МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология профессионального образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_ДПИиД-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, Доцент, Т.В. Пойдина

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, Дир. инст., Л.И.Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Психология профессионального образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нехвядович Лариса Ивановна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Нехвядович Лариса Ивановна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины - формирование целостного и системного понимания психологических задач и методов профессионального образования.
Задачи:
-составить представление о роли социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности;
-изучить психологические особенности различных возрастных групп и организации учебного процесса с ними;
-раскрыть условия развития личности студента; рассмотреть психологические закономерности структурирования предметно-содержательного знания и системной организации учебных задач, проектирования и организации ситуаций совместной продуктивной деятельности преподавателя и студента.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление о методологии научного творчества; возрастных особенностях становления личности; психологических аспектах профессионального обучения и воспитания.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать: методы психологии профессионального образования; основы психологии личности и социальной психологии; биологические и психологические особенности человеческого восприятия и усвоения; психологические особенности юношеского возраста и связанные с этим особенности поведения; влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов; психологические особенностях педагогической деятельности.
Уметь: использовать фундаментальные психологические знания в организации учебного процесса, в трансформировании и изложении учебного материала с учетом современных достижений, проблем и тенденций психологии; владеть методами научных исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть основами научно-методической и учебно-методической работы в профессиональном образовании

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию профессионального образования
1.1. Психология профессионального образования как отрасль прикладной психологии Лекции 2 2 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Методы психологии профессионального образования Сам. работа 2 8 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Неэкспериментальные и эспериментальные методы психологии. Психометрические и генетические методы. Практикум Сам. работа 2 4 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Возрастные особенности становления личности
2.1. Роль социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности Лекции 2 2 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Понятие возрастных периодов и подходы к их выделению. Защита мультимедийных презентаций Сам. работа 2 6 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Разработка конспекта "Периодизации жизни человека и психического развития личности в работах Э. Эриксона" Сам. работа 2 13 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Психологические аспекты профессионального становления. Психология профессионального самоопределения Лекции 2 2 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Взаимодействие индивидного, личностного и профессионального развития человека: семинар-дискуссия Практические 2 2 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Разработка конспекта "Стадии профессионального становления по Е.А. Климову, Д. Сьюперу, Г. Хейвигхерсту" Сам. работа 2 12 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Психологические аспекты развивающего профессионального образования
3.1. Профессиональное образование в современном обществе. Профессиональное развивающее образование Сам. работа 2 8 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Подготовка эссе "Основные психологические концепции и подходы к обучению" Сам. работа 2 8 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Психология профессионального обучения, воспитания и развития
4.1. Эмоционально-волевые и интеллектуальные особенности, мотивация обучающихся профессиональной школы. Сам. работа 2 2 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Формирование профессионального мышления специалиста. Психологические проблемы воспитания Практические 2 2 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Подготовка конспекта "Требования к специалисту с высшим образованием и особенности" развития личности студента Сам. работа 2 8 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Психология педагога профессиональной школы
5.1. Психологические особенности личности педагога профессиональной школы. Личностно ориентированное педагогическое взаимодействие Сам. работа 2 12 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Практикум по психологии профессионального образования Сам. работа 2 8 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Экзамен Экзамен 2 9 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.И. Корытченкова, Т.И. Кувшинова Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие КемГУ// ЭБС Лань, 2012 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко, О.А. Вагаева. Психология и педагогика: учебное пособие Пенза : ПензГТУ, ЭБС Лань, 2012 e.lanbook.com
Л2.2 Фархитдинова, О.М. Психология и пегагогика: учебное пособие Екатеринбург : УрФУ, ЭБС Лань, 2015 https://e.lanbook.com/book/98538.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Л.Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко Психологическое сопровождение деятельности педагога в дополнительном профессиональном образовании: учебно-методическое пособие Флинта // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Гусарова Н.Ф. Психология профессионального образования de.ifmo.ru
Э2 Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учебно-методический комплекс www.e-college.ru
Э3 Основы профессионального образования imp.rudn.ru
Э4 Федеральные государственные образовательные стандарты mon.gov.ru
Э5 Электронный музей профессий profvibor.ru
Э6 Электронный курс "Психология профессионального образования" Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса «Психология профессионального образования» большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение закономерностей психического развития, факторов, способствующих личностному росту, основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки;
3. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
4. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине «Психология профессионального образования»
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина «Психология профессионального образования» обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.