МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология профессионального образования
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильИмиджевый дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_ИмДиз-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, Доцент, Т.В. Пойдина

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, Дир. инст., Л.И.Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Психология профессионального образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нехвядович Лариса Ивановна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Нехвядович Лариса Ивановна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины - формирование целостного и системного понимания психологических задач и методов профессионального образования.
Задачи:
-составить представление о роли социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности;
-изучить психологические особенности различных возрастных групп и организации учебного процесса с ними;
-раскрыть условия развития личности студента; рассмотреть психологические закономерности структурирования предметно-содержательного знания и системной организации учебных задач, проектирования и организации ситуаций совместной продуктивной деятельности преподавателя и студента.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ПК-3: Способен модернизировать и использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, учебно-профессиональных результатов обучения и обеспечения качества образовательного процесса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление о методологии научного творчества; возрастных особенностях становления личности; психологических аспектах профессионального обучения и воспитания.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать: методы психологии профессионального образования; основы психологии личности и социальной психологии; биологические и психологические особенности человеческого восприятия и усвоения; психологические особенности юношеского возраста и связанные с этим особенности поведения; влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов; психологические особенностях педагогической деятельности.
Уметь: использовать фундаментальные психологические знания в организации учебного процесса, в трансформировании и изложении учебного материала с учетом современных достижений, проблем и тенденций психологии; владеть методами научных исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть основами научно-методической и учебно-методической работы в профессиональном образовании

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию профессионального образования
1.1. Психология профессионального образования как отрасль прикладной психологии Лекции 2 2 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Методы психологии профессионального образования Сам. работа 2 8 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Неэкспериментальные и эспериментальные методы психологии. Психометрические и генетические методы. Практикум Сам. работа 2 4 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Возрастные особенности становления личности
2.1. Роль социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности Лекции 2 2 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Понятие возрастных периодов и подходы к их выделению. Защита мультимедийных презентаций Сам. работа 2 6 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Разработка конспекта "Периодизации жизни человека и психического развития личности в работах Э. Эриксона" Сам. работа 2 13 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Психологические аспекты профессионального становления. Психология профессионального самоопределения Лекции 2 2 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Взаимодействие индивидного, личностного и профессионального развития человека: семинар-дискуссия Практические 2 2 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Разработка конспекта "Стадии профессионального становления по Е.А. Климову, Д. Сьюперу, Г. Хейвигхерсту" Сам. работа 2 12 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Психологические аспекты развивающего профессионального образования
3.1. Профессиональное образование в современном обществе. Профессиональное развивающее образование Сам. работа 2 8 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Подготовка эссе "Основные психологические концепции и подходы к обучению" Сам. работа 2 8 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Психология профессионального обучения, воспитания и развития
4.1. Эмоционально-волевые и интеллектуальные особенности, мотивация обучающихся профессиональной школы. Сам. работа 2 2 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Формирование профессионального мышления специалиста. Психологические проблемы воспитания Практические 2 2 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Подготовка конспекта "Требования к специалисту с высшим образованием и особенности" развития личности студента Сам. работа 2 8 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Психология педагога профессиональной школы
5.1. Психологические особенности личности педагога профессиональной школы. Личностно ориентированное педагогическое взаимодействие Сам. работа 2 12 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Практикум по психологии профессионального образования Сам. работа 2 8 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Экзамен Экзамен 2 9 ОПК-6 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств
см. в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.И. Корытченкова, Т.И. Кувшинова Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие КемГУ// ЭБС Лань, 2012 https://e.lanbook.com/book/30017
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко, О.А. Вагаева. Психология и педагогика: учебное пособие Пенза : ПензГТУ, ЭБС Лань, 2012 https://e.lanbook.com/book/62509.
Л2.2 Фархитдинова, О.М. Психология и пегагогика: учебное пособие Екатеринбург : УрФУ, ЭБС Лань, 2015 https://e.lanbook.com/book/98538.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Л.Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко Психологическое сопровождение деятельности педагога в дополнительном профессиональном образовании: учебно-методическое пособие Флинта // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279821
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Гусарова Н.Ф. Психология профессионального образования http://de.ifmo.ru/--books/0062/index.htm
Э2 Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учебно-методический комплекс http://www.e-college.ru/xbooks/xbook059/book/index/index.html
Э3 Основы профессионального образования http://imp.rudn.ru/psychology/labour_psychology/9.html
Э4 Федеральные государственные образовательные стандарты http://mon.gov.ru/pro/fgos/
Э5 Электронный музей профессий http://profvibor.ru/
Э6 Электронный курс "Психология профессионального образования" Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4406
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса «Психология профессионального образования» большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение закономерностей психического развития, факторов, способствующих личностному росту, основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки;
3. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
4. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине «Психология профессионального образования»
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина «Психология профессионального образования» обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.