая фаза, граница, рубеж и т. п.);
• роль личности (композитора) в «музыкальной» истории;
• уровни периодизации, подлежащие выявлению и систематизации;
• критерии периодизации музыкально-исторического процесса.
При изучении каждой темы рекомендуется составлять конспект, чтобы наглядно систематизировать знания и классифицировать всевозможные сведения фактологического, теоретического и исторического порядка.
Важную роль в изучении дисциплины играет самостоятельное прослушивание студентами музыки. Поэтому следующим значимым этапом при подготовке к практическому занятию будет слушание музыки по теме из рекомендованного списка произведений. Слушание музыкальных произведений должно быть активным, а не пассивным – для студента важно не только запомнить звучание произведения, но и дать ему характеристику, затронув следующие аспекты: стилевое направление, композиторская школа, черты индивидуального, регионального, эпохального стиля, психологические, языковые приметы времени, касающиеся данного произведения. Именно поэтому при самостоятельном прослушивании произведений рекомендуется пользоваться клавирами и партитурами.
При подготовке сообщения или доклада для практического занятия студент должен четко сформулировать проблематику, которую он хотел бы осветить, и подробно раскрыть ряд положений (либо сделать анализ музыкального произведения), подтверждая сказанное исполнением музыкальных фрагментов. К выступлению необходимо подготовить в письменном виде подробный план излагаемого вопроса со списком изученной литературы. Главная задача студента – включить произведение или жанр в историко-стилевой контекст, ориентироваться в композиторских школах и направлениях, применять знания в области смежных видов искусств, делать выводы о традиционности или новаторстве выбранных образцов. Если сообщение посвящено творческому облику композитора, то желательно также представлять его не изолированно, а в связи с культурно-историческим процессом. Необходимо обратить внимание на правильность устной речи, которая не должна содержать элементов, не свойственных принятому литературному изложению.